Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.23 Кб (Скачать файл)

Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей с взрослыми, активизирует основные структуры речеязыкового механизма детей дошкольного возраста и повышает эффективность психолого-педагогической работы по развитию их речи.

 

 

    1. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства

 

Как известно, процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

Речевая деятельность имеет свою специфику. В развитии речи на первом месте стоит накопление её содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка. С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетического, лексического, грамматического) [5, с. 111].

Динамика формирования речи в онтогенезе включает следующие этапы: интонирование звуков; гукание и гуление; лепет; лепетные слова; двухсловные предложения; активный рост словаря; появление грамматических форм слова; словотворчество и т.д.

Стоит отметить, что дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь понятна окружающим, по темпу усвоения навыков речевого общения, по динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых высказываний.  Известно, что наблюдаются и определенные гендерные развития. У детей разного пола выявлены некоторые различия в развитии речи. Так, Нельсон К., Бейтс Э., Брезертон А. определили две принципиально различные тактики овладения языком: референциальную (в большей степени характерную для девочек) и экспрессивную (чаще характеризующую речевое развитие мальчиков). Речь девочек, в силу референциальной тактики, отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений. В речи мальчиков, напротив, выявлено небольшое число существительных и прилагательных, медленный рост активного словаря. Мальчики чаще используют побудительные предложения, чем повествовательные [21, с. 9].

Результаты изучения диалогического общения девочек и мальчиков (Горошко Е.И., Шелдон Э., Ауш JI.) показали, что выбор тем разговора детьми разного пола неодинаков: девочки чаще обращаются к конкретным, сиюминутным вопросам, тогда как мальчики предпочитают разговаривать на достаточно абстрактные темы. Кроме того, в ходе диалога мальчики допускают в своей речи грубые грамматические ошибки, для девочек же характерны ошибки, связанные с гиперкоррекцией, чрезмерным контролем речевого действия.

Доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 месяцев оказывает период так называемого «лексического взрыва» («vocabulary spurt») – короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарь. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, у девочек, как правило, «лексический взрыв» начинается в возрасте старше 1 года 8 месяцев, у мальчиков – 1 года 10 месяцев. Успехи девочек достигаются за счёт накопления глаголов в активном словаре. Именно с этим связано и некоторое опережение в появлении коротких двухсловных предложений девочек по сравнению с мальчиками [17, с. 364].

Также большое значение в развитии речи мальчиков и девочек имеет формирование полушарий головного мозга. На ранних этапах развития (до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков, у них лучше развит так называемый вербальный интеллект и в более раннем возрасте формируется речь (исследования Маккоби Е., Джеклин К.). У мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем (у девочек – общая зрительно-моторная координация и тонкие перцептивно-моторные умения, у мальчиков – совокупность слуховых, моторно-перцептивных способностей, содержащих языковой компонент).

 

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

2.1. Особенности  восприятия детьми художественных  произведений в гендерном аспекте

 

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и речевого творчества детей дошкольного возраста, показывают, что к среднему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.

Таким образом, нами выделены задачи исследования по выявлению уровня развития, особенностей и качественных характеристик художественно-речевой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста, обусловленных их гендерной принадлежностью:

– определить  уровень интереса к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров;

– выявить уровень гендерной идентичности;

– развивать нравственно-эстетическое отношение к персонажам литературного произведения, эмоциональный отклик и умение дать оценку доступным произведениям искусства;

–  развивать желание самостоятельного сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки).

 

Метод беседы

Задание направлено на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения Балонского А. «В лесу» и Бунина И. «Листопад» (отрывок), рассказ Пришвина М. «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке Михалкова С.В. Детям задавались вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в … (строчке, столбце)? Как автор называет ... (главного героя, явление природы)?». Ответы протоколировались. За каждый связный и логичный ответ засчитывался один балл, оценивалось умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения. Результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

 

Таблица 1

Имя испытуемого

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Вопрос №4

Балашевич Ольга

0

0

1

0

Бедулин Александр

0

1

0

0

Борутенко Артем

0

0

0

0

Войтович Артемий

0

0

1

0

Волченок Полина

0

1

0

0

Гаврюш Екатерина

1

1

0

0

Глебус Софья

1

0

0

0

Голованов Давид

1

1

1

0

Езепова Наташа

0

0

1

0

Иванова Ольга

0

1

0

0

Качан Евгения

0

1

1

1

Козловская Диана

1

1

1

1

Кудласевич Арсений

1

1

1

0

Левушкина Ульяна

0

0

1

0

Новикова Анна

0

1

1

1

Сергеева Светлана

1

1

1

1

Степенец Андрей

0

1

1

1

Столбец Даниил

0

0

0

0

Шеремет Елена

1

1

0

1

Якимук Вера

1

1

1

1


 

Диаграмма 1

Анализ полученных результатов показывает, что речевое поведение девочек достаточно активно и основано на самостоятельном осуществлении речевой деятельности (старались отвечать полнее, объёмнее). В их речи преобладает аффективный компонент, характерна большая экспрессия. Речь мальчиков в большей степени носит реактивный характер и детерминирована речевыми актами и помощью взрослого. В их речи преобладает мыслительный и когнитивный компоненты, что доказывает большая степень аргументации ответов.

Также анализ ответов детей показывает, что у них полностью не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром в среднем дошкольном возрасте является сказка.

 

Методика «Рассказ на заданную тему» была использована нами для анализа связной речи детей, используя выразительные средства. Как гендерно нейтральная нами была определена тема «Любимая игрушка». При выявлении особенностей развития речи девочек и мальчиков учитывались следующие параметры лексического, морфологического и синтаксического уровней текстов: общий объем высказывания, коэффициент лексического разнообразия, представленность различных частей речи, количество и виды используемых предложений. Кроме того, анализировался и смысловой уровень детских рассказов, представленность в них гендерных норм и стереотипов поведения. Результаты представлены в виде диаграмм и таблицы, где отражены количественные показатели.

Общее количество слов в рассказе:

Диаграмма 2

 

 

Представленность частей речи:

Таблица 2

Мальчики

Девочки

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

9

 

10

 

6

 

4

 

0

 

5

 

2

 

8

 
       
 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

13

 

2

 

8

 

14

 

0

 

3

 

3

 

10

 
       
 

ГЛАГОЛ

 

7

 

4

 

3

 

6

 

0

 

1

 

2

 

5

 
       

 

 

Количество сложноподчиненных предложений:

Диаграмма 3

 

Анализ показывает, что в устных высказываниях мальчиков установлено не только большее число использованных в одном рассказе синтаксических конструкций, но и их сложность в сравнении с предложениями, использованными девочками. Смысловой уровень рассказов детей дошкольного возраста характеризуется определенными различиями, отражающими гендерные стереотипы поведения. Девочки определяют как любимую игрушку кукол, мягкие игрушки, отмечая, что с ними приятно спать, их можно купать и кормить. Это соответствует традиционным представлениям о большей ориентации женщин на семейную сферу, заботу о других. Важным является также представленность вербального компонента, бесед, обращений в описываемых играх и их направленность на определенное социальное взаимодействие. Мальчики в подавляющем большинстве случаев рассказывали о машинах, роботах-трансформерах, технически сложных игрушках. И девочки и мальчики рассказывали о компьютерных игpax. Возможные игровые действия с данными игрушками не включали активного речевого взаимодействия.

 

Методика «Рисунок человека-любимого героя»

Оборудование. Перед ребенком вертикально кладут лист белой нелинованной бумаги стандартного формата А4 (21х30 см) и один простой карандаш. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М, допустимо использование неизношенного черного фломастера. Тестирование проводится исключительно индивидуально.

Примерная инструкция. «Нарисуй своего любимого героя – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь».

Обработка и интерпретация результатов.

Приведём некоторые положения интерпретации, которые важно учитывать при обработке рисунка человека:

1. Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же тесно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк и др.

2. Рисунок человека является отражением «Я – концепции», содержит бессознательную проекцию образа тела, проекцию половой идентичности.

Образ тела – это представление человека о самом себе.

Идеальное «Я» – это представление человека о том, какой он есть и каким хотел бы быть.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), чем он занимается, во что одет, из какого произведения, какими чертами наделен и др.

Как указывает автор методики и другие исследователи, изображение фигуры человека своего пола говорит о сформированности и принятии ребенком своей половой роли.

Информация о работе Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода