Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:52, курсовая работа
Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной опыт коррекции этого тяжелого заболевания.
Введение
1. Причины, симптомы и основные методы лечения дизартрии
2. Методики корректировки речевого дыхания при дизартрии
2.1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
2.2. Упражнения для развития речевого дыхания
3. Коррекция речи при дизартрии
3.1. Артикуляционная гимнастика
3.2. Игровые методы
3.3. Наглядность и технические средства обучения
4. Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией
4.1. Методики исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией
Заключение
Список использованных источников
Можно
придумать множество
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
I-вариант: впервой строчке направление движения слева – направо, во второй строчке справа – налево.
II-вариант: в первом столбике направление движения сверху – вниз, во втором столбике снизу – вверх и т.д.
Цель:
А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;
Б)
Складывать круг и квадрат по образцу
рисунка с пунктирно
В) Складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.
Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры, вырезанные на доске.
Перед
детьми контурные изображения
Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.
На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы.
Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.
Оборудование: 24разноцветных квадрата из бумаги размером 80Х80мм, разрезанные на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.
Игру можно начать с простых заданий: «Сложи из этих частей квадрат. Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата. Попробуй их наложить на образец». Затем дети самостоятельно подбирают части по цвету и собирают квадраты.
Игра представляет собой набор квадратных рамок, пластинок с вырезанными отверстиями, которые закрываются крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Крышки-вкладыши и прорези имеют форму круга, квадрата, равностороннего треугольника, эллипса, прямоугольника, ромба, трапеции, четырехугольника, параллелограмма, равнобедренного треугольника, правильного шестиугольника, пятиконечной звезды, прямоугольного равнобедренного треугольника, правильного пятиугольника, шестиугольника неправильной формы, разностороннего треугольника.
Дети подбирают вкладыши к рамкам, обводят вкладыши или прорези, вставляют вкладыши в рамки на ощупь.
Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.
I вариант: у детей предметные картинки. Ведущий достает из мешочка фишки определенного цвета (формы). Дети закрывают фишками соответствующие картинки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл свои картинки. Игра проводится по типу «Лото».
II
вариант: у детей цветные
У каждого игрока карточка определенной формы. Дети подбирают к ней подходящие предметы, изображенные на картинках.
Дети делятся на две команды. Детям раздают по одной форме из комплекта геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.
У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает наиболее внимательных игроков.
По мере выполнения игра усложняется за счет использования предметов, состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.
Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд.
Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность.
Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось.
У детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами различного размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические фигуры и построиться от самой большой до самой маленькой фигуры.
Побеждает группа, быстрее других собравшая товарищей.
Разложи кружки от самого маленького к самому большому.
Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.
Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.
Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое – красным.
Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик – тонкого и т.д.
В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.
Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы.
Нужно догадаться, что нарисовал партнер.
Затруднения
дифференцировки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В данной работе и были отражены основные методы коррекции одного из тяжелых речевых нарушений у детей - диазартрии.
На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:
- Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.
- Формирование
первичных произносительных
- Формирование
коммуникативных
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.
2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
5. Генинг
М.Г. Обучение дошкольников
6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
7. Жукова
Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б.
Преодоление общего
8. Ефименкова
Л.Н. Коррекция устной и
9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.
10. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
11. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
13. Филичева Т.Б.,Чиркина
Г.В. Подготовка к школе детей
с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада М.,1993.
Информация о работе Формирование пространственного мышления у детей с дизартрией