Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Для формирования полноценных навыков письменной речи требуется достаточный уровень развития его базисных компонентов. У детей с ОНР является не сформированными важнейшие компоненты функционального базиса навыков письменной речи. Это негативно отражается на развитии у детей высших психических функций, на качестве усвоения учебного материала, проявляется в различного рода трудностях, испытываемых детьми в процессе обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы изучения функционального базиса навыков письменной речи…………………………………………………………………….6
1.1 Понятие функционального базиса письменной речи в педагогической и психологической литературе……………………………………………………….6
1.2 Особенности функционального базиса навыков письменной речи у дошкольников с ОНР…………………………………………………………..…..12
Глава 2. Уровень развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР………………………….………………....24
2.1 Организация и содержание исследования функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР…………………...24
2.2 Результаты исследования и их анализ…………………………………......34
Заключение………………………………………………………………………40
Приложение………………………………………………………………….......42
Список литературы………………………………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик 4 го.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)
15 и ниже баллов говорит о полной несформированности фонематического слуха и фонематического восприятия.
   2.Методики, направленные на исследование графо – моторных навыков.
Методика № 2. 1“Тест на развитие графического навыка” (С.И.Агеева)
Цель - выявить сформированность графических движений, уровень подготовки руки ребенка к письму.
Стимульный материал: специально подготовленный лист бумаги в клеточку, ручка.
Инструкция
Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких - два больших – два маленьких, и предлагают продолжить этот “узор” до конца строки. И так несколько строк.
Оценка результатов теста
Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.
 

Баллы

1

Характер линий

ровная, прямая, нажим ровный

    1

неровная, дрожащая, искривленная

    0

2

Размер элементов

соответствует эталону

    1

не соответствует эталону

    0

3

Форма элементов

соответствует эталону

    1

не соответствует эталону

    0

4

Наклон

соответствует эталону

    1

не соответствует эталону

    0

5

Отклонение от строки

незначительное (не более 30)

    1

Значительное

    0

6

Последовательность элементов

правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов

    1

не правильно воспроизведена последовательность элементов

    0


 

 

Результат 6-5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 4-3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.
Результат 2-0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Методика № 2.2 “Рисование линий (фигурные дорожки)” (В.Д.Шадриков)
Цель – выявить сформированность графических движений, уровень подготовки руки ребенка к письму.
Стимульный материал: листочки бумаги в клеточку с точками, карандаш.
Инструкция
Ребенку дают листок бумаги в клеточку с точками и предлагают соединить точки прямыми линиями. Предупреждая, что линии должны быть как можно ровнее.
Оценка результатов теста
Оценка результатов теста проводится по 2 параметрам, по каждому из которых выставляется 2 или 0 баллов, затем баллы складываются.
 

баллы

1

Характер линий

ровная, прямая, нажим ровный

    2

неровная, дрожащая, искривленная

    0

2

Наклон

соответствует эталону

    2

не соответствует эталону

    0


 

 

Результат 4 балла говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Результат 2-0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
3.Методики,  направленные на выявление сформированности зрительно – пространственного восприятия и наглядно – образного мышления.
Методика № 3.1 “Кубики Кооса”
Цель – выявить уровень сформированности перцептивного моделирования.
Стимульный материал: набор кубиков, стороны которых окрашены 1- красный, 1- синий, 1 – белый цвета, набор чертежей, прозрачная накладка (сетка) на чертежи.
Инструкция
Ребенку дают карточку, на которой нарисован узор. Нужно сложить такой же узор из кубиков.
Оценка результатов теста
Оценка результатов теста проводится по 1 параметру, по которому выставляется 4 или 2 балла.

1

Выполняет задание по представлению

    4

2

Выполняет задание с помощью зрительного соотнесения

    2

  


 

 

Результат 4 балла говорит о том, что уровень перцептивного моделирования сформирован достаточно хорошо.
Результат 2 балла – уровень сформированности перцептивного моделирования развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.
Методика № 3.2 “ Разрезные картинки” (Г. Айзенк).
Цель – выявить сформированность мысленного перемещения и трансформации зрительных образов, исследование наглядно-образного мышления и возможности синтеза на предметном уровне.
Стимульный материал: Картинки, разрезанные по фону, состоящие из 8 частей.
Инструкция
Ребенку дают разрезную картинку и задание сложить все части.
Оценка результатов теста
Оценка результатов теста проводится по 1 параметру, по которому выставляется 4, 3 или 1 балл.

1

Выполняет самостоятельно

    4

   

2

Выполняет самостоятельно, но с помощью образца

    3

Выполняет с помощью взрослого

    1





Результат 4 балла говорит о том, что сформированность мысленного перемещения и трансформации зрительных образов, достаточно хорошая.
Результат 4 балла говорит о том, что сформированность мысленного перемещения и трансформации зрительных образов, достаточно хорошая.
Результат 3 балла – сформированность мысленного перемещения и трансформации зрительных образов не достаточно  развиты.
Результат 1 балл – сформированность мысленного перемещения и трансформации зрительных образов развиты очень слабо.
4. Методики, направленные на выявление сформированности сукцессивных способностей.
Методика № 4.1 «Запомни карточку и выбери такую же»(А.Г.Парамонова).
Цель - выявление уровня навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей.
Стимульный материал: Картинки, разрезанные по фону, состоящие из 8 частей.
Инструкция
Ребенку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда 5-6 фигур.
Оценка результатов теста
Оценка результатов теста проводится по 1 параметру, по которому выставляется 4, 2 и 1 балл.

1

Выполняет самостоятельно

    4

   

2

Выполняет с помощью взрослого

 

    2

Не выполняет ни при каких условиях

    1




 

 

Результат 4 балла говорит о том, что  уровень навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей, развиты достаточно хорошо.
Результат 3 балла – уровня навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей не достаточно  развиты.
Результат 1 балл – уровня навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей развиты очень слабо.
Методика № 4.2 «Временные отношения» (А.Г.Парамонова).
Цель - выявить уровень знаний пространственно - временных представлений.
Инструкция
- Какое сейчас время  года?
- Какой сегодня день  недели?
- Сколько месяцев в  году?
- Сколько дней недели?
Оценка результатов теста
Ответил на все вопросы-4 балла;
Ответил на половину вопросов – 2 балла;
Ни ответил ни на один вопрос – 0 баллов.
5. Методики, направленные на выявление способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
Методика № 5.1 «Таблица Шульте»
Цель - выявление уровня произвольно переключать внимание.
Стимульный материал: таблица Шульте (от 1 да 16)
Инструкция
Ребенку предлагается таблица с цифрами от 1 до 16 в случайном порядке. Взрослый называет цифру, ребенок отыскивает нужную цифру как можно быстрее.
Оценка результатов теста
Если ребенок отыскивает за короткий промежуток времени (5 секунд) правильно- 4балла;
Отыскивает за 10 и более секунд – 2 балла;
Длительное отыскивание и допускаются ошибки – 0 баллов.
Методика № 5.2 «Цепь из бусинок» (М.Н.Ильина).
Цель - выявление уровня распределения и концентрации внимание.
Стимульный материал: нить и бусинки разного цвета и величины.
Инструкция
Ребенку предлагается рассортировать бусинки по цвету и величине, а затем нанизать бусинки на нить в предложенной последовательности.
Оценка результатов теста
Если ребенок выполняет правильно - 4балла;
Выполняет правильно, но с помощью взрослого– 2 балла;
Совсем не выполняет – 0 баллов.
2.2 Результаты  исследования и их анализ
 Мы анализировали графическую продукцию старших дошкольников с общим недоразвитием речи, и получили результаты. Все результаты мы представили в таблицах. Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР, представлены в таблице № 3, №4 (приложение 3 и 4 соответственно).

По данным таблицы можно сделать вывод о том, сформирован или не сформирован функциональный базис навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР.

У Наташи С. уровень сформированности графических движений низкий, рука ребенка не готова к письму. Фонематическое восприятие и слух развиты в достаточной степени. Устная речь развита в пределах нормы. Сформированность мысленного перемещения предметов в пространстве и трансформации зрительных образов находятся на высоком уровне развития, ноглядно-образное мышление и возможности синтеза на предметном уровне развиты слабо. Уровень навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей развиты слабо. Развитие произвольного внимания соответствует возрасту. Уровень распределения и концентрации внимание низкий.

Информация о работе Характеристика функционального базиса навыков письменной речи у старших дошкольников с ОНР