Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.
Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
В развитии пространственных
отношений большую роль играют
прогулки, экскурсии, подвижные игры,
физкультурные упражнения, специальные
занятия в форме упражнений или
дидактических игр и
А.А. Столяр и В.В. Данилова указывают на то, что работу по развитию у детей умения ориентироваться в пространстве, воспитатель так же организует на занятиях и вне занятий 2-3 раза в неделю. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.). На занятиях по развитию элементарных математических представлений широко используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.
На всех ступенях дошкольного
детства игровому методу на занятиях
отводится большая роль. Методы и приемы обучения
применяются, как правило, в различных
сочетаниях. На занятиях по математике
необходимо использовать многообразные
методы и приемы обучения, умело их сочетать,
тогда занятия будут интересными, полезными
для детей. Нельзя забывать о том, что длительная
статичная поза утомительна для ребенка.
Воспитатель должен давать детям возможность
изменять ее.
Для этого необходимо проводить специальные
физкультминутки.
На музыкальном и физкультурном занятиях и занятии по изодеятельности воспитатель также обучает детей пространственным понятиям: правая, левая рука; вправо, влево, вперед, назад, вниз, вверх и т. д.
Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний наравне со всеми, а также с одаренными детьми и с детьми пропустившими более одного занятия. Индивидуальная работа проводится в утренний отрезок времени, а так же во вторую половину дня.
Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица:
Важно самих детей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры “Купание куклы”, “Укладывание куклы спать”, “Оденем куклу”. Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.
На прогулке также закрепляются понятия об ориентировке в пространстве
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.
Игра – это не только
удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.
С ее помощью можно развивать внимание,
память, мышление, воображение малыша,
т. е. те качества которые необходимы
М.К. Сай, Е.И. Удальцова “Математика в
детском саду”
А.С. Метлина “Математика в детском саду”
А.А. Смоленцева “Сюжетно – дидактические
игры с математическим содержанием” Г.Н.
Годинай, Э.Г. Пилюгиной “Воспитание и
обучение детей младшего дошкольного
возраст для дальнейшей жизни. Играя, ребенок
может приобретать новы знания, умения,
навыки, развивать способности, подчас
не догадываясь об этом. Дидактические
игры математического характера позволяют
не только расширять, но и расширять знания
детей о пространстве. Вот по чему на занятиях
и в повседневной жизни, воспитатели должны
широко использовать дидактические игры
и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию ориентировки в пространстве определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Например, «Угадай, кого загадали».
Цель:
Ход игры:
Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц.
Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Дидактическая игра: «Найди игрушку».
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать представление о причинной зависимости фигур.
Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
В формировании у детей пространственных представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Например, такие игровые упражнения, как: «Вверху-внизу»
Ход: взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
«Части тела»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Ход: один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Упражнение продолжается по кругу.
Вывод по главе I
Подведем итог вышесказанному, ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх – вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед – назад, налево – направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации – на себе, от себя, от объекта – не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.
Таким образом, вся работа по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Исходя из требований, которые предъявляются к знаниям и умениям детей, педагоги строят работы с использованием различных форм, таких как прогулки, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, специальные занятия с использованием упражнений или дидактических игр и практическая ориентировка в окружающем: групповой комнате, помещении детского сада, на участке, улице. Ведущим средством в формировании ориентировки в пространстве выступают дидактические игры и упражнения.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 45» комбинированного вида г. Новокузнецка с детьми подготовительной к школе группе и проходило с октября по март 2012-2013 года. Для чистоты эксперимента, в число респондентов группы входило по одинаковому количеству девочек и мальчиков.
Таблица № 1
Список детей, участвующих в эксперимента
№ п/п |
ФИ ребенка |
Возраст |
1 |
Катя О. |
6 л10 мес |
2 |
Лера К. |
6 л 6 мес |
3 |
Ваня К. |
6 л 8 мес |
4 |
Никита Ч. |
6 л 9 мес |
5 |
Рома А. |
6 л 11 мес |
6 |
Лиза П. |
6 л 4 мес |
7 |
Полина Б. |
6 л 1 мес |
8 |
Алеся Л. |
6 л 5 мес |
9 |
Данил К. |
6 л 3 мес |
10 |
Коля Р. |
7 лет |
Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
.
Цель констатирующего эксперимента:
На данном этапе были подобраны следующие задание, основанные на данных о тех знаниях, которыми дети должны овладеть к концу старшего дошкольного возраста из программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Задания:
I. Ориентировка в сторонах собственного тела:
Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста