Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 00:05, курсовая работа
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
5. Игра
Цель: Придумать слова, обозначающие несколько предметов.
Игры 
для уточнения формы 
1. Игра «Угадай, чьи это вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).
2. Игра «Угадай, чьи это хвосты»
На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Показываю изображение хвоста и спрашиваю, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».
Игры для уточнения формы дательного падежа:
1. Игра «Кому нужны эти вещи»
Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).
2. Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?).
Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.
3. Игра «Гости»
На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы).
Объяснение: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».
Игры 
для уточнения формы 
1. Игра «Кто самый наблюдательный»
Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.
2. Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:
а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?
б) Что ты любишь?
в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.
Игры 
для уточнения формы 
1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).
2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.
3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
Игра 
для уточнения формы 
1. Игра «Помоги животным найти свой домик»
 Используются две группы 
картинок: на одних изображены 
животные, на других – их жилища. 
Предлагаю детям помочь 
2. Игры для формирования умения употреблять 
уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-
3. Игра «Большой - маленький»
Цель: выявить умения детей 
образовывать с помощью суффиксов 
существительных уменьшительно-
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Красные кружки – большой и маленький. Предлагаю назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Ребенок называет кружки без слов «большой» и «маленький».
- Это? – показываю на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
- А это? – показываю на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
2. Игра в употреблении уменьшительно-ласкательных 
и пренебрежительно-
Мальчик-с-пальчик             
      Иванушка                      
     сапожки                               
     топорик                               
ножка ножища
      ручка                         
глазик глазище
      усики                         
голосок голосище
      носик                         
силушка силища.
Игра на образование сложных слов – игра «Эхо»
листья падают – листопад сам ходит – самоход
    снег падает 
– снегопад                    
    вода падает 
– водопад                     
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит лева – лесовод база для нефти – нефтебаза
    перевозит лес 
– лесовоз                     
    сам летит – 
самолет                       
    воду возит 
– водовоз.                    
2.4. Итоги опытно-
Контрольный эксперимент проводился по той же методике «Исследование способности словообразования» [Алексеева М.М., Лямина В.И.], что и констатирующий.
Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению с уровнем словообразования на момент констатирующего эксперимента.
Проводя повторное диагностирование уровня развития словообразования после формирующего эксперимента, были получены следующие результаты. Эти результаты представлены в таблицах 21, 22.
Таблица 21
Результаты развития словообразования в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента.
| Имя Ф. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | 
| Катя С. | 14 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 
| Костя Е. | 15 | 4 | 4 | 5 | 5 | 10 | 
| Наташа С. | 13 | 4 | 5 | 4 | 5 | 9 | 
| Оля К. | 15 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 
| Паша П. | 12 | 5 | 4 | 5 | 4 | 8 | 
| Вика С. | 13 | 4 | 5 | 3 | 3 | 8 | 
| Аня А. | 14 | 5 | 4 | 3 | 4 | 10 | 
| Денис П. | 15 | 4 | 5 | 4 | 5 | 10 | 
| Лена М. | 12 | 4 | 4 | 5 | 5 | 10 | 
| Света С. | 12 | 4 | 5 | 5 | 5 | 10 | 
Таблица 22
Результаты развития словообразования в экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента.
| Имя Ф. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | 
| Даша М. | 12 | 5 | 5 | 5 | 5 | 9 | 
| Женя К. | 12 | 4 | 4 | 3 | 3 | 8 | 
| Алеша С. | 13 | 4 | 4 | 3 | 3 | 8 | 
| Оля Щ. | 13 | 4 | 4 | 5 | 5 | 10 | 
| Наташа Л. | 10 | 3 | 2 | 1 | 2 | 7 | 
| Володя Л. | 10 | 3 | 2 | 1 | 2 | 7 | 
| Маша П. | 14 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 
| Рома Г. | 11 | 3 | 3 | 2 | 3 | 8 | 
| Таня К. | 12 | 4 | 4 | 3 | 3 | 8 | 
| Антон С. | 9 | 4 | 4 | 2 | 3 | 8 | 
При проведении задания №1 «Кто у кого» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 23 и таблица 24 соответственно).
Таблица 23. Результаты задания №1 в контрольной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 7 | 3 | - | - | 10 | 
| % | 70 | 30 | - | - | 100 | 
Из таблицы 23 следует, что в контрольной группе к моменту контрольного эксперимента детей, имеющих очень высокий уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе, стало немного больше, однако разделение достаточно условно, т.к. дети набрали от 12 до 15 баллов (порог – 13б).
Таблица 24. Результаты задания №1 в экспериментальной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 4 | 6 | - | - | 10 | 
| % | 40 | 60 | - | - | 100 | 
Из таблицы 24 следует, что 
большинство детей в 
При проведении задания №2 «Большой и маленький» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 25 и таблица 26 соответственно).
Таблица 25. Результаты задания №2 в контрольной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 4 | 6 | - | - | 10 | 
| % | 40 | 60 | - | - | 100 | 
Из таблицы 25 следует, что 
в контрольной группе на момент контрольного 
эксперимента дети имеют высокий (60%) 
и очень высокий уровень (40%) умения 
употреблять в речи существительные 
с уменьшительно-ласкательными 
Таблица 26. Результаты задания №2 в экспериментальной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 2 | 5 | 3 | - | 10 | 
| % | 20 | 50 | 30 | - | 100 | 
Данные таблицы 26 свидетельствуют 
о том, что на момент контрольного 
эксперимента основная часть детей 
(50%) в экспериментальной группе имеют 
высокий уровень умения употреблять 
в речи существительных с 
Количественное выражение 
результатов  задания №3 «Встреча 
гостей» в контрольной и 
Таблица 27. Результаты задания №3 в контрольной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 6 | 4 | - | - | 10 | 
| % | 60 | 40 | - | - | 100 | 
Из таблицы 27 следует, что на момент контрольного эксперимента в контрольной группе немного увеличилось количество детей, имеющих очень высокий (60%) уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Таблица 28. Результаты задания №3 в экспериментальной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 2 | 5 | 3 | - | 10 | 
| % | 20 | 50 | 30 | - | 100 | 
Половина детей (50%) в экспериментальной группе на момент контрольного эксперимента имеют высокий уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды, 30% - имеют средний уровень, и 20% - имеют очень высокий.
При проведении задания №4 «Кто он такой» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 29 и таблица 30 соответственно).
Таблица 29. Результаты задания №4 в контрольной группе.
| Уровень развития | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Всего | 
| Количество человек | 6 | 2 | 2 | - | 10 | 
| % | 60 | 20 | 20 | - | 100 | 
Из таблицы 29 следует, что 
в контрольной группе на момент контрольного 
эксперимента дети имеют очень высокий 
(60%) уровень языкового чутья, восприятия 
и понимания 
Таблица 30. Результаты задания №4 в экспериментальной группе.