Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Таблица 2
Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента.
Имя Ф. |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Задание №5 |
Задание №6 |
Даша М. |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Женя К. |
5 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
Алеша С. |
8 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
Оля Щ. |
7 |
2 |
2 |
3 |
3 |
8 |
Наташа Л. |
5 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
Володя Л. |
5 |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
Маша П. |
11 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7 |
Рома Г. |
8 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
Таня К. |
10 |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
Антон С. |
6 |
2 |
2 |
0 |
0 |
5 |
При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3 и таблица 4 соответственно).
Таблица 3. Результаты задания №1 контрольной группы.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
6 |
4 |
- |
- |
10 |
% |
60 |
40 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 3 следует, что в контрольной группе дети очень хорошо умеют правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.
Таблица 4. Результаты задания №1 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
2 |
5 |
3 |
10 |
% |
- |
20 |
50 |
30 |
100 |
Из таблицы 4 следует, что
большинство детей в
При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 5 и таблица 6 соответственно).
Таблица 5. Результаты задания №2 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
3 |
6 |
1 |
- |
10 |
% |
30 |
60 |
10 |
- |
100 |
Из таблицы 5 следует, что
в контрольной группе дети имеют
высокий (60%) и очень высокий уровень
(30%) умения употреблять в речи существительные
с уменьшительно-ласкательными
Таблица 6. Результаты задания №2 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
- |
1 |
9 |
10 |
% |
- |
- |
10 |
90 |
100 |
Данные таблицы 6 свидетельствуют
о том, что подавляющая часть
детей (90%) в экспериментальной группе
имеют низкий уровень умения употреблять
в речи существительных с
Количественное выражение
результатов задания №3 «Встреча
гостей» в контрольной и
Таблица 7. Результаты задания №3 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
5 |
5 |
- |
- |
10 |
% |
50 |
50 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 7 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (50%) и высокий (50%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Таблица 8. Результаты задания №3 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
- |
3 |
7 |
10 |
% |
- |
- |
30 |
70 |
100 |
Подавляющее большинство детей (70%) в экспериментальной группе не умеют употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% детей имеют средний уровень по этому показателю.
При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 9 и таблица 10 соответственно).
Таблица 9. Результаты задания №4 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
6 |
2 |
- |
2 |
10 |
% |
60 |
20 |
- |
20 |
100 |
Из таблицы 9 следует, что в контрольной группе дети имеют очень высокий (60%) и высокий (20%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, однако низкий уровень составляет 20%.
Таблица 10. Результаты задания №4 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
- |
3 |
7 |
10 |
% |
- |
- |
30 |
70 |
100 |
В экспериментальной группе
преобладает низкий (70%) уровень языкового
чутья, восприятия и понимания
При проведении тестового
задания №5 «Правильно ли мы говорим?»
в контрольной и
Таблица 11. Результаты задания №5 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
7 |
2 |
1 |
- |
10 |
% |
70 |
20 |
10 |
- |
100 |
Подавляющее большинство детей (70%) в контрольной группе имеют высокий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Таблица 12. Результаты задания №5 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
- |
3 |
7 |
10 |
% |
- |
- |
30 |
70 |
100 |
Такой же процент (70%) детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
При проведении тестового
задания №6 «Игра со словами» в
контрольной и
Таблица 13. Результаты задания №6 в контрольной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
7 |
3 |
- |
- |
10 |
% |
70 |
30 |
- |
- |
100 |
Из таблицы 13 видно, что
большинство детей в
Таблица 14. Результаты задания №6 в экспериментальной группе.
Уровень развития |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Всего |
Количество человек |
- |
1 |
4 |
5 |
10 |
% |
- |
10 |
40 |
50 |
100 |
В экспериментальной группе, преобладают дети с низким (50%) и средним (40%) уровнем умения образовывать слова, лишь 10% - составляет высокий уровень.
Таким образом, задания по данной методике показало исходный уровень словообразования в контрольной и экспериментальной группе. В контрольной группе этот уровень заметно выше, чем в экспериментальной группе.
2.3. Работа по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста (формирующий эксперимент)
На этапе формирующего эксперимента занятия, дидактические игры и упражнения проводились с экспериментальной группой.
Цель формирующего эксперимента - проведение необходимой коррекционной работы, основываясь на данных констатирующего эксперимента.
Для развития словообразования
у старших дошкольников была разработана
специальная программа занятий
с использованием дидактических
игр и упражнений. При подборе
дидактических игр и
Коррекционный час:
1. Тема занятия: «На прогулке».
Игра: «Измени слово».
Цель: образование формы мн. числа существительных.
2. Тема занятия: «В гостях у сказки».
Игра: «Мальчик-с-пальчик, Иван-богатырь».
Цель: формирование умения применять уменьшительно-ласкательные суффиксы
3. Тема занятия: «Дикие звери».
Игра: «Помоги животным найти свой домик».
Цель: формирование умения образовывать форму существительного в предложном падеже.
4. Тема занятия: «Гости».
Игра: «Медвежонок ждет гостей».
Цель: закрепление умения образовывать форму существительного в родительном падеже.
5. Тема занятия: «Папин праздник».
Игра: «Папа может все что угодно».
Цель: словообразование слов, означающих лиц по их занятиям.
6. Тема занятия: «Зимний лес».
Игра: «Один - много».
Цель: закрепление образования формы мн. числа существительных.
7. Тема занятия: «Что такое доброта».
Игра: «Назови ласково».
Цель: закрепление умения применения уменьшительно-ласкательных суффиксов.
8. Тема занятия: «Лапы, уши и хвосты».
Игра: «Угадай, чьи это хвосты».
Цель: формирование умения образовывать форму существительного в родительном падеже.
9. Тема занятия: «Урок».
Игра: «Большой маленький».
Цель: выявить умение детей
образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными
10. Тема занятия: «Звук «ж».
Игра: «Какой, чей?».
Цель: словообразование сложного прилагательного.
Игры
для закрепления формы
1. Игра «Один - много».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Ход: Показываю картинку
с изображением одного предмета и
предлагаю ребенку найти
Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.
Показываю картинку и называю: шар.
- А у тебя, что на картинке?
Ответ ребенка: У меня на картинке шары.
Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).
2. Игра «Лови и называй».
- Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».
Бросаю мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Называю от пяти до восьми слов.
3. Игра на образование слов
Цель: Образовать формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза).
При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
4. Игра «Измени слово»
Называю слово в единственном числе и бросаю мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.