Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение роли межпредметных связей на развитие письменной речи младшего школьника в процессе обучения русскому языку в 3 классе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в 3 классе.
Предмет исследования: развитие письменной речи третьеклассников на уроках русского языка в условиях межпредметных связей.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития речи младших школьников
1.2 Письменная речь и задачи ее развития
1.3 Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника
2. Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей
2.1 Анализ ГОСО РК, программных требований по русскому языку для 3 класса к развитию письменной речи младших школьников
2.2 Изложения и сочинения - основные приемы развития связной письменной речи младшего школьника
2.3 Организация и результаты эксперимента по развитию письменной речи на уроках русского языка в 3 классе в условиях межпредметных связей
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

связная речь.docx

— 155.44 Кб (Скачать файл)

"У меня есть  комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.

Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит телевизор и магнитофон.

На потолке - красивая люстра.

Мне очень нравится моя уютная комната. "

Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.

В 1 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура  описания: вводная часть практически  не связана с основной, заключения  вовсе нет, в основной части  описание комнаты непоследовательно.

2. Не раскрыта основная  мысль: не понятно, как автор относится  к своей комнате.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны ("В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. ").

4. Описание не позволяет  представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.

2. Постановка учебной  задачи.

Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и  основной мысли сочинения. (Формирование  умения раскрывать тему и основную  мысль в сочинении).

Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какая она?)

Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).

Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос "Какая комната?".

Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного.).

А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).

Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т.е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры  текста. (Формирование умения строить  описание (последовательно и связно  описывать) и отбирать материал  в соответствии с темой сочинения).

Вспомните, из каких частей состоит описание?

О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната. Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,.).

Какая будет следующая часть? (Основная).

Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).

Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу комнату?

(Можно начать с описания  общего вида "Она большая, маленькая, просторная, светлая. ").

Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику.)

Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему.).

5. Орфографическая подготовка  проводится в процессе написания  сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.

7. Проверка.

Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие слова тебе в этом помогли?

Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате.

Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

Проверь, грамотно ли написано сочинение.

8. Д/з.

Конспект урока. Сочинение-описание "Мой класс".

Цели :

1. Повторение особенностей  описательного текста, и формирование  умения анализировать и сравнивать  описания.

2. Формирование умения  строить описание (последовательно  и связно описывать).

3. Формирование умения  раскрывать тему и основную  мысль в сочинении.

4. Формирование умения  отбирать материал в соответствии  с темой сочинения.

5. Формирование умения  использовать прилагательные в  описательном тексте.

Ход урока.

1. Повторение особенностей  описательного текста. Обсуждение  речевого оформления сочинения (формирование  умения использовать прилагательные  в описательном тексте).

Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.)

Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свой класс, обоснуйте свою точку зрения:

Учитель зачитывает 2 сочинения:

"Мы учимся  в большом, просторном классе.

В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу стоит цветной телевизор.

Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно удовольствие. "

"В нашем  классе много разных вещей  и предметов. Когда я прихожу  утром в класс, я сразу начинаю  готовиться к урокам, а потом  играю с Васей. В классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол  со стулом. В горшках много  растений. Есть даже красивая  роза. Она недавно зацвела, а Боря  сорвал цветок.

Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс. "

В 1 тексте автор лучше описывает комнату.

Во 2 тексте есть много ошибок:

1. Нарушена структура  описания: нет вводной части, из  заключения не понятно, как автор  относится к своему классу, в  основной части описание непоследовательно.

2. Не раскрыта основная  мысль.

3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к. не относятся к описанию класса ("Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.", "Боря сорвал цветок. Его за это ругала учительница. ").

4. Описание не позволяет  точно представить класс, в тексте  использовано мало прилагательных.

2. Постановка учебной  задачи.

Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и  основной мысли сочинения. (Формирование  умения раскрывать тему и основную  мысль в сочинении).

Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём сочинении на вопрос какой он?).

Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.

Какая будет основная мысль вашего сочинения? (Моё отношение к классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс уютный, мне хорошо учиться в моём классе).

Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т.е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.

4. Обсуждение структуры  текста. (Формирование умения строить  описание (последовательно и связно  описывать) и отбирать материал  в соответствии с темой сочинения).

Вспомните, из каких частей состоит описание?

О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном, красивом, большом классе.).

Какая будет следующая часть? (Основная).

Что должно быть в основной части? (Описание класса).

Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём классе.

Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,.).

5. Орфографическая подготовка  проводится в процессе написания  сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.

7. Проверка.

Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие слова тебе в этом помогли?

Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.

Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть).

Проверь, грамотно ли написано сочинение.

 


Информация о работе Формирование письменной речи на уроках русского языка в условиях межпредметных связей