Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:46, курсовая работа
В современных условиях построения независимого украинского государства и перехода экономики с господством государственной собственности к экономике рыночного предпринимательства, все большего внимания требуют вопросы экономической и трудовой подготовленности молодежи к жизни в обществе. Большое значение приобретают такие качества личности как организованность, ответственность, инициатива, предприимчивость, бережливость, экономность, самостоятельность, порядочность и коммуникабельность. Истоки этой подготовки лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.…….….7
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в педагогических исследованиях …………………………………………………………………….7
1.2. Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых……………………………………………..13
1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей 6 –го года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения……………………………19
Выводы по I главе ………………………………………………………22
Глава II. Исследование представлений детей 6 года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения …………………………………………………….23
2.1. Методика проведения исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………..……………...23
Выводы по II главе …………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………..……………28
Список используемых источников……………………………………..31
33
Министерство образования и науки, молодежи и спорта УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ образования и науки
севастопольский городской гуманитарный университет
психолого-педагогичесий факультет
кафедра дошкольного и начального образования
«Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях работников дошкольного учебного заведения»
Курсовая работа
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
студентки группы ДНМ4з
специальности ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДАЦЮК НАТАЛЬИ ВАЛЕРИЕВНЫ
Научный руководитель
ЧЕРВИНСКАЯ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
кандидат педагогических наук
Работа защищена « » 2012г.
С оценкой ______________________
Зав.кафедры педагогики,
дошкольного и начального образования,
кандидат педагогических наук,
доцент Трусова Е.Л.
Севастополь
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. | 3 |
Глава I. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.…….….7 |
|
1.1. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых в педагогических исследованиях …………………………………………………………………….7 1.2. Задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых……………………………………………..13 1.3. Критериальная характеристика выявления представлений детей 6 –го года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения……………………………19 |
|
Выводы по I главе ………………………………………………………22 |
|
Глава II. Исследование представлений детей 6 года жизни о профессиях работников дошкольного учебного заведения …………………………………………………….23 |
|
2.1. Методика проведения исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента……………..……………...23 |
|
Выводы по II главе …………………………………………………………27 |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список используемых источников……………………………………..31 |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях построения независимого украинского государства и перехода экономики с господством государственной собственности к экономике рыночного предпринимательства, все большего внимания требуют вопросы экономической и трудовой подготовленности молодежи к жизни в обществе. Большое значение приобретают такие качества личности как организованность, ответственность, инициатива, предприимчивость, бережливость, экономность, самостоятельность, порядочность и коммуникабельность. Истоки этой подготовки лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
В государственной национальной программе "Освіта" ("Україна XXI століття") определены основные направления дошкольного воспитания, в том числе поставлена задача "...започаткування основ трудового виховання, екологічної культури, моральної орієнтацій в національних і загальнолюдських цінностях"[15;8]. В Концепции дошкольного воспитания в Украине (1993 г.) подчеркивается, что педагогам необходимо "прищеплювати дитині безкорисливість як вищу цінність у шкалі цінностей культури і водночас елементи економічної обізнаності, діловитості" [22;111]. Формирование у детей представлений о работе взрослых имеет большое значение как для успешного овладения самой трудовой деятельностью, так и для формирования общественно значимых мотивов работы, правильного отношения к ней.
Ознакомление с трудом взрослых традиционно рассматривается в двух направлениях: в ознакомлении с окружающим и в трудовом воспитании. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых достаточно полно представлена в работах советских педагогов (О.В.Артамоновой, Р.С. Буре, Г.Н.Годиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой и др.) Ознакомление детей с профессиями взрослых осуществлялось, как правило, двумя путями. Первый путь заключался в показе разных видов работы и объяснения их значения (в процессе специально организованных наблюдений, бесед, экскурсий); второй - с помощью организации совместной деятельности взрослых и детей. Взрослый приучал детей к трудовому процессу через посильные поручения и элементарное сотрудничество.
Современные социально-экономические условия создают не совсем благоприятные условия для нравственного развития подрастающего поколения. Прагматическая направленность поведения, которое неизбежно формируется в условиях конкуренции и рыночных отношений, стимулирует стремление молодежи делать бизнес, зарабатывать, быть свободным и независимым. Таким образом, в условиях общей и экономической культуры общества это может привести к ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте. На современном этапе развития дошкольного образования трудовое воспитание дошкольников является достаточно противоречивой проблемой. Так, например, В П.. Петровский, доктор психол. наук считает, что «…воспитывает не труд, а деятельно - опосредованное общение. Я – против реанимации термина «трудовое воспитание», я - за воспитание в деле.»[38;265]. Известный российский педагог А.Д.Шатова также полагает, что постановка трудового воспитания требует определенной коррекции, особенно в методике.
За последние годы в дошкольной педагогике появляется новое понятие «основы экономического воспитания». Термин «экономика» имеет несколько значений, одно из которых подразумевает искусство ведения домашнего хозяйства. Оно непременно предполагает практическую пользу, выгоду, успех в достижении цели. Необходимым условием и особенностью работы является сочетание экономического воспитания с трудовым и нравственным. В своем исследовании экономических представлений у детей Щедрина Е.В. подчеркивает, что «…смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы воспитать у детей правильное отношение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» [60;157].
Эта идея прослеживается, в частности, и в «Коментарi до Базового компонента дошкільної освіти в Україні». Одна из задач социального развития дошкольников звучит следующим образом: «Розвивати базові якості особистості; навчати дошкільника жити у злагоді з довкіллям та із самим собою, адекватно реагувати на події, оптимістично ставитися до життя, довіряти людському оточенню, відчувати себе захищеним ним, орієнтуватися в ньому»[23].
Ознакомление детей с трудом взрослых стало носить интегрированный характер. Например, в программе «Дитина», задачи ознакомления представлены в разделах: «Мова рідна», «Віконечко в природу», «Любі малечі про цікаві речі». Анализ статей в журналах «Палітра педагога», «Дошкільне виховання», «Дошкольное воспитание» [13;№3;18№11;20№2] это подтверждает. Задачи ознакомления с трудом взрослых включены в экономическое воспитание, домоведение, украиноведение. Характерно рассматривание проблемы ознакомления с трудом взрослых воспитания в аспекте других проблем: трудовых обязанностей мальчиков и девочек (В.Г. Нечаева, Т.А.Шорыгина); экономического воспитания (Н.Грам, Н.Корнеева, А.Д. Шатова ). В то же время недостаточно методических материалов для ознакомления детей с трудом работников детского сада в аспекте реализации задач базовой программы «Я у Світі».
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы с одной стороны и ее значимость для практической работы в дошкольном учебном заведении обусловили выбор темы нашей курсовой работы «Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях работников дошкольного учебного заведения (далее ДУЗ)».
Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Предмет исследования: представления детей шестого года жизни о профессиях работников ДУЗ.
Цель исследования: разработать критериальную характеристику и выявить представления детей шестого года жизни о профессиях работников ДУЗ.
Гипотеза исследования: разработанная нами критериальная характеристика позволит выявить уровни представлений детей шестого года жизни о профессиях работников ДУЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
2. Охарактеризовать программные задачи ознакомления детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
3. Разработать критерии и уровневые показатели представлений детей шестого года жизни о профессиях работников ДУЗ.
4. Выявить уровни представлений детей шестого года жизни о профессиях работников ДУЗ.
Методы изучения. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы. Теоретическими методами являются: анализ научно-методической литературы, сравнение содержания программ развития дошкольников по проблеме ознакомления с трудом взрослых. Эмпирическим методам является: опрос детей; математическим - количественный анализ полученных данных опроса.
База исследования дошкольное учебное заведение №34/2 г. Феодосии АРК. Всего в экспериментальной работе было задействовано 33 дошкольника старшей группы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников и приложения.
Глава I. Теоретические основы ознакомления дошкольников с трудом взрослых
1.1. Проблема ознакомления с трудом взрослых в педагогических исследованиях
Проблемы формирования нравственных начал личности всегда были в центре внимания дошкольной педагогики. Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили Н. К. Крупская, М. И. Калинин, А. С. Макаренко. Они подчеркивали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.
В отечественной дошкольной педагогике теоретическое и методическое обоснование трудового воспитания детей подтверждено целым рядом исследований, обусловленных задачами, поставленными перед системой дошкольного образования на разных этапах ее развития. В 20-е гг. ХХ в. три составляющих социальной среды – труд, природа, общество – были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых (цитирую Козлову [26; №10; С. 38.]. Новые направления в решении задач трудового воспитания появились в 30-40-е гг. ХХ в. Трудовую деятельность детей стали сочетать с наблюдениями за трудом взрослых, игру – соединять с трудовой деятельностью (Н.К. Крупская, Р.И. Жуковская) . В 60-е - 80-е гг. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников. Под руководством В.Г. Нечаевой исследуются разные виды и формы организации коллективной деятельности детей цитирую С.А.Козлову [26;№10]: И.Лернер, Г.Н.Година, А.Д. Шатова, Г.М. Киселева, Д.В.Сергеева, В.Г. Зайцева и др). Начинаются углубленные исследования проблемы трудового воспитания: коллективизма (Л.О.Порелебская, Т.В.Введенская); любви к труду, желание трудиться (В.Г.Нечаева, Л.Е.Образцова, В.И.Логинова, Е.И.Радина).
Анализ психолого-педагогической литературы, исследования ученых показывают, что проблема ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых рассматривается в работах И.Д.Власова, В.И.Глотова, Г.И.Григоренко, Л.Б.Касперская, С.М.Котлярова, Л.А.Таллер и др..
Для нас представляют интерес исследования ленинградской школы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт, Н.М.Крылова и др.), минской школы (Я.Л.Коломинский, Е.А.Архипова, А.П.Белоус, Л.В.Дорофеева). Авторы анализируют различные аспекты социально-психологической готовности старших дошкольников к труду взрослых, динамику знаний об общественной значимости профессиональной деятельности взрослых и их влияние на формирование у детей старшего дошкольного возраста системности знаний о труде взрослых.
В работах украинских исследователей проблемы трудового воспитания детей (З.Н.Борисовой, А.В.Беленькой, Р.И.Заиченко, В.А.Павленчик, М.А.Машовец) рассматривались различные виды практической деятельности детей, формы и методы воспитания различных нравственных качеств - положительное отношение к труду и людям труда, ответственности, самостоятельности, организаторских умений, положительных взаимоотношений между детьми; обозначено содержание системных знаний о культуре труда для старших дошкольников и определены методы начальной профориентации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В теории дошкольной педагогики до настоящего времени проблема воспитания бережливости рассматривалась в связи с исследованием общих вопросов нравственного формирования личности. Бережливость как один из критериев нравственности рассматривает Р.И.Жуковская, И.И.Розанова; как компонент психологической готовности к труду - К.И.Исмаилова, А.Г.Тулегенова, Л.В.Касперская; как норму организованного поведения - КАКлимова, В.Г.Нечаева, Т.И.Пониманская.
В современных психолого-педагогических исследованиях определены содержание, мотивы трудовой деятельности детей, педагогические условия, методы ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых (З.Н.Борисова, Р.С.Буре, И.Д.Власова, Г.И.Григоренко, В.И.Логинова, С.А.Козлова, С.М.Котлярова, Я.З.Неверович, В.Г.Нечаева, Л.Е.Образцова, Э.М.Разбаева, Д.В.Сергеева, Л.АТаллер и др.), что свидетельствует о наличии широкого круга исследований по проблеме подготовки детей к трудовой деятельности.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности подчеркивают О. Широких, Н.Космачева [58;№4;24]. В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых. В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: