Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования. Для формирования полноценных навыков письменной речи требуется достаточный уровень развития его базисных компонентов. У детей с ОНР является не сформированными важнейшие компоненты функционального базиса навыков письменной речи. Это негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2 Глава 1. Теоретические основы изучения функционального базиса навыков письменной речи…………………………………………………………………….6 1.1 Понятие функционального базиса письменной речи в педагогической и психологической литературе……………………………………………………….6 1.2 Особенности функционального базиса навыков письменной речи у дошкольников с ОНР…………………………………………………………..…..12 Глава 2. Уровень развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР………………………….………………....24 2.1 Организация и содержание исследования функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР…………………...24 2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………......34 Заключение………………………………………………………………………40 Приложение………………………………………………………………….......42 Список литературы………………………………………………………………...51
Исследованием уровня сформированности
графо – моторных навыков у детей дошкольного
возраста с ОНР занимались многие исследователи
(Л.С.Цветкова, О.Л.Лысюк, Т.Б.Филичева, Ш.
А. Амонашвили, Г.В. Чиркина и др.).
Л.С.Цветкова утверждает, что у большинства
детей с ОНР старшего дошкольного возраста
имеется недоразвитие пальцевого праксиса
(около 70% детей)[47].
Для детей с ОНР, утверждает
О.Л.Лысюк, формирование графического
навыка письма имеет особое значение,
так как из-за психических
и моторных отклонений данный навык формируется
у них труднее и дольше. Поэтому дошкольники
нуждаются в дополнительных упражнениях.
Целенаправленная коррекционная работа
по развитию моторики, зрительно-ручной
координации позволяет реализовать потенциальные
возможности ребенка, создает предпосылки
для овладения им графическими
навыками письма, способствует формированию пространственных
представлений[27].
По мнению Т.Б.Филичевой, ошибки
наблюдаются при воспроизведении асемантичных
структур, а также при восприятии и воспроизведении
ритмических структур различной сложности
дети с общим недоразвитием речи испытывают
значительные трудности, что проявляется,
с одной стороны, в моторной неловкости,
не координированности движений рук, ног,
туловища, и в трудностях воспроизведения
ритмов[46].
А.Р. Лурия считает недостатками
психомоторного развития: общую неловкость,
неточность в координации движений. В
результате недостатков в формировании
графо-моторных навыков дети оказываются
не готовыми к овладению письмом. Затем
в школе у них формируется плохой почерк,
они долго не могут ориентироваться в
пространстве листа, путают строчки и
клеточки. Отмечается также повышенный
тонус, который мешает ребёнку постоянно
писать на уроке, отставая в выполнении
письменных заданий от одноклассников[25].
Рассмотрим уровень сформированности
пространственных представлений у детей
дошкольного возраста с ОНР.
Пространственные представления,
по мнению Г.В. Чиркиной, - представления,
в которых находят отражение пространственные
отношения предметов (величина, форма,
месторасположение, движение). У детей
с ОНР отмечают некоторые особенности
в формировании пространственных представлений.
Оказалось, что дети неспособны свободно
пользоваться в речи словесными обозначениями
пространственных характеристик положения
предметов друг относительно друга. Недоразвитие
всех компонентов речи (фонетико-фонематического,
лексико-грамматического), более медленное
развитие речи обуславливает наличие
у таких детей вторичных отклонений в
развитии психических процессов и создаёт
значительные трудности при овладении
детьми связной речью. Установлено, что
даже при нормальном развитии речи умения
и навыки связной монологической речи
при их спонтанном развитии не достигают
того уровня, который необходим для успешного
усвоения знаний - этим умениям и навыкам
необходимо обучаться специально.(В. П.
Глухов, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)[46].
Недостаточная сформированность
пространственных представлений, утверждает
М.В. Сурнина, с большой вероятностью скажется
у дошкольников на формировании грамотной
связной речи, а у школьников на процессе
формирования навыка чтения и письма.
Ведь известно, что для полноценного овладения
письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать
пространственную последовательность
графических знаков и временную последовательности
звуковых комплексов. Таким образом, временной
и пространственный аспекты восприятия
и воспроизведения речи не могут быть
разобщены. Дети, у которых не сформированы
пространственные представления не используют
в своей речи предлоги, обозначающие пространственные
взаимоотношения предметов. В дальнейшем
при овладении навыком письма перечисленные
трудности приводят к нарушениям письменной
речи, патологическую основу которой составляют
недостаточность или запаздывание формирования
«схемы тела». В последствии это найдет
своё проявление в затруднениях при ориентировки
в схеме тетрадного листа. Например, при
оформлении письменных работ дети долгое
время не могут принять и добиться автоматизма
при выполнении стандартных требований
к их оформлению: пропуск определённого
количества строчек или клеточек между
работами, выделение «красной строки»,
соблюдение «полей»[43].
Уровень сформированности сукцессивных
способностей у детей дошкольного возраста
с ОНР специфичен.
Пространственные представления,
по мнению В. П. Глухова, - это деятельность,
которая включающая в себя определение
формы, величины, местоположения и перемещения
предметов относительно друг друга и собственного
тела, относительно окружающих предметов.
Предлоги, обозначающие представления
об относительном расположении объектов,
как по отношению к телу, так и по отношению
друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.)
появляются в речи ребенка позже, чем такие
слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.
Этот уровень является наиболее
сложным и поздно формирующимся. Он уходит
корнями в пространственные представления
«низшего» порядка, формируется непосредственно
как речевая деятельность, являясь в то
же время одной из основных составляющих
стиля мышления и собственно когнитивного
развития ребенка. Понимание пространственных
отношений и связей является важной составляющей
психического развития. Однако, у детей
с I-II уровнем ОНР эти определения или не
появляются (I уровень) или заменяются
на более простые «там», «тут» и сопровождаются
жестами. У старших дошкольников с ОНР
III уровня особенность усвоения ими речевых
норм обозначения пространственных отношений
выражается в том, что ограниченность
речевого общения, отставание в развитии
познавательной деятельности не позволяют
детям самостоятельно овладеть более
сложными предлогами (из, под, из-за, между,
над). Отсюда появляются ошибки на замену
и смешение предлогов[46].
Г.А.Остманова утверждает, что
в большинстве случаев, дети с ОНР, верно
устанавливают пространственные отношения
в практической деятельности, но в отдельных
случаях дети все же испытывают значительные
затруднения ориентировки в пространстве[39].
Л.И.Белякова, Ю.Ф.Гаркуша, О.Н.Усанова,
Э.Л.Фигередо представили результаты исследования
зрительного опознавания и соотнесения
предметов. При зрительном опознании предмета
в усложненных условиях дети с общим недоразвитием
воспринимали образ предмета с определенными
трудностями, им требовалось больше времени
для принятия решения, отвечая, они проявляли
неуверенность, допускали отдельные ошибки
в опознании. При выполнении задачи «приравнивание
к эталону» они использовали элементарные
формы ориентировки. Например, при выполнении
заданий по моделирующему перцептивному
действию дети с ОНР меньше применяли
способ зрительного соотнесения. Исследование
зрительного восприятия позволяет сделать
вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано
недостаточно[38].
Особенности формирования способности
к концентрации, распределению и переключению
внимания у детей дошкольного возраста
с ОНР.
Для детей дошкольного
возраста с ОНР, утверждает А.Н.Корнев,
характерен низкий уровень развития
основных свойств внимания. У
них отмечается недостаточная
его устойчивость, объем, ограниченные
возможности распределения и
переключения[16].
По мнению В.А.Калягина, концентрация
внимания (сосредоточенность) — выделение
сознанием объекта и направление на него
внимания. Роль концентрированного внимания
может быть различна. С одной стороны,
оно необходимо для более полного и глубокого
исследования того или иного объекта,
а другой стороны, чрезмерная концентрация
внимания приводит к резкому сужению поля
внимания, что создает трудности в восприятии
других важных объектов[26].
У детей с ОНР, отмечает Г.В.Чиркина,
недостаточная устойчивость, произвольность
внимания и недостаточная концентрация
внимания на существенных признаках. В
этих случаях при отсутствии коррекционной
работы может отмечаться отставание в
развитии мыслительных операций[46].
В.А.Калягин утверждает, что
распределение — это способность одновременно
выполнять несколько действий. Оно зависит
от индивидуальных особенностей личности
и от профессиональных навыков. Никто
не сможет одновременно делать два дела,
не умея делать каждое в отдельности.
Переключение — это сознательный
перенос внимания с одного объекта на
другой. Непроизвольное переключение
внимания называется отвлечением внимания.
Физиологически произвольное переключение
внимания объясняется перемещением по
коре головного мозга участка с оптимальной
возбудимостью. Высокая подвижность нервных
процессов как индивидуальная черта темперамента
позволяет легко и быстро переходить от
одного объекта к другому. В таких случаях
говорят о подвижном, гибком внимании[26].
Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,
А.В.Ястребова отмечают у детей с ОНР недостаточно
развитые устойчивость и объем внимания,
ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранной смысловой,
логической памяти у детей с ОНР снижена
вербальная память, страдает продуктивность
запоминания. Они забывают сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий.
[19].
Итак, у детей с ОНР значительно
хуже, чем у сверстников с нормальной речью,
сформированы: устная речь (общение на
низком уровне, отсутствие подражания
новым словам, добавление гласных звуков
в словах с нулевым окончанием, упрощение
структуры слова, отмечается не точное
употребление слов по смыслу, наблюдаются
затруднения в словообразовании и словоизменении,
дети не используют абстрактную и обобщенную
лексику), фонематический анализ и синтез
(отсутствует осознание звуковой стороны
речи, слуховое внимание развито слабо,
фонематическое восприятие и правильные
фонематические представления находятся
на низком уровне развития, наблюдаются
замены, пропуски, перестановки звуков),
пространственные представления (нарушено
схематичное изображение пространственных
представлений, запаздывает формирование
“схемы тела” , нарушена временная последовательность
звуков), графо-моторные навыки (наблюдаются
нарушения зрительно-моторной координации,
отмечается моторная неловкость, трудности
воспроизведения ритмов), сукцессивные
способности ( нарушены мысленное перемещение
и трансформация зрительных образов, ориентировка
в пространстве и времени, дети не могут
соотносить между собой предметы), а так
же внимание и память (ограничены возможности
распределения и переключения внимания,
недостаточно развитые устойчивость и
объем внимания. При относительно сохранной
смысловой, логической памяти у детей
с ОНР снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания. Они забывают
сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий. Эти нарушения могут привести
к различным формам дислексии и дисграфии,
а так же к трудностям освоения письма
в школе.
Глава 2. Уровень развития
функционального базиса навыков письменной
речи у старших дошкольников с ОНР.
2.1 Организация
и содержание исследования функционального
базиса письменной речи у старших
дошкольников с ОНР.
Мы обследовали
20 детей, чтобы выявить уровень развития
функционального базиса навыков письменной
речи. Десять детей с ОНР из муниципального
дошкольного учреждения “Детского
сада № 56” центра развития
ребенка и десять детей из муниципального
дошкольного образовательного учреждения
“Детского сада № 119 “. Наше обследование
начиналось со сбора общих сведений о
детях, которые выписывались из журнала
логопеда. Изучалась медицинская и педагогическая
документация: заключения специалистов
(психиатр, невропатолог, отоларинголог,
окулист, сурдолог, логопед), заключение
психолого – медико - педагогической комиссии.
Обследование проводилось в форме констатирующего
эксперимента, целью которого являлось,
изучение состояния функционального базиса
навыков письменной речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР. Обследование
проводилось в первой половине дня. Мы
представляем таблицу №1 в приложении
1, в которой имеются сведения о детях с
ОНР (детский сад № 56) и таблицу 2 в приложении
2 – сведения о детях с нормой развития.
Мы подобрали пакет методик
для исследования уровня развития функционального
базиса навыков письменной речи, от сформированности которых будет зависеть
успешное овладение ребенком письменной
речью в школе. Рассмотрим подробнее
методики.
Методики, направленные
на выявление уровня развития
устной речи, и фонематического
слуха и анализа.
Методика № 1. 1 «Назвать
больше слов на заданную тему»(Т.Б. Филичева).
Цель- исследование уровня развития
активного словаря и темпа речи.
Стимульный материал: предметные
картинки.
Инструкция
Детям предлагают назвать
в быстром темпе и в течение минуты как
можно больше слов, обозначающих известных
им животных, птиц, растений, материалов,
имен, стран и т.д.
Оценка результатов:
Названо 10 слов – 4 балла, 5слов-
3 балла, менее 5 слов- 1 балл.
Методика № 1. 2 “Проверка
фонематического слуха и фонематического
восприятия” (Т. Б.Филичева).
Цель - исследовать фонематическое
восприятие и фонематического слуха.
Стимульный материал: предметные
и сюжетные картинки.
Инструкция
Детям предоставляются предметные
картинки, дается задание называть изображенные
предметы. Затем дети произносят звуки
изолированно. Проверяются следующие
группы звуков: гласные - а, о, у,э, и, ы; свистящие,
шипящие, аффрикаты – с, с’, з, з’, ц, ш,
ж ,ч; сонорные – р, р’, л, л’ ,м, м’, н, н’;
глухие и звонкие парные – п – б; т – д;
к – г; ф – в; в твердом и мягком звучании;
йотированные гласные. Так же проверяется
произношение звуков во фразовой речи
с помощью рассказа о себе. Проводится
опознавание фонем (игра “Пограничник
").
Оценка результатов теста
Оценивается
произношение звука изолированно
и в связной речи. За правильное
воспроизведение группы звуков
ставится 5 баллов, если в группе
звуков, хотя бы один воспроизводится
неправильно, ставится 0 баллов.
За рассказ о себе
выставляется 10 баллов, отслеживается
произнесение нарушенных звуков
во фразовой речи, если отмечаются
нарушенные звуки, ставится 5 баллов.
Опознавание фонем осуществляется с помощью
игры “Пограничник” . Если ребенок
не осуществляет распознавание фонем
на слух, то за каждый нераспознанный звук
отнимается 2 балла. Максимальное количество
баллов, которое ребенок может набрать
за выполнение этого задания, равно 35.
Это значит, что фонематический слух и
фонематическое восприятие в норме. Результат
24 балла говорит о трудностях в восприятии
звуков, это может привести к неправильному
отображению звуков на письме.