Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………4

Глава I. Теоретические основы использования различных форм

      организации обучения …………………………………………………..….7

        1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7

        1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10

        1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14

        1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20

        1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25

Глава II. Использование различных организационных форм  при

      обучении математике в 3 классе…………………………………………..29

        2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29

            2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29

             2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33

        2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40

        2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56

Заключение……………………………………………………………………...59

Список  использованной литературы…………………………………………..61 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

    Ключевые  слова: форма; метод; формы организации процесса обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая); индивидуализация обучения; дифференциация обучения; сочетание форм организации деятельности; коллективная работа; карточки-задания; перфокарты.

    Объект  исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

    Предмет исследования: различные формы обучения математике в начальных классах.

    Цель  исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

    Методы  исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за учебным процессом; анкетирование; педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

      Практическая значимость заключается в том, что основные положения исследования и разработки уроков могут быть использованы при обучении математике в 3 классе  общеобразовательной школе по предмету математики.

    Структура и объём дипломной  работы.

    Работа  состоит из введения; теоретической части, которая включает пять пунктов; практической части, включающей в себя четыре главы; заключения. Общий объём работы 62 страниц. Использовано 12 таблиц, 6 диаграмм. Список использованной литературы включает в себя 31 наименование. Приложение – анкеты; перфокарты, карточки, памятки; тест; разработка внеклассного мероприятия «Математический ринг».   
 
 
 
 
 

Введение 

    Усиление  влияния математики на развитие науки  и производства, расширение сферы применения математических знаний и умений, процесс математизации основных областей человеческой деятельности усиливает значение математического образования.

    Прогресс  во всех сферах общественной жизни  идёт большими темпами, и это требует  от современного человека умения теоретически мыслить, самостоятельно ставить и решать принципиально новые задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям труда.

    В связи с этим в настоящие время  большое внимание уделяется проблеме формирования у детей младшего школьного возраста элементарных математических представлений и структур мышления, подготовки их к дальнейшему изучению математики.

      Вспомним, с каким интересом ребёнок первый раз идёт в школу, ведь  его ждёт там много нового и  неизведанного, интересного и необычного.  Но проходит время и интерес к учению пропадает, исчезает желание идти в  школу, на уроки, не хочется делать домашнего задания. Неинтересные,  однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, из урока  в урок, быстро надоедают.  Почему  это  происходит?  В  современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации    деятельности  учащихся уделяется гораздо меньше  внимания,  от  этого и идёт  неумение  учителя организовать деятельность  учащихся  на  уроке,  незнание  учителя,  как  это сделать.

      Для того чтобы интерес к  учению не пропал,  чтобы   ученики  хотели,  а

главное умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих  учащихся на уроке. Учебный процесс  должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а  учитель являлся бы организатором этой деятельности. Учитель должен применять различные формы организации деятельности, варианты их оптимального сочетания.

    Включая учеников в активную учебную работу, используя при этом разнообразные формы, методы, учителя значительно расширяют  возможности урока.

    Очевидно, что для классификации различных  форм работы на уроке, понимания их сущности, разработки способов их организации и осуществления, использования рационального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности необходимо системное, комплексное их изучение в тесной связи с остальными компонентами системы обучения.

    Этой  проблемой занимаются такие педагоги и психологи, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ф.А. Хабиб, Г.Ф. Суворова, А.И. Попова, В.К. Дьяченко и др. Успех и эффективность реализации фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы в начальной школе, по мнению учёных, во многом зависит от их организации. При этом особая роль принадлежит учителю, который должен тщательно продумать методику их осуществления.

       Большое внимание в исследованиях  уделяется использованию различных форм организации обучения на уроках математики в силу специфики самого предмета. Математика как учебный предмет, с одной стороны, даёт большие возможности для осуществления фронтальной, групповой и индивидуальной работы, а с другой стороны, требует поиска новых методов, приёмов организации форм обучения для активизации познавательной деятельности каждого ученика в процессе овладения математическими знаниями.

    Особое  значение уделяется сочетанию различных  форм организации учебного процесса, их влиянию на усвоение детьми теоретических  и   практических умений и навыков, применяемых в математике.

    Актуальность  данной проблемы, необходимость её практической разработки и определила выбор темы исследования.

    Объектом нашего исследования является процесс обучения математике в начальной школе.

    Предмет исследования - различные формы обучения математике в начальных классах.

    Цель  исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

    В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: 

  1. На основе анализа литературы по данной проблема раскрыть сущность фронтальной формы  организации работы на уроках математики в начальных классах, указать достоинства и недостатки.                                 
  2. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты.
  3. Рассмотреть использование групповой формы работы и особенности её организации.
  4. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.
  5. В ходе экспериментальной работы провести уроки, на которых используются в различных сочетаниях формы фронтального, индивидуального и группового обучения.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • анализ психолого-педагогической и методической литературы;
    • наблюдение за учебным процессом;
    • анкетирование;
    • педагогический  эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

      Базой  исследования   являлся   3 «В»  класс средней  школы № 23 г. Могилёва (учительница – Бурая Людмила Леонидовна). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. Теоретические основы использования различных форм организации обучения

                                                                                                                                                                                               1.1. Сущность и виды организационных форм обучения 

    Мы  много раз упомянули термин «форма организации учебного процесса», но что такое форма организации обучения и в чём заключается её сущность? Латинское слово «forma» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

      Однако, будучи внешней стороной  организации учебного процесса, форма обучения органически связана  со своей внутренней, содержательной  стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Всё говорит о том, что использование какой - либо формы организации урока или их сочетаний невозможно без глубокого осмысления  и изучения.     

    В процессе обучения осуществляется общение  «между двумя субъектами главного дидактического отношения – учителем как субъектом преподавания и учениками как коллективным субъектом учения»[6, с.233]. В зависимости от уровня и характера обучения в качестве общих организационных форм обучения в дидактике признаны фронтальная, индивидуальная и групповая формы. В современной дидактике они объединяются понятием «общие формы организации обучения». И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин приводят следующую трактовку этих понятий.

    При фронтальной форме организации  обучения педагог управляет учебной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Он осуществляет прямое воздействие на коллектив учащихся, организует их сотрудничество, определяет им единый темп работы. Однако фронтальная форма организации обучения не рассчитана на учёт индивидуальных различий школьников. Взятый темп урока слабым ученикам может показаться высоким, а сильным низким. По этой причине слабые учащиеся уйдут, не усвоив учебный материал. Сильные же недостаточно расширяют и углубляют знания.

      При индивидуальной работе каждый  ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу; темп его  работы определяется степенью  целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученик не вступает в сотрудничество со своими товарищами, но выполняет одинаковые для всего класса задания.

    Если  каждый учащийся выполняет задания, определённые в соответствии с его учебными возможностями, такую форму учебной работы  можно назвать индивидуализированной. При такой форме можно применять на уроках математики специально разработанные карточки-задания. Иногда  выделяют одного, двух учеников для выполнения дополнительной работы с учителем. Класс в это время работает над общим заданием. Такую организацию процесса обучения можно назвать индивидуализировано-групповой формой. Например, повторно разъясняя учебный материал одному, двум ученикам, учитель даёт задание основному составу решить задачу. Руководить учебной работой учащихся ему помогает звеньевые.

Информация о работе Формы работы на уроках математики