Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.
Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
II. Ориентировка в сторонах тела сидящего напротив экспериментатора:
Инструкция:
III. Определение положения предметов на плоскости стола.
На столе перед ребёнком
располагаются игрушки
IV. Определение положения предметов на плоскости листа «Что находится в правом верхнем углу? »
Ребёнку показывается картинка и спрашивается о расположении предметов: « Какая игрушка нарисована в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»
V. Расскажи, где какая игрушка стоит (в ближнем пространстве).
Игрушки располагаются слева и с права, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40 – 50 см от него.
Инструкция: расскажи, где какая игрушка стоит.
VI. Расскажи, что находится в групповой комнате.
Ребёнку предлагается встать в центре групповой комнаты и рассказать, что находится слева, справа, спереди, сзади от него, что ближе, дальше, что выше, что ниже.
VII. Оценка взаиморасположения предметов в пространстве с помощью предлогов.
Ребёнку предлагаются карточки для определения расположения предметов в пространстве с помощью предлогов: в, на, за, перед, над, под.
Инструкция: Расскажи: где находится мяч.
При проведении эксперимента предусматривается оказание помощи детям:
Помощь первого вида
(П 1) заключается в уточнении
В случаях, если эта помощь не даёт эффекта, применяется второй вид помощи (П 2) –наводящие вопросы, словесные пояснения: « Вспомни, в какой руке ты держишь ложку, когда ешь, покажи эту руку; эта рука правая» и т. д.
В ходе эксперимента все высказывания и реакции испытуемых протоколируются. Особое внимание обращается на следующие моменты:
- интерес детей к заданиям;
- характер ошибок и затруднений;
- особенности принятия помощи.
Оценка полученных результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
• дети, выполнившие более половины заданий правильно и самостоятельно, были отнесены к высокому уровню;
• ко среднему уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более 4 ошибок);
• к низкому уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.
Полученные данные занесены в таблицу:
Таблица № 2
Таблица сформированности уровня ориентировки в пространстве детей на констатирующем этапе эксперимента
ФИ ребенка |
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Задание № 5 |
Задание № 6 |
Задание № 7 |
Катя О. |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
Лера К. |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Ваня К. |
В |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
Никита Ч. |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
С |
С |
Рома А. |
В |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
Лиза П. |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
Полина Б. |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Саша Л. |
С |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
С |
Данил К. |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
С |
Коля Р. |
С |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
Дошкольники продемонстрировали трудности при выполнении заданий. Проводя обследования детей по ориентировке “на себе” половина детей справилась с заданием, трое – сомневались, путались, а двое – не справились. Так, например, на вопрос: “Что у тебя спереди?”, Лиза и Полина ответили: “Ноги”, а Данил ответил: “Голова“.
Представим полученные данные в виде диаграммы.
Рисунок № 1 Уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента
Из диаграммы видно что 30% детей имеют низкий уровень, а 70 % средний уровень развития пространственных представлений. Высокого уровня выявлено не было ни у одного ребенка.
Протоколы обследования представлены в Приложении № 1 .
Таким образом, полученные результаты определили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, который заключается в подбое и применении серии дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.
Цель – формирование ориентировки в пространстве детей подготовительной группы детского сада при помощи дидактических игр и упражнений.
Изучив уровень сформированности ориентировки в пространстве детей, мы пришли к необходимости подборки и апробации серии дидактических игр и упражнений и представляет собой перспективное планирование различных форм работы с детьми в детском саду: специальные занятия, игровая деятельность с использованием игр и упражнений. Работа по данному плану направлена на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, мы рекомендовали обратить особое внимание воспитателей на использование дидактических игр и игровых упражнений.
При составлении перспективного плана мы учитывали то место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений, которое определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
Воспитателям было предложено также проводить данные игры и упражнения в конце занятия.
Далее мы представим перспективное планирование дидактических игр и упражнений на период с декабря 2012 по март 2013 г.
Комплекс мероприятий, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Таблица № 3
Тип игры, упражнения |
Название |
Дидактическая задача |
I. Развитие навыков ориентировки на самом себе, относительно себя |
Упражнения: Покажи, где у тебя голова (руки, ноги) Помаши правой (левой) рукой. Топни левой ногой. Возьми с пола правой рукой мяч, левой – круг. Где у тебя перед (зад)? Что находится у тебя спереди, сзади? Что ты видишь вверху, внизу? Угадай, где позвонили?
Мяч по кругу Проследи за огоньком |
Знать расположение частей своего тела Усвоение детьми понятий слева, справа, впереди, сзади.
Развивать слуховое восприятие, упражнять в выделении направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа. Задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Словесное обозначение направлений. |
Тип игры, упражнения |
Название |
Дидактическая задача |
I. Развитие навыков ориентировки на самом себе, относительно себя
|
Игры: Не ошибись
Замри
Весёлые человечки
Хлоп ладошка |
Учить детей понимать задания на ориентировку в пространстве с учётом точки отсчёта от себя Воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.
Учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться в схеме.
Понимать словесные указания, сличать своё положение в пространстве и ребёнка стоящего напротив. Развивать координацию движений |
II. Восприятие отношений между предметами |
Упражнения Фотоохота
Вспомни и назови
Угадай, что построим? |
Упражнять в обозначении пространственных признаков по словесной инструкции Уточнить пространственные отношения: на, над, под Учить располагать объекты по словесной инструкции. Усвоение понятий слева, справа, впереди, сзади, между, вверху, внизу. |
Продолжение таблицы
Тип игры, упражнения |
Название |
Дидактическая задача |
II. Восприятие отношений между предметами |
Игры Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит?)
Угадай, что изменилось
В лесу
|
Формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. Учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.
Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание, развивать речь и активизировать словарь.
Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на микропространстве (фланелеграфе). Уточнение значений слов обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу |
Продолжение таблицы
Тип игры, упражнения |
Название |
Дидактическая задача |
Динамические картинки |
Пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов | |
на плоскости листа
в помещении |
Упражнения Шнуровки, застёжки
Игры Муха Котята разбежались
Сделай узор
Упражнения: Спрячься так, чтобы было видно правую руку. |
Развитие зрительного восприятия пространственных отношений на плоскости и их словесного обозначения.
Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости (листе бумаги в клетку). Развивать внимание, умение точно выполнять учебную задачу.
Анализировать расположение предметов в пространстве листа бумаги, развивать восприятие формы.
Понимать заслонённость одного предмета другим |
Продолжение таблицы
Тип игры, упражнения |
Название |
Дидактическая задача |
III. Словесные игры |
Игры: Возьми игрушку
Что изменилось?
Наша группа
Найди игрушку
Добавь слово
Наоборот
Аист |
Закреплять и уточнять значение слов далеко, близко, развивать ориентировку в ближнем пространстве.
Уточнить восприятие пространственных отношений: ближе, дальше.
Развивать умение ориентироваться в пространстве группового помещения.
Развивать умение ориентироваться в пространстве от себя по словесной инструкции.
Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе
Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления Учить понимать словесные указания по определению правой и левой стороны на собственном теле.
Закрепление значения слов, обозначающих пространственные признаки: назад, вперёд, выше, упражнять в соотнесении слов с действиями пальцев. |
Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста