Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности речи детей разного пола в среднем дошкольном возрасте, обусловленные их гендерной принадлежностью.
Объект – речевая сфера детей дошкольного возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Проблема художественно-речевого развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Гендерные характеристики речи в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.3. Особенности развития речевой сферы девочек и мальчиков в период дошкольного детства 10
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА 12
2.1. Особенности восприятия детьми художественных произведений в гендерном аспекте 12
2.2. Воспитание интереса к художественной литературе у девочек и мальчиков 20
ЛИТЕРАТУРА 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.23 Кб (Скачать файл)
  • «Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)

  • «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)

  •  «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)

  • «Что посеешь…» (то и пожнешь)

  • «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)

  • «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)

  • «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

3. К какому жанру фольклора относятся представленные фрагменты?

  • «Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)

  • «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С»  (Считалка)

«Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

 «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

 

 

Задание 1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

  1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном  слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

  1. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.   (2-ая младшая группа)

  1. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы , связанные с содержанием текста. (Средняя группа)

  1. Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.   (Старшая группа)

  1. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.  (Подготовительная к школе группа)

 

Задание  2.

Назовите автора произведения:

  1.  «Приключения Незнайки  и его друзей» (Н.Носов)

  1. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

  1.  «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

 

Задание 3

(Задание в конверте)

Назвать детские художественные произведения, написанные:

  1. К.Чуковским «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.

  1. С.Михалковым «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.

  1. С.Маршаком «Мистер-Твистер», «12 месяцев», «Кошкин дом», «Шалтай-болтай», «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной».

 

Задание 4.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

  1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 

2…  Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом  петушке»)

 

3…  Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях)

 

Задание 5.

Стихотворения  о временах года.

 

Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.

Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна

вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.

 

Задание 6

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

 

Задание 7

Назови одним словом:

  • образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

  • короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания  с выводом-моралью(басня)

  • устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

  • основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

  • короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему( анекдот)

  • устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

  • небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения(песня)

  • вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

  • краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

  • короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

 

 

 


Информация о работе Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода