Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа
Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах
4. Блок работа с родителями
Цель: рассказать о влиянии игры – драматизации на формирование нравственных ценностей.
Цель: приобщение родителей к совместной с детьми игровой деятельности.
Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами проектом. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.
В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:
Организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
В зоне театральной деятельности находились также:
Один из блоков проекта – «Работа с художественной литературой». Нами был сделан строгий отбор художественных произведений, являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на основе следующих критериев:
Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки:
Нами был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:
1) чтение;
2) повторное чтение;
3) беседа по прочитанному произведению;
5) рассматривание книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;
6) игровые этюды;
7) игры – драматизации.
В ДОУ, где проводилась исследовательская работа, создано развивающее пространство, которое включает в себя: библиотеку детского сада, библиотеку группы, книжный уголок в группе, театральный уголок в группе.
Книжная выставка широко использовалась нами в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок. Проводились небольшие занятия, главной цель которых было воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации; расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.
В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:
В соответствии с проектом нами была разработана общая система организации игр – драматизаций, она была такова:
Подготовительная работа к игре – драматизации «Кот, петух и лиса» включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание масок.
Также был реализован блок по работе с родителями, его целью было сформировать представление у родителей о игре – драматизации и как в неё играть дома с детьми.
После опытной работы на формирующем этапе эксперимента мы приступили к контрольному обследованию детей. На этом этапе мы использовали методику по изучению представлений у детей о нравственных качествах (методика Г.А. Урунтаевой). Вся работа проводилась индивидуально с детьми седьмого года жизни.
Сначала с детьми была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики Приложение 5
Данные исследования были занесены в таблицу 5.
Таблица 5
Имя |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Ангелина Н. |
А) тот, кто всегда поступает хорошо, со всеми делится; Б) тот, кто ни кого не слушается, ругается, дерется; |
А) кто всегда говорит правду и не обманывает; Б) кто всем врет и всегда обманывает; |
А) кто всем всегда делится; Б) ничего не дает; |
А) кому ничего не страшно; Б) кто всего всегда боится; |
Антон Т. |
А) кто всегда поступает хорошо и ничего плохого не делает; Б) поступает плохо и не слушается; |
А) кто ни кого не обманывает; Б) кто всех обманывает всегда; |
А) тот всем все дает; Б) тот, кто ничего не дает; |
А) вообще ни чего не боится; Б) кто всего боится; |
Владик С. |
А) кто всех слушается и хорошо поступает; Б) кто не слушается и ведет себя плохо; |
А) кто всегда выполняет обещания; Б) тот, кто обещает и не выполняет обещания; |
А) кто всем делится; Б) кто ни делится игрушками, конфетами и вообще всем; |
А) кому ни когда, ни чего не страшно; Б) кто всего боится; |
Вова Ш. |
А) кто всегда всем делится, если его попросят; Б) кто всегда злится и не слушается старших; |
А) кто не врет; Б) кто не делает, что обещал; |
А) кому ни чего не жалко; Б) ничего не дает; |
А) я смелый, я хожу на бокс; Б) кто всегда всего боится; |
Геля П. |
А) это люди, которые всегда все делают правильно и хорошо; Б) тех, кто кричит бьется и злится; |
А) кто не обманывает; Б) кто врет всегда; |
А) кто всем делится, ему ничего не жалко; Б) кто не делится забирает все у детей; |
А) кто ничего не боится; Б) кто всего боится; |
Данил В. |
А) кто делает все хорошо и улыбается; Б) кто злой постоянно; |
А) кто делает, что обещал; Б) кто всех обманывает; |
А) кто всем все дает; Б) кому дать жалко, что попросят; |
А) кто никого не боится; Б) кто всех, всех боится |
Даша Ш. |
А) кто поступает всегда хорошо Б) кто на всех злится, кричит и сердится; |
А) кто не врет всем; Б) тот, кто обещает и ничего не выполняет; |
А) кто всем разрешает играться; Б) кто все дает; |
А) кто не трусливый; Б) кто всего боится; |
Максим С. |
А) кто всех любит и лицо у него доброе; Б) Антон кричит всегда, он злой; |
А) кто не обманывает; Б) кто всех обманывает и врет; |
А) кто все дает; Б) тот, кто забирает у всех все и ничего не дает; |
А) кому не страшно никогда; Б) кто боится и ему страшно; |
Настя А. |
А) кто хороший и не кричит; Б) Антон и Тимофей злые; |
А) правду всем говорят; Б) кто всегда обманывает; |
А) кто всем делится; Б) кто не дает ничего, даже игрушки; |
А) кто ничего не боится; Б) кто всего боится |
Света М. |
А) всем улыбаются, не дерутся, поступают хорошо; Б) кто не слушается и дерется; |
А) выполняют обещания; Б) кто врет специально; |
А) кому ничего не жалко для всех; Б) кто все себе забирает; |
А) кто ничего не боится; Б) боится всегда. |
При обработке данных анализировали, насколько осознаны детьми понятия нравственных ценностей и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно испытуемые были распределены по трем уровням осознания нравственных ценностей Приложение.
Анализируя ответы детей, следует отметить:
1. Обобщенное представление о
нравственном качестве
2. Нравственные качества «честный
- лживый» дети дифференцировали,
опираясь на совокупность
3. Представление о нравственном качестве - «смелый» практически у всех детей сформировано обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я хожу на бокс»).
Обработка данных по сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом уровней, представленных в приложении 5, и записана в нижеследующей таблице.
Таблица 6
№ |
Имя |
Вопрос 1 |
Вопрос 2 |
Вопрос 3 |
Вопрос 4 |
Итоги | ||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б | |||
1 |
Ангелина Н. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
2 |
Антон Т. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
3 |
Вадик С. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
4 |
Вова Ш. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
5 |
Геля П. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
6 |
Данил В. |
В |
В |
В |
В |
С |
В |
В |
С |
С |
7 |
Даша Ш. |
С |
В |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
8 |
Максим С. |
В |
Н |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
9 |
Настя А. |
В |
Н |
В |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
10 |
Света М. |
С |
В |
С |
В |
С |
С |
В |
В |
С |
Проанализировав ответы детей на контрольном этапе, следует отметить, что:
Результаты контрольного этапа сравнили с результатами констатирующего этапа и представили в сравнительной диаграмме (рис. 5).
Рис. 5 - Изучение представлений о нравственных качествах (беседа)
Мы убедились, что результаты контрольного этапа эксперимента выше, чем констатирующего. Сравнивая показатели контрольного и констатирующего этапов эксперимента, мы установили, что после проведенной работы, обозначенной в программе формирующего этапа эксперимента по формированию представлений о нравственных качествах у старших дошкольников, имеющих высокий уровень, увеличилось на 20%, детей с низким уровнем осознания нравственной нормы не осталось.
Далее на контрольном этапе обследования, нами была проведена методика по изучению представлений о нравственных ценностях, она осуществлялась в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали. (Приложение 6)
Данные беседы представлены в таблице 7.
Таблица 7
Имя |
1 Вопрос |
2 Вопрос |
3 Вопрос |
4 Вопрос |
Ангелина Н |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
У лисы избушка растаяла, она попросилась к зайчику переночевать, он её пустил, а лиса его прогнала. |
Помогали все: собачка, медведь и петушок, но петушок испугал лису и она убежала. |
Помогла. |
Антон Т. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она перехитрила зайчика, когда он пустил её к себе в избушку, а лиса его выгнала. |
Помогали медведь, собачка, а выгнал и больше всех помог петушок. |
Я ни кого не боюсь, я всем помогу. |
Владик С. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Заяц пустил её в дом, а она его выгнала из его дома. |
Собаки, медведь говорили: «Мы тебе поможем, выгоним лису», хотели помочь, а лиса их испугала, зато петушок не испугался и помог зайчику. |
Я как петушок, помог бы. |
Вова Ш. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Весной избушка лисы растаяла, она пришла к зайчику, попросилась переночевать, он был добрый и пустил лису, а она хитрая – выгнала его из дома. |
Петушок, собачка и медведь хотели помочь, успокаивали зайчика, а лису выгнал только петушок. |
Я всем помогу. |
Геля П. |
А) Лубяная. Б) Ледяная она весной растаяла. |
Она выгнала зайчика из дома, когда её избушка из льда растаяла, и зайчик пустил её к себе в избушку. |
Все помогали, но больше помог петушок, он выгнал лису из дома зайчика. |
Я помогла бы. |
Данил В. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она его перехитрила, когда попросилась переночевать, зайчик впустил, а лиса была хитренькая, выгнала его. |
Помог петушок с острой косой, а еще хотели помочь медведь и собачка, но лиса их напугала, потом петушок выгнал её. |
Я помогу. |
Даша Ш. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она обманула зайчика, когда он пустил её переночевать, а лиса его выгнала. |
Петушок помогал, а медведь с собакой испугались и не помогли. |
Я помогла бы. |
Максим С. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Заяц пустил хитрую лису в дом, а она его выгнала. |
Все хотели помочь, но петушок был с косой, и поэтому лиса его испугалась и убежала. |
Я всем помогаю всегда. |
Настя А. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Она попросилась к нему в избушку, а потом выгнала зайчика. |
Медведь хотел помочь, и собачка хотела помочь, но испугались, а петушок помог, как обещал. |
Я помогу. |
Света М. |
А) Лубяная. Б) Ледяная. |
Лиса обманула зайчика. |
Все помогали, а лису выгнал петушок. |
Я помогла бы. |