Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
Изучить состояние проблемы в научной литературе;
Выявить сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни;
Провести диагностику уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
Экспериментально проверить условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
1.1.Понятие «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….6
1.2.Сущность и содержание представлений о здоровом образе жизни
в период дошкольного детства………………………………….... 12
1.3.Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………19
ГЛАВА 2. Опытно- экспериментальное исследование по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о здоровом
образе жизни у детей дошкольного возраста……………………22
2.2. Реализация условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста ………………………………27
Заключение………………………………………………………………..33
Библиографический список………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

вкр1.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

В процессе формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни педагогам ДОУ рекомендуется  учитывать доступность и посильность  трудовой деятельности для ребенка  данной возрастной категории. Непосильный  труд детей нецелесообразен уже  потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и  физические силы детей, веру в себя.

Из этого не следует, что труд детей старшего дошкольного  возраста не должен требовать от них  никакого напряжения сил. Соблюдение обозначенного  условия исключает лишь физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий для детей в соответствии с их силами и способностями.

Важно использовать такой метод воспитания, как разумную требовательность в осуществлении  трудовой деятельности старших дошкольников: иногда дети с энтузиазмом берутся  за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача воспитателя состоит в  том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести трудовую деятельность до конца, приучить их работать систематически и равномерно, имея какую-либо цель.

Работа по формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни требует  от педагога ДОУ широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу  и самоанализу, готовности к нововведениям.

С этой целью выделены определенные положения-рекомендации, способствующие оптимизации педагогического  процесса по формированию представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

В такой работе важен  индивидуальный подход к личности каждого  ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, могут иметь разные представления  о здоровом образе жизни, работа должна проводиться дифференцированно, с  учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей.

Особая роль в  решении этой задачи отводится оценке педагога, в которой он демонстрирует  детям достоинства, лучшие качества и желание трудиться и вести  здоровый образ жизни сверстника. Эта оценка влияет на развитие нравственных и дружеских отношений детей, вызывает их тяготение к положительному общению со сверстниками, потребность  в труде, трудовой совместной деятельности.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании  такого средства, как трудовая деятельность, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.

Наибольшие возможности  для задач формирования здорового  образа посредством трудовой деятельности дошкольников создаются при наличии  эмоционального комфорта для каждого  ребенка. Важно, чтобы ребенок ощущал на себе заботу и внимание педагога, а общение становилось бы ведущим  средством достижения благоприятного климата в детском коллективе.

Педагог, используя  демократический стиль общения  с ребенком, учитывает испытываемые в данный момент его потребности (в признании, во внимании к себе, потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в  ней, во взаимодействии со сверстниками и пр.).

Педагоги должны умело отбирать материал для трудовой деятельности, учитывать не только возрастные, но и индивидуальные, психологические  особенности детей.

В трудовой деятельности детей воспитатель должен учитывать  характер межличностных отношений  старших дошкольников, т.к. в обстановке дружеского расположения сверстников  ребенок чувствует себя гораздо  увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях  эмоционального дискомфорта. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекают ребенка к совместному  труду, а создавшийся в детской  группе положительный эмоциональный климат способствует формированию здоровых отношений.

Для того чтобы правильно  спланировать воспитательный процесс  по формированию представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни, педагогу ДОУ необходимо выявить  уровень представлений каждого  ребенка о здоровом образе жизни  и труде. Используя эти данные, можно наметить конкретную индивидуальную педагогическую работу по выравниванию знаний детей об обозначенных понятиях.

Определить представления  старших дошкольников о здоровом образе жизни педагогу помогут беседы по сюжетным картинкам, в которых  коллизия (ситуация выбора) не решена до конца и решить ее может сам  ребенок. Он должен отметить, как поступят в этой ситуации персонажи, используя  свои знания о здоровом образе жизни  и личный опыт.

В целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни можно  использовать парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен  ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а другой – нет. Педагог  побуждает детей выразить свое отношение  к происходящему, оценить поведение  персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто - не нравится и почему.

Педагог может судить о наличии у дошкольников представлений  о здоровом образе жизни, если ребенок  во всех ответах, независимо от того, кто  будет действовать в данной ситуации – он или сверстник, устойчиво  отвечает верно. Если ребенок путается в ответах, использует подсказку  взрослого, то это подтверждает недостаточную  сформированность представлений ребенка  о здоровом образе жизни.

Обогащая восприятия дошкольника о феномене здоровья различными, непохожими друг на друга  жизненными ситуациями (в процессе игры, учебы, труда), педагог способствует обогащению представлений детей  о здоровом образе жизни.

В процессе формирования представлений старшего дошкольника  о здоровом образе жизни большой  силой воздействия обладает личный пример педагога. Воспитательное действие его основано на склонности и способности  детей к подражанию. В процессе общения со взрослыми и путем  подражания ему дети старшего дошкольного  возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового  образа жизни.

Таким образом, можно  отметить основные психолого-педагогические пути формирования представлений старших  дошкольников о здоровом образе жизни  в трудовой деятельности:

- создавать в  группе обстановку эмоционального  комфорта для каждого ребенка;

- обеспечить достаточно  полное удовлетворение духовных  и физических потребностей каждого  ребенка в общении со взрослыми  и сверстниками, в процессе трудовой  деятельности;

- способствовать  формированию у детей активного  усвоения норм здорового образа  жизни;

- развивать желание  школьников заниматься трудовой  деятельности;

- широко использовать  трудовую деятельность как средство  формирования представлений детей  о здоровом образе жизни.

Таким образом, педагог  ДОУ имеет широкие возможности  для формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение  здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного  решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в  новой парадигме которого выдвигаются  задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.

Важнейшей современной  образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного  возраста здорового образа жизни, которая  представлена как система комплексных  государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.

Проведенное исследование проблемы формирования представлений  старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать  вывод о значимости данного аспекта  в воспитании детей и о недостаточной  его разработке в практике современного ДОУ.

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный  эксперименты.

Цель констатирующего  эксперимента – исследование и определение  уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался  комплекс диагностических методов  исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность  результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего  эксперимента позволили судить о  том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и  низкий уровни сформированности представлений  о здоровом образе жизни.

Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных  методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась  работа с использованием средств  трудовой деятельности.

Цель контрольного эксперимента – определение эффективности  комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные  педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить  процент детей, относящихся к  низкому уровню сформированности представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
  2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
  3. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.
  4. Ахвердова, О.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9 - С. 12-18.
  5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
  6. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев. – М.: Академцентр, 2009. - 349 с.
  7. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
  8. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: 5 за знания, 2005. – 112 с.
  9. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143 с.
  10. Зайцев, Г.К. Валеология: Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. – М.: Бахрах-М, 2003. – 272 с.
  11. Захарова, Т.Н. Формирование здорового образа жизни / Т.Н. Захарова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
  12. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль / под ред. М.Ф. Рзяниной, В.Г. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 376 с.
  13. Клименов, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях / М.Ф. Клименов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.- 376 с.
  14. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пос. для студ. вузов / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
  15. Кочановский, М.Б. Введение в валеологическую педагогику / М.Б Кочановский. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 246 с.
  16. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-медиа. 2007. - 512 с.
  17. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко, Ю.В. Валентяк, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский. – М.: Медицина, 1988. – 224 с.
  18. Озеров, В.П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека: Учебное пособие / В.П. Озеров.- М.: Илекса, 2006. - 472 с.
  19. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / авт.-сост. Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков, И.В. Омельченко — М.: Медицина, 2004. — 396 с.
  20. Пашевский, С.А. Физическое воспитание / С.А. Пашевский. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 432 с.
  21. Психология здоровья / Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др, Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2000. – 504 с.
  22. Савельева, Н.Ю, Организация оздоровительной работы в ДОУ / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 464 с.
  23. Сазонов, А.Н. Психолого-педагогические принципы и интерактивные методы ЗОЖ / А.Н. Сазонов, В.А. Хриптович // Здаровы лад жыцця. – 2001. - № 3. - С. 4 - 8.
  24. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол.установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: ВЛАДОС, 2004. –150 с.
  25. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  26. Татарникова, Л.Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. 2-е изд. / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. - СПб.: Петроградский и Ко, 1995. - 240 с.
  27. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. – СПб.: Питер, 1995. – 280 с.
  28. Трещева, О.Л. Валеологическое воспитание младших школьников: учебно-методическое пособие / О.Л. Трещева, И.П. Асташина. – М.: АРКТИ, 1999. – 100 с.
  29. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.
  30. Яшин, В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин. –2-е изд., доп. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

31.Педагогика: Большая современная  энциклопедия/ сост. Е.С.Рапацевич. М.: Современное слово, 2005.-176с.

32.Коджаспирова, Г.М. Словарь  по педагогике / Г.А. Коджаспирова, А,Ю.Коджаспиров.- М.: МарТ, 2005-448с.

34.Сластенин, В.А. Общая  педагогика : учебное пособие для  студентов высш. Учеб. Заведений/  В.А.сластенин.-М: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

35. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.

36. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М, 2003. - С-Пб, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Условия формирования основ  здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольного учреждения

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

План  наблюдения за старшими дошкольниками

 

Проявление интереса к здоровому образу жизни:

а) проявляет или  не проявляет интерес к здоровому  образу жизни;

б) проявляет активный или неактивный интерес.

 

2. Представления  о здоровом образе жизни:

а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.

б) полнота представлений  о здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Анкета  для старших дошкольников

 

Имеешь ли ты представление  о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь  словосочетание «здоровый образ  жизни»?

3. Ведешь ли ты  здоровый образ жизни?

4. Что ты делаешь  для того, чтобы быть здоровым??

5. Делаешь ли  ты утреннюю зарядку?

6. Выполняешь ли  ты утренние водные процедуры?

7. Умеешь ли ты  плавать?

8. Умеешь ли ты  кататься на лыжах и коньках?

9. Что такое труд?

10. Любишь ли ты  трудиться?

11. Входит ли в  понятие здорового образа жизни  трудовая деятельность?

12. Как ты трудишься?

13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

14.Знаешь ли ты  о последствиях вредных привычек?

15. Почему нужно  соблюдать здоровый образ жизни?

16.Как ты думаешь,  правильно ли, что труд есть  основа здорового образа жизни?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Мероприятие для старших дошкольников на тему:

«Труд –  основа здорового образа жизни»

 

Цель: формировать  представления старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Ход:

Воспитатель: Сегодняшнее  мероприятие посвящено труду. Кто  из вас, ребята, знает, что такое труд? (ответы детей).

Информация о работе Формирование представлений о зож у детей дошкольного возраста