Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: обоснование проблемы подготовки детей дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм в процессе использования метода наглядного моделирования.
В соответствии с объектом, предметом поставлены задачи исследования:
1. Определить теоретические основы игровой деятельности дошкольников.
2. Раскрыть роль моделирования в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.
3. Выявить эффективность использования наглядных моделей при подготовке старших дошкольников к сюжетно-ролевым играм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ………………….......................................................................................6
1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности……………………………………………………………….6
1.2 Определение подходов к руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников…………...............................................................................16
1.3 Моделирование как метод, виды моделей, возможности их использования для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников……………...........................................................................18
ГЛАВА 2 Использование моделирования в подготовке детей к сюжетно-ролевым играм…………………………………………………………………………..22
2.1 Определение уровня сформированности игровых действий, уровня развития игры………………………………………………………………….22
2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр…………………………………………........................................................28
2.3 Анализ изменений и полученных результатов…………………………………………..........................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая 2 катина.docx

— 960.35 Кб (Скачать файл)

3 уровень: игровые действия разнообразны и логичны.

4 уровень: игровые действия имеют определенную последовательность, многообразны, меняются в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики  и предметов-заместителей

1 уровень: использование атрибутики после совета взрослого.

2 уровень: самостоятельное использование атрибутики (игрушечные инструменты, муляжи продуктов и т. д.).

3 уровень: разнообразное использование игровых предметов, в том числе в качестве заменителей (игрушечная тарелка как руль для машины, кубики как продукты и другое) на предметное оформление игры уходит много времени.

4 уровень: использование многофункциональных вещей (лоскутки ткани, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление самостоятельно малого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимум время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой  речи

1 уровень: отсутствует ролевая речь, обращение по имени.

2 уровень: наличие ролевого обращения: обращение к играющим по соответствующей игре роли («мама», «врач» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», то он назовет свое имя.

3 уровень: наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень: развернутая ролевая речь на протяжении всего хода игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», то он назовет свою роль.  (Например «лисичка», «повар»)

7) Выполнение правил

1 уровень: правила отсутствуют.

2 уровень: правила четко не выделены, но при возникновении конфликта правила побеждают.

3 уровень: правила выделены, они соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень: заранее оговоренные правила соблюдаются на протяжении всего хода игры.

Результаты наблюдения заносились в таблицу. (Таблица 1и 2).

Напротив фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых действий по каждому из критериев, который он демонстрирует во время игры. (Приложение Е)

Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:

1. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольников характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость одного и того же сюжета, без внесения детьми каких либо изменений;

2. Темы игр однообразны. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;

3. Вопросу обогащения и подготовки сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ уделяется недостаточно времени.

4. Знания педагогов о требованиях к организации педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой сводится к повышению роли воспитателя как гаранта детской свободы и самостоятельности. Однако на практике эта позиция корректируется необходимостью поддержания дисциплины в группе, соблюдения режима, что приводит к сдерживанию детских проявлений, прерыванию игры, прямому вмешательству в игру.

5. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.

 

2.2 Разработка и применение схем в процессе организации сюжетно-ролевых игр

Целью формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями, при помощи наглядных моделей, содержания сюжетно-ролевых игр у детей экспериментальной группы.

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать схемы проведения сюжетно-ролевой игры.

2) апробировать разработанную  систему.

Мною совместно с воспитателем с детьми экспериментальной группы была проведена сюжетно-ролевая игра с использованием наглядных моделей и карт-схем.

Игра №1 «Больница» (Приложение Б)

Воспитатели побывали с детьми на экскурсии в медицинском кабинете, где наша медсестра рассказала о своей работе, показала некоторые медицинские инструменты, рассказала о том, как ими пользоваться. Провели экскурсию к поликлинике, где воспитатель обратила внимание детей на машину «скорой помощи». Она рассказала, что у шофера, работающего на этой машине очень важная работа: доставлять врача к больному, для этого он должен хорошо управлять машиной, знать дорогу, чтобы быстро оказать помощь больному.

Затем был проведен рассказ о профессии врача сопровождающийся показам карт-схем. (Приложение Г)

После этого дети вместе с воспитателем придумывают рассказ по увиденным карточкам.

Через пару дней пригласили в гости к детям маму одного из детей – медсестру. Она рассказала о своей работе, объяснила, как работает врач (осматривает больного: слушает, смотрит горло, общается с медсестрой, делает ей указание: выписать направление, сделать прививку и т.д., а также ходит по вызовам к больным).

Воспитатели читали детям такие художественные произведения, как «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Наш доктор» А. Кардашовой. Проводили индивидуальные беседы с детьми, пришедшими в сад после болезни.  (Приложение В)

Для того чтобы игра была полноценной, необходимо было научить детей специфическим игровым умениям, которые они могли приобрести в совместной игре с партнером-взрослым. Такая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в утренние и вечерние часы, когда детей в группе было немного. Работа строилась таким образом: воспитатель предлагала ребенку поиграть в «больницу», ему предлагалась роль «врача», воспитатель брала на себя роль «пациента», затем по ходу игры меняла свою роль.

На следующем этапе воспитатель брала на себя главную роль, а ребенку предлагала дополнительную. В процессе игры воспитательница стимулировала последовательную смену ребенком игровых ролей: « Давай играть, я буду врач, а ты – больной, придешь ко мне на прием. Затем воспитатель предлагала ребенку поменять роль: « Давай, как будто больная ушла, а ты будешь другим врачом…».

Аналогичная работа проводилась со всеми детьми индивидуально, иногда в небольших подгруппах детей, когда на роли пациентов воспитательница привлекала еще нескольких детей: «Давайте как будто, вы тоже заболели и пришли к врачу». При этом воспитатель меняла свои роли, а также и роли детей. Основная же роль «врача» не менялась. Таким образом , воспитатель показала детям, как надо выстраивать игровое взаимодействие с позиции разных ролей.

Такая работа способствовала повышению игровой активности детей. Они с интересом отдавались игре, увлеченные ролью.

Наши наблюдения за игрой детей в «больницу» показали, что у детей возросли игровые навыки, содержание игры стало разнообразнее, интереснее, взаимодействие длительным ( от 40 минут до 1 часа).

 

 

2.3 Анализ изменений и полученных результатов

Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.

Результаты диагностики отражены в таблицах 2 и 3.(Приложение Д)

Наиболее популярными у детей обеих групп, как и ранее, оказались традиционные бытовые сюжеты. Это кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Многие дети контрольной группы называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20 % детей выделяли правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могли придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делали то, что по роли делать нельзя. Интересно, что не все дети умели пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети контрольной группы не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.

Дети экспериментальной группы нередко использовали в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводили роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).

Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.

Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.

Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков отражена на рисунке 1 и 2.(Приложение Ж)

Как видно из гистограмм, в экспериментальной группе произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. А именно, двое детей Влад и Арина, улучшили свои результаты до высокого уровня сформированности. Один ребенок поднялся с уровня ниже среднего до среднего уровня. Четверо детей, по–прежнему остались на прежних уровнях сформированности.

В контрольной группе изменения в уровне произошли, лишь у одного ребенка. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.

Таким образом, анализ данных доказывает эффективность работы проделанной на формирующем этапе эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

 Детство это не только  самая счастливая и беззаботная  пора жизни человека. Это период  наиболее интенсивного формирования  личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

 Сюжетно - ролевые игры  в комплексе с другими воспитательными  средствами представляют собой  основу формирования гармонически  развитой активной личности, способной  находить выход из критического  положения, принимать решение, проявлять  инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей  жизни.

 Изучив и проанализировав  психолого-педагогическую литературу  можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность  дошкольного возраста ролевая  игра. Именно в ней складываются  и наиболее эффективно развиваются  главные новообразования этого  возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет  игра для становления разных  форм произвольного поведения  детей. Развиваются произвольное  внимание и память, соподчинение  мотивов и целенаправленность  действий.

3. Сюжетно-ролевая игра  проходит длительный и сложный  путь развития, начинаясь в младшем  дошкольном возрасте с простейшей  ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно - ролевая игра  должна соответствовать современной  деятельности т.к. в связи с  развитием научно - технического  прогресса появляется много новой  техники, много нового в жизни  людей - задача воспитателя создать  условия для отражения этого  в сюжетно-ролевых играх детей.

 На основе выводов  можно дать следующие рекомендации:

Информация о работе Характеристика сюжетно-ролевой игры как вида детской деятельности