Формы и методы работы по ЗОЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 13:41, реферат

Краткое описание

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Содержание

1. Формы работы по ЗОЖ
2. Методы привлечения детей к ЗОЖ
3. План мероприятия направленного на ЗОЖ

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы работы по ЗОЖ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

 

1. Формы работы по ЗОЖ

 

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Глазырина Л.Д. формирует три группы задач:

Оздоровительные:

- охрана и укрепление  здоровья детей;

- закаливание;

- развитие движений.

 Воспитательные:

- формирование нравственно-физических навыков;

- формирование потребности  в физическом совершенстве.

Образовательные:

- формирование двигательных  умений и навыков;

- развитие физических  качеств;

- получение элементарных  знаний о своем организме; роли  физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Матвеев А.П., Хухлаева Т.Г., Ефименко Н.Н. выделяют такие задачи:

- охрана и укрепление  здоровья

- закаливание;

- развитие движений.

- совершенствование двигательных  способностей и физических качеств

Бабанский Ю.К. выделяет несколько задач:

- укрепление здоровья  и закаливание, содействие правильному  физическому развитию и повышению работоспособности;

- формирование двигательных  умений и навыков;

- развитие основных двигательных  качеств

Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка:

- формирование правильной  осанки;

- своевременное окостенение  опорно-двигательного аппарата;

- формирование изгибов  позвоночника;

- развитие сводов стопы;

- развитие гармоничного  телосложения.

Васильева М.А. выделяет оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. В них предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций; совершенствование всех функций организма, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов в работе с детьми дошкольного возраста. Концептуальными основаниями методической деятельности в ДОУ по реализации поставленных задач являются актуальные подходы к обновлению содержания деятельности по созданию здоровьесохраняющей среды в ДОУ, повышение качества здоровьесберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности лично-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.

Для реализации поставленных задач, был составлен перспективный план работы по данной проблеме:

1. Система планирования и организации методической работы по повышению уровня теоретических знаний и практических умений педагогов ДОУ по использованию здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих методов в образовательном процессе.

2. Изучение проблемы в научно-методической литературе.

3. Организация методических  мероприятий в ДОУ: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы и т.д.

4. Организация выставки  методического обеспечения по  данной проблеме.

5. Организация и проведение  тематических педагогических советов.

6. Разработка картотек  для педагогов, составление рекомендаций  по использованию здоровьесохраняющих  технологий в образовательном  процессе ДОУ.

Здоровьесохраняющие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесохраняющих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Разработана «технология здоровьесохранения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной  позиции детей в процессе получения  знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство  семьи, педагогического коллектива  и самих детей в укреплении  их здоровья, развитии творческого  потенциала.

Современные здоровьесохраняющие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к  физической культуре.

2. Использование развивающих  форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Задача старшего воспитателя сегодня — вооружить педагогов необходимыми знаниями в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы педагоги могли воспользоваться данным материалом, делились знаниями среди родителей и педагогов других учреждений. Главное, конечно же, воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Здоровьесохраняющая деятельность в детском саду осуществляется с использованием следующих технологий:

Медико-профилактическая технология. Обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Задачи этой деятельности:

- организация мониторинга  здоровья детей и разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

- организация профилактических  мероприятий, способствующих резистентности  детского организма (например, иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д.);

- организация контроля  и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;

- организация здоровьесохраняющей  среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная технология. Направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль за двигательной  активностью и становление физической  культуры дошкольников,

- формирование правильной  осанки, профилактика нарушений  опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки  повседневной физической активности;

- оздоровление средствами  закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре в совместной образовательной деятельности по физическому воспитанию, а также педагогами — в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье. К ней относится технология психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, которая направлена на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие, на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства педагогов.

 

2. Методы привлечения  детей к ЗОЖ

 

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:

Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создана фонотека и видеотека с элементами цветотерапии.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Информация о работе Формы и методы работы по ЗОЖ