Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение средств формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и выявление их эффективности. Задачи исследования:
Изучить проблему формирования ориентировки в пространстве в психолого-педагогической литературе.
Изучить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретический анализ вопроса формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.1. Особенности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
1.2. Методика формирования ориентировки в пространстве у старших дошкольников
1.3. Средства формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.2. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников
2.3. Изучение эффективности работы по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Бачурина с исправлениями .doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

II. Ориентировка в сторонах тела сидящего напротив экспериментатора:

Инструкция:

  • Покажи мою левую (правую) руку.
  • Покажи, что у меня спереди (сзади).
  • Покажи, что у меня вверху (внизу).

III. Определение положения предметов на плоскости стола.

На столе перед ребёнком располагаются игрушки следующим  образом: в центре – зайчик, справа – лягушка, слева – рыбка, впереди  – уточка, сзади – кукла. Ребёнка  просим ответить на следующие вопросы:

  • Скажи, какая игрушка стоит между рыбкой и лягушкой?
  • Какая игрушка стоит перед зайкой?
  • Какая игрушка стоит позади зайки?
  • Какая игрушка стоит слева от зайчика?
  • Какая игрушка стоит справа от зайчика?

IV. Определение положения предметов на плоскости листа «Что находится в правом верхнем углу? »

Ребёнку показывается картинка и спрашивается о расположении предметов: « Какая игрушка нарисована в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

V. Расскажи, где какая игрушка стоит (в ближнем пространстве).

Игрушки располагаются слева и с права, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40 – 50 см от него.

Инструкция: расскажи, где  какая игрушка стоит.

VI. Расскажи, что находится в групповой комнате.

Ребёнку предлагается встать в центре групповой комнаты и  рассказать, что находится слева, справа, спереди, сзади от него, что ближе, дальше, что выше, что ниже.

VII. Оценка взаиморасположения предметов в пространстве с помощью предлогов.

Ребёнку предлагаются карточки для определения расположения предметов  в пространстве с помощью предлогов: в, на, за, перед, над, под.

Инструкция: Расскажи: где  находится мяч.

При проведении эксперимента предусматривается оказание помощи детям:

Помощь первого вида (П 1) заключается в уточнении словесных  инструкций и вопросах, а также  в поощрительных словах « Подумай еще! Будь внимателен!»

В случаях, если эта помощь не даёт эффекта, применяется второй вид помощи (П 2) –наводящие вопросы, словесные пояснения: « Вспомни, в какой руке ты держишь ложку, когда ешь, покажи эту руку; эта рука правая» и т. д.

В ходе эксперимента все  высказывания и реакции испытуемых протоколируются. Особое внимание обращается  на следующие моменты:

- интерес детей к  заданиям;

- характер ошибок и  затруднений;

- особенности принятия  помощи.

Оценка полученных результатов  осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

• дети, выполнившие более половины заданий правильно и самостоятельно, были отнесены к высокому уровню;

• ко среднему уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более 4 ошибок);

• к низкому уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.

Полученные данные занесены в таблицу:

Таблица № 2

Таблица сформированности уровня ориентировки в пространстве детей на констатирующем этапе эксперимента

ФИ ребенка

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Катя О.

В

С

С

С

С

С

В

Лера К.

Н

С

Н

Н

С

С

Н

Ваня К.

В

С

С

С

В

С

С

Никита Ч.

Н

Н

Н

С

Н

С

С

Рома А.

В

С

С

С

В

В

С

Лиза П.

С

С

С

С

С

С

С

Полина Б.

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

Саша Л.

С

Н

Н

Н

С

С

С

Данил К.

С

С

Н

С

С

С

С

Коля Р.

С

С

С

С

С

Н

С


 

Дошкольники продемонстрировали трудности при выполнении заданий. Проводя обследования детей по ориентировке “на себе” половина детей справилась с заданием, трое – сомневались, путались, а двое – не справились. Так, например, на вопрос: “Что у тебя спереди?”, Лиза и Полина ответили: “Ноги”, а Данил ответил: “Голова“.

   Представим полученные данные в виде диаграммы.

 

Рисунок № 1 Уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента

 

Из диаграммы видно  что 30% детей имеют низкий уровень, а 70 % средний уровень развития пространственных представлений. Высокого уровня выявлено не было ни у одного ребенка.

Протоколы обследования представлены в Приложении № 1 .

Таким образом, полученные результаты определили необходимость  проведения формирующего этапа эксперимента, который заключается в подбое и применении серии дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

    1. Работа по формированию ориентировки в пространстве у старших дошкольников

 

 

Цель – формирование ориентировки в пространстве детей подготовительной группы детского сада  при помощи дидактических игр и упражнений.

    Изучив уровень сформированности ориентировки в пространстве детей, мы пришли к необходимости подборки и апробации серии дидактических игр и упражнений и  представляет собой перспективное планирование различных форм работы с детьми в детском саду: специальные занятия, игровая деятельность с использованием игр и упражнений. Работа по данному плану направлена на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

На занятиях и в  повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые  упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют  математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

 Дидактические игры  математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, мы рекомендовали обратить особое внимание воспитателей на использование дидактических игр и игровых упражнений.

При составлении перспективного плана мы учитывали то место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений, которое определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Воспитателям было предложено также проводить   данные игры и упражнения в конце занятия.

   Далее мы представим перспективное планирование дидактических игр и упражнений на период с декабря 2012 по март 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс мероприятий, направленных на формирование ориентировки в  пространстве у детей старшего дошкольного возраста

 Таблица № 3

Тип игры, упражнения

Название

Дидактическая задача

I. Развитие навыков ориентировки на самом себе, относительно себя

Упражнения:

Покажи, где у тебя голова (руки, ноги)

Помаши правой (левой) рукой. Топни левой ногой. Возьми с пола правой рукой мяч, левой – круг. Где у тебя перед (зад)? Что находится у тебя спереди, сзади? Что ты видишь вверху, внизу?

Угадай, где позвонили?

 

Мяч по кругу

Проследи за огоньком

Знать расположение частей своего тела

Усвоение детьми понятий  слева, справа, впереди, сзади.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать слуховое восприятие, упражнять в выделении направления звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа.

Задания на изменение  направления движения предмета в  пространстве.

Словесное обозначение направлений.

Тип игры, упражнения

Название

Дидактическая задача

I. Развитие навыков ориентировки на самом себе, относительно себя

 

 

 

 

 

Игры:

Не ошибись

 

 

Замри

 

 

 

 

Весёлые человечки

 

 

Хлоп ладошка

 

Учить детей понимать задания на ориентировку в пространстве с учётом точки отсчёта от себя

Воспринимать своё положение  в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

 

Учить детей осознавать своё положение в пространстве, ориентироваться  в схеме.

 

Понимать словесные  указания, сличать своё положение  в пространстве и ребёнка стоящего напротив. Развивать координацию движений

II. Восприятие отношений между предметами

Упражнения

Фотоохота

 

Вспомни и назови

 

Угадай, что построим?

 

Упражнять в обозначении  пространственных признаков по словесной  инструкции

Уточнить пространственные отношения: на, над, под

Учить располагать объекты  по словесной инструкции. Усвоение понятий слева, справа, впереди, сзади, между, вверху, внизу.


 

Продолжение таблицы

Тип игры, упражнения

Название

Дидактическая задача

II. Восприятие отношений между предметами

Игры 

Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит?)

 

 

 

 

 

Угадай, что изменилось

 

 

 

 

 

В лесу

 

 

 

 

 

Формировать восприятие пространства, показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. Учить воспроизводить пространственные отношения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

 

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около, ближе, дальше и др.; воспитывать наблюдательность, активное запоминание, развивать речь и активизировать словарь.

 

Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на микропространстве (фланелеграфе). Уточнение значений слов обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу


Продолжение таблицы

Тип игры, упражнения

Название

Дидактическая задача

 

Динамические картинки

Пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки  отсчёта от предметов

на плоскости листа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в помещении

Упражнения

Шнуровки, застёжки

 

 

Игры

Муха

Котята разбежались

 

 

 

Сделай узор

 

 

Упражнения:

Спрячься так, чтобы  было видно правую руку.

 

Развитие зрительного  восприятия пространственных отношений на плоскости и их словесного обозначения.

 

 

Закреплять умение оценивать  расположение предмета на плоскости (листе  бумаги в клетку). Развивать внимание, умение точно выполнять учебную  задачу.

 

Анализировать расположение предметов в пространстве листа  бумаги, развивать восприятие формы.

 

Понимать заслонённость  одного предмета другим


 

 

Продолжение таблицы

Тип игры, упражнения

Название

Дидактическая задача

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Словесные игры

Игры:

Возьми игрушку

 

 

 

Что изменилось?

 

 

Наша группа

 

 

Найди игрушку

 

 

Добавь слово

 

 

Наоборот

 

 

 

Аист 

 

Закреплять и уточнять значение слов далеко, близко, развивать ориентировку в ближнем пространстве.

 

Уточнить восприятие пространственных отношений: ближе, дальше.

 

Развивать умение ориентироваться  в пространстве группового помещения.

 

Развивать умение ориентироваться в пространстве от себя по словесной инструкции.

 

Упражнять детей в правильном обозначении  положения предметов по отношению  к себе

 

 

Закрепить парно –  противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления

Учить понимать словесные  указания по определению правой и  левой стороны на собственном  теле.

 

 

Закрепление значения слов, обозначающих пространственные признаки: назад, вперёд, выше, упражнять в  соотнесении слов с действиями пальцев.

Информация о работе Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста