Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игрдраматиз.doc

— 627.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Блок работа с родителями

  1. Консультация для родителей на тему «Игра – драматизация дома».

Цель: рассказать о влиянии игры – драматизации на формирование нравственных ценностей.

  1. Разработка сценариев игр – драматизаций для родителей.
  2. Консультация «Домашний театр».

Цель: приобщение родителей к совместной с детьми игровой деятельности.

Опытная работа по формированию нравственных ценностей с детьми седьмого года жизни проводилась в соответствии с разработанным нами проектом. Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

  • театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);
  • театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актера-кукольника);
  • настольный театр;
  • театр масок и д.р.

Организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

В зоне театральной деятельности находились также:

  • ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);
  • маски;
  • костюмы для ряженья;
  • музыкальные инструменты.

Один из блоков проекта – «Работа с художественной литературой». Нами был сделан строгий отбор художественных произведений, являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на основе следующих критериев:

  • соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;
  • доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
  • сюжетность, динамичность литературных текстов;
  • способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки:

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Кот, петух и лиса»;
  • «Теремок»;
  • «Айболит»;
  • «Заюшкина избушка»;
  • английская народная сказка «Три поросенка».

Нами был разработан алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:

1) чтение;

2) повторное чтение;

3) беседа по прочитанному произведению;

  1. пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;

5) рассматривание книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;

6) игровые этюды;

7) игры – драматизации.

В ДОУ, где проводилась исследовательская работа, создано развивающее пространство, которое включает в себя: библиотеку детского сада, библиотеку группы, книжный уголок в группе, театральный уголок в группе.

Книжная выставка широко использовалась нами в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. Книжная выставка позволяет дать детям более полное представление о книгах. На выставке использовались книги русских народных сказок, английских народных сказок. Проводились небольшие занятия, главной цель которых было воспитывать у детей потребность рассматривать книгу и иллюстрации; расширять словарь детей устаревшими словами; активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, справедливая, чуткая, добрая, отзывчивая и т.д; способствовать воспитанию в детях сочувствия, сострадания, чувство товарищества.

В ходе проведения занятий мы реализовали следующие этапы:

  1. рассматривание книг, знакомство с автором (если есть);
  2. словарная работа (работа с незнакомыми словами);
  3. рассматривание иллюстраций в книге;
  4. работа с книжной выставкой, отыскивание названных произведений в небольших сборниках;
  5. беседа, направленная на выявление идейного содержания произведений, воспитание нравственных чувств и качеств личности.

В соответствии с проектом нами была разработана общая система организации игр – драматизаций, она была такова:

    • знакомство с театром данного жанра, его устройством, профессиями работающими в нем людей через просмотр видеофильмов.
    • знакомство с текстом произведения.
    • освоение выразительных средств передачи образа в данном жанре: мимика и движения в драматическом спектакле; речь и ритмопластика – в музыкальном; голос и кукловождения – в кукольном. Использовались упражнения и этюды с героями и элементами сюжета конкретной сказки.
    • изготовление атрибутов и масок.
    • организация самих игр – драматизаций: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка».

Подготовительная работа к игре – драматизации «Кот, петух и лиса» включала подбор текста, музыкальных произведений, просмотр мультфильмов по сказке, создание масок.

Также был реализован блок по работе с родителями, его целью было сформировать представление у родителей о игре – драматизации и как в неё играть дома с детьми.

После опытной работы на формирующем этапе эксперимента мы приступили к контрольному обследованию детей. На этом этапе мы использовали методику по изучению представлений у детей о нравственных качествах (методика Г.А. Урунтаевой). Вся работа проводилась индивидуально с детьми седьмого года жизни.

Сначала с детьми была проведена беседа. Каждому ребенку задавали вопросы, предложенные автором методики Приложение 5

Данные исследования были занесены в таблицу 5.

 

Таблица 5

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Ангелина Н.

А) тот, кто всегда поступает хорошо, со всеми делится;

Б) тот, кто ни кого не слушается, ругается, дерется;

А) кто всегда говорит правду и не обманывает;

Б) кто всем врет и всегда обманывает;

А) кто всем всегда делится;

Б) ничего не дает;

А) кому ничего не страшно;

Б) кто всего всегда боится;

Антон Т.

А) кто всегда поступает хорошо и ничего плохого не делает;

Б) поступает плохо и не слушается;

А) кто ни кого не обманывает;

Б) кто всех обманывает всегда;

А) тот всем все дает;

Б) тот, кто ничего не дает;

А) вообще ни чего не боится;

Б) кто всего боится;

Владик С.

А) кто всех слушается и хорошо поступает;

Б) кто не слушается и ведет себя плохо;

А) кто всегда выполняет обещания;

Б) тот, кто обещает и не выполняет обещания;

А) кто всем делится;

Б) кто ни делится игрушками, конфетами и вообще всем;

А) кому ни когда, ни чего не страшно;

Б) кто всего боится;

Вова Ш.

А) кто всегда всем делится, если его попросят;

Б) кто всегда злится и не слушается старших;

А) кто не врет;

Б) кто не делает, что обещал;

А) кому ни чего не жалко;

Б) ничего не дает;

А) я смелый, я хожу на бокс;

Б) кто всегда всего боится;

Геля П.

А) это люди, которые всегда все делают правильно и хорошо;

Б) тех, кто кричит бьется и злится;

А) кто не обманывает;

Б) кто врет всегда;

А) кто всем делится, ему ничего не жалко;

Б) кто не делится забирает все у детей;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится;

Данил В.

А) кто делает все хорошо и улыбается;

Б) кто злой постоянно;

А) кто делает, что обещал;

Б) кто всех обманывает;

А) кто всем все дает;

Б) кому дать жалко, что попросят;

А) кто никого не боится;

Б) кто всех, всех боится

Даша Ш.

А) кто поступает всегда хорошо

 Б) кто на всех злится, кричит  и сердится;

А) кто не врет всем;

Б) тот, кто обещает и ничего не выполняет;

А) кто всем разрешает играться;

Б) кто все дает;

А) кто не трусливый;

Б) кто всего боится;

Максим С.

А) кто всех любит и лицо у него доброе;

Б) Антон кричит всегда, он злой;

А) кто не обманывает;

Б) кто всех обманывает и врет;

А) кто все дает;

Б) тот, кто забирает у всех все и ничего не дает;

А) кому не страшно никогда;

Б) кто боится и ему страшно;

Настя А.

А) кто хороший и не кричит;

Б) Антон и Тимофей злые;

А) правду всем говорят;

Б) кто всегда обманывает;

А) кто всем делится;

Б) кто не дает ничего, даже игрушки;

А) кто ничего не боится;

Б) кто всего боится

Света М.

А) всем улыбаются, не дерутся, поступают хорошо;

Б) кто не слушается и дерется;

А) выполняют обещания;

Б) кто врет специально;

А) кому ничего не жалко для всех;

Б) кто все себе забирает;

А) кто ничего не боится;

Б) боится всегда.


 

При обработке данных анализировали, насколько осознаны детьми понятия нравственных ценностей и как это зависит от возраста дошкольников. Соответственно испытуемые были распределены по трем уровням осознания нравственных ценностей Приложение.

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное представление о  нравственном качестве сформировано  практически у всех детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». Только у Максима С. конкретный человек выступает в роле носителя данного качества («Антон кричит всегда, он злой»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные качества «честный - лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных  ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто  никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление о нравственном  качестве - «смелый» практически  у всех детей сформировано  обобщенное. Лишь у Вовы Ш. оно закреплено конкретно за ним самим («Я сам, я хожу на бокс»).

Обработка данных по сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом уровней, представленных в приложении 5, и записана в нижеследующей таблице.

 

Таблица 6

Имя

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Итоги

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Ангелина Н.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

2

Антон Т.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

3

Вадик С.

В

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Вова Ш.

В

В

В

В

В

В

С

В

В

5

Геля П.

В

В

В

В

В

В

В

С

В

6

Данил В.

В

В

В

В

С

В

В

С

С

7

Даша Ш.

С

В

В

С

В

В

В

В

С

8

Максим С.

В

Н

В

С

В

В

В

В

С

9

Настя А.

В

Н

В

С

В

В

В

В

С

10

Света М.

С

В

С

В

С

С

В

В

С


 

Проанализировав ответы детей на контрольном этапе, следует отметить, что:

  1. к высокому уровню относятся – 5 детей (Ангелина Н., Антон Т., Владик С., Вова Ш., Геля П.), что составляет 50%;
  2. к среднему уровню относятся – 5 детей (Данил В., Даша Ш., Максим С., Настя А., Света М.), что составляет 50%;
  3. детей с низким уровнем осознания нравственного качества нет.

Результаты контрольного этапа сравнили с результатами констатирующего этапа и представили в сравнительной диаграмме (рис. 5).

 

Рис. 5 - Изучение представлений о нравственных качествах (беседа)

 

Мы убедились, что результаты контрольного этапа эксперимента выше, чем констатирующего. Сравнивая показатели контрольного и констатирующего этапов эксперимента, мы установили, что после проведенной работы, обозначенной в программе формирующего этапа эксперимента по формированию представлений о нравственных качествах у старших дошкольников, имеющих высокий уровень, увеличилось на 20%, детей с низким уровнем осознания нравственной нормы не осталось.

Далее на контрольном этапе обследования, нами была проведена методика по изучению представлений о нравственных ценностях, она осуществлялась в ходе двух серий исследования (Кошелева А.Д.). В первой серии детям читали сказку «Заюшкина избушка», затем индивидуально с каждым ребенком проводили беседу с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать с позиции нравственности и морали. (Приложение 6)

Данные беседы представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

Имя

1 Вопрос

2 Вопрос

3 Вопрос

4 Вопрос

Ангелина Н

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 У лисы избушка растаяла, она попросилась к зайчику переночевать, он её пустил, а лиса его прогнала.

 Помогали все: собачка, медведь и петушок, но петушок испугал лису и она убежала.

 Помогла.

Антон Т.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она перехитрила зайчика, когда он пустил её к себе в избушку, а лиса его выгнала.

 Помогали медведь, собачка, а выгнал и больше всех помог петушок.

 Я ни кого не боюсь, я всем помогу.

Владик С.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Заяц пустил её в дом, а она его выгнала из его дома.

 Собаки, медведь говорили: «Мы тебе поможем, выгоним лису», хотели помочь, а лиса их испугала, зато петушок не испугался и помог зайчику.

 Я как петушок, помог бы.

Вова Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Весной избушка лисы растаяла, она пришла к зайчику, попросилась переночевать, он был добрый и пустил лису, а она хитрая – выгнала его из дома.

 Петушок, собачка и медведь хотели помочь, успокаивали зайчика, а лису выгнал только петушок.

 Я всем помогу.

Геля П.

А) Лубяная.

Б) Ледяная она весной растаяла.

 Она выгнала зайчика из дома, когда её избушка из льда растаяла, и зайчик пустил её к себе в избушку.

 Все помогали, но больше помог петушок, он выгнал лису из дома зайчика.

 Я помогла бы.

Данил В.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она его перехитрила, когда попросилась переночевать, зайчик впустил, а лиса была хитренькая, выгнала его.

 Помог петушок с острой косой, а еще хотели помочь медведь и собачка, но лиса их напугала, потом петушок выгнал её.

 Я помогу.

Даша Ш.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она обманула зайчика, когда он пустил её переночевать, а лиса его выгнала.

 Петушок помогал, а медведь с собакой испугались и не помогли.

 Я помогла бы.

Максим С.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Заяц пустил хитрую лису в дом, а она его выгнала.

 Все хотели помочь, но петушок был с косой, и поэтому лиса его испугалась и убежала.

 Я всем помогаю всегда.

Настя А.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Она попросилась к нему в избушку, а потом выгнала зайчика.

 Медведь хотел помочь, и собачка хотела помочь, но испугались, а петушок помог, как обещал.

Я помогу.

Света М.

А) Лубяная.

Б) Ледяная.

 Лиса обманула зайчика.

 Все помогали, а лису выгнал петушок.

 Я помогла бы.

Информация о работе Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр – драматизации