Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 103.47 Кб (Скачать файл)

5. Игра

   Цель: Придумать слова, обозначающие несколько предметов.

Игры  для уточнения формы родительного падежа:

1.  Игра  «Угадай, чьи это вещи»

  Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. Игра  «Угадай, чьи это хвосты» 

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Показываю изображение хвоста и  спрашиваю, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры  для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра  «Кому нужны эти вещи»

  Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Ответы  на вопросы по картинке (кто кому что дает?).

 Например: Бабушка дает  внучке ленту; Папа дарит маме  цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра  «Гости»

 На картинке изображен  стол, на котором тарелки с  различными угощениями (яблоко, рыбка,  морковка, кость, грибы).

Объяснение: «Медвежонок  ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Игры  для уточнения формы винительного падежа:

1.  Игра  «Кто самый наблюдательный»

 Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2. Ответы  на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным  карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры  для уточнения формы творительного  падежа:

1. Ответы  на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).

2. Добавить  слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Назвать  пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра  для уточнения формы предложного  падежа:

1. Игра  «Помоги животным найти свой  домик»

 Используются две группы  картинок: на одних изображены  животные, на других – их жилища. Предлагаю детям помочь животным  найти свой домик, вспомнить,  кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища [27].

2. Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

3. Игра  «Большой - маленький»

Цель: выявить умения детей  образовывать с помощью суффиксов  существительных уменьшительно-ласкательного  значения.

Оборудование: Картинки с  изображением больших и маленьких  предметов.

Ход: Красные кружки –  большой и маленький. Предлагаю  назвать, что на карточке: маленький  круг, большой круг. Ребенок называет кружки без слов «большой» и «маленький».

- Это? – показываю на  маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

- А это? – показываю  на большой круг.

 Ответ ребенка: круг.

2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов (соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря):

Мальчик-с-пальчик                     Иван-богатырь

      Иванушка                                    Иван

    сапожки                                        сапожища

    топорик                                       топорище

      ножка                                            ножища

      ручка                                             ручища

      глазик                                           глазище

      усики                                              усищи

      голосок                                         голосище

      носик                                             носище

      силушка                                         силища.

Игра на образование сложных  слов – игра «Эхо»

    листья падают  – листопад                сам ходит – самоход

    снег падает  – снегопад                      мед носит – медонос

    вода падает  – водопад                       звонит попусту – пустозвон

    звезды падают  – звездопад               сено косит – сенокос

    разводит сады  – садовод                   везде ходит – вездеход

    разводит лева  – лесовод                    база для нефти – нефтебаза

    перевозит лес  – лесовоз                        ходит на атомной энергии –  атомоход

    сам летит –  самолет                            пыль сосет – пылесос

    воду возит  – водовоз.                         [22, c. 21-22]

 

 

2.4. Итоги опытно-экспериментальной  работы по формированию словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста (контрольный эксперимент)

Контрольный эксперимент  проводился по той же методике «Исследование  способности словообразования» [Алексеева  М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.

Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной  группе по сравнению с уровнем  словообразования на момент констатирующего  эксперимента.

Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после  формирующего эксперимента, были получены следующие результаты. Эти результаты представлены в таблицах 21, 22.

Таблица 21

Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе  контрольного эксперимента.

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Катя С.

14

5

5

5

5

10

Костя Е.

15

4

4

5

5

10

Наташа С.

13

4

5

4

5

9

Оля К.

15

5

5

5

5

10

Паша П.

12

5

4

5

4

8

Вика С.

13

4

5

3

3

8

Аня А.

14

5

4

3

4

10

Денис П.

15

4

5

4

5

10

Лена М.

12

4

4

5

5

10

Света С.

12

4

5

5

5

10


 

Таблица 22

Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе  контрольного эксперимента.

Имя Ф.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Даша М.

12

5

5

5

5

9

Женя К.

12

4

4

3

3

8

Алеша С.

13

4

4

3

3

8

Оля Щ.

13

4

4

5

5

10

Наташа Л.

10

3

2

1

2

7

Володя Л.

10

3

2

1

2

7

Маша П.

14

5

5

5

5

10

Рома Г.

11

3

3

2

3

8

Таня К.

12

4

4

3

3

8

Антон С.

9

4

4

2

3

8


При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 23 и таблица 24 соответственно).

Таблица 23. Результаты задания №1 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

7

3

-

-

10

%

70

30

-

-

100


Из таблицы 23 следует, что  в контрольной группе к моменту  контрольного эксперимента детей, имеющих  очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало  немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали  от 12 до 15 баллов (порог – 13б).

Таблица 24. Результаты задания №1 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

4

6

-

-

10

%

40

60

-

-

100


Из таблицы 24 следует, что  большинство детей в экспериментальной  группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий (60%) и очень высокий (40%) уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе.

При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной  и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 25 и таблица 26 соответственно).

Таблица 25. Результаты задания №2 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

4

6

-

-

10

%

40

60

-

-

100


 

Из таблицы 25 следует, что  в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют высокий (60%) и очень высокий уровень (40%) умения употреблять в речи существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Таблица 26. Результаты задания №2 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

2

5

3

-

10

%

20

50

30

-

100


Данные таблицы 26 свидетельствуют  о том, что на момент контрольного эксперимента основная часть детей (50%) в экспериментальной группе имеют  высокий уровень умения употреблять  в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами, 30% - имеют средний уровень, 20% - имеют очень высокий уровень.

Количественное выражение  результатов  задания №3 «Встреча гостей» в контрольной и экспериментальной  группе представлено в таблице 27 и 28 соответственно.

Таблица 27. Результаты задания №3 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

6

4

-

-

10

%

60

40

-

-

100


Из таблицы 27 следует, что  на момент контрольного эксперимента в контрольной группе немного  увеличилось количество детей, имеющих  очень высокий (60%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.

Таблица 28. Результаты задания №3 в экспериментальной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

2

5

3

-

10

%

20

50

30

-

100


Половина детей (50%) в экспериментальной  группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% - имеют средний  уровень, и 20% - имеют очень высокий.

При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и  экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 29 и  таблица 30 соответственно).

Таблица 29. Результаты задания №4 в контрольной группе. 

Уровень развития

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Количество человек

6

2

2

-

10

%

60

20

20

-

100


Из таблицы 29 следует, что  в контрольной группе на момент контрольного эксперимента дети имеют очень высокий (60%) уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, высокий и средний уровень  составляют по 20%.

Таблица 30. Результаты задания №4 в экспериментальной группе. 

Информация о работе Формирование словообразования