Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 08:54, курсовая работа
Цель исследования: изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников в подростковой среде, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы.
Для реализации темы были определены следующие задачи:
Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной теме.
Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость».
Введение ……………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Школьная неуспеваемость в подростковой среде - как психолого-
педагогическая проблема
Понятие и виды школьной неуспеваемости………………………7-16
Общая характеристика неуспевающих школьников
подростковой среде.………………………………………….……16-18
Основные причины школьной неуспеваемости. Психолого-педагогическая поддержка учащимся с трудностями
в обучении………………………………………………………….18-31
Выводы по 1 главе………………………………………………………………32
Глава 2.Эмпирические исследования школьной неуспеваемости
2.1 Организация исследования неуспевающих подростков…………33-35
2.2 Анализ полученных результатов…………………………………..35-36
2.3 Рекомендации для родителей неуспевающих подростков……….36-38
Выводы по 2 главе……………………………………………………………39-40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………..42-43
Приложения
Таким образом, ведущими причинами неуспеваемости подростков многие авторы считают следующие:
Недостатки в развитии познавательной сферы обычно проявляются: в слабой сформированности различных мыслительных операций, в преобладании механического типа запоминания над смысловым, в низкой концентрации и устойчивости внимания, в недостаточном объеме внимания.
Интеллектуальная пассивность, или, иначе, «умственная лень», отрицательно сказывается на успеваемости, что связано с особенностями учебной деятельности, которая, прежде всего, является познавательным процессом.
Причины интеллектуальной пассивности различны и, очевидно, связаны не столько с отклонениями в развитии, сколько с недостатком обучения и воспитания. Интеллектуальная пассивность оказывается мощным фактором, накладывающим отрицательный отпечаток на активно формирующуюся мотивационно - потребностную сферу личности подростка. В дальнейшем интеллектуальная пассивность, превращаясь в устойчивую личностную черту, определяет возможности человека в решении различных задач, требующих умственного напряжения и работоспособности.
Но причины плохого усвоения знаний не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти, недостаткам в развитии интеллектуальной сферы. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные, генотипические особенности учащихся.
В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с проявлением силы нервной системы. Временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости школьников. Учебная деятельность перестает быть привлекательной для повзрослевшего ребенка. Часто ребята учатся только для того, чтобы «родители не ругали», «отпустили погулять», «купили что-нибудь новое» и т.п. Причем учителя и родители порой сами провоцируют такое отношение к учению, обращая внимание только на отметки ребенка. Не в каждой семье, да и в школе внушается ценность образования как такового, а не как инструмента для достижения определенных целей, связанных с карьерой и материальным благополучием. Часто для родителей и учителей важен рейтинг учащихся именно по результатам их успеваемости, и не так значимо, что стоит за этими «пятерками» - глубокие знания или фрагментарно, необдуманно выученный материал.[11,с.185]
Любопытны причины неуспеваемости,
которые выделяет сам подросток. Основная
причина – отсутствие каких-либо способностей
(«плохая память», «слабое внимание», «неумение
думать» и т.д.). Причем если младшие подростки
отмечают, что им «не хватает знаний»,
что они «не могут учиться»; то старшие
подростки жалуются на «лень», «безволие»,
говорят о своем стремлении улучшить память,
внимание, мыслительные возможности.
В педагогической литературе cовременная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю. Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.[8,с.48]
Педагогикой накоплен значительный опыт преодоления неуспеваемости. Анализ разнообразных практических мер позволил выявить некоторые принципиальные положения.
На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развививающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.[17,с.178]
Осуществляется нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.[23,c.134]
Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.[21,с.67]
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания. Еще один важный вопрос относится к организации обучения второгодников. В литературе справедливо отмечается, что повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития рассматривается вопрос об условиях перевода неуспевающих школьников в следующий класс. Весьма своевременными представляются попытки модифицировать условия перевода, сделать их более гибкими. Суть дела состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, которые могут и хотят догнать свой класс, будучи условно переведенными в следующий класс, в течение I четверти ликвидировать свои пробелы, пройти испытательный срок. Для предупреждения неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом.[22, с.267]
Очень важно своевременно выявить причины
неуспеваемости и устранить их. Если в
младших классах у ребенка не выработались
навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут
расти, как снежный ком. Тогда родители
обращают внимание на состояние ребенка
и начинают в срочном порядке брать репетиторов.
Но, как правило, бывает поздно. У ребенка
сформировалось уже негативное отношение
к процессу обучения, и он не понимает
большинства дисциплин. Бесконечные“проработки”
со стороны родителей ухудшают иногда
и без того плохой микроклимат в семье.
Деятельность учителя по предупреждению
неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении
отставания оперативно принимались меры
к его устранению. В литературе выбор мер
связывается обычно только с причинами
неуспеваемости, что, конечно, недостаточно.
Такое наложение в теории и практике связано
с тем, что в понятии “неуспеваемость”
не выделены его элементы, не выявлены
признаки отставания. Между тем это необходимо
для правильного выбора мер преодоления
неуспеваемости и отставаний, для понимания
причин этих явлений. В практической работе
целью является установление причин неуспеваемости
отдельного ученика в связи с обнаружением
неуспеваемости. Учитель мысленно обращается
к тем обстоятельствам, которые непосредственно
предшествовали получению учеником неудовлетворительных
оценок и могли повлиять на его успеваемость.
В первую очередь обычно бросаются в глаза
такие обстоятельства, как пропуски уроков,
невыполнение домашних заданий, невнимательность
ученика на уроке. Вдумчивый учитель не
останавливает анализ на этом, но старается
выяснить, какие черты личности ученика
и какие обстоятельства его жизни могли
вызвать замеченные им поступки. Причины
тут могут быть самые различные: и болезнь
ученика, и его недисциплинированность,
и слабохарактерность, и плохие бытовые
условия, и его конфликты с учителями и
товарищами. Из числа таких самых разнообразных
причин учитель выбирает те, которые могли
сыграть роль в жизни данного ученика.
Но и эти причины являются следствием
других, более общих и более глубоких,
и они тоже могут быть вскрыты учителем.
Опираясь на результаты своего анализа,
учитель может принимать решение о том,
какие воспитательные воздействия необходимы.[14,с.128]
Выводы по 1 главе
В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «школьная неуспеваемость». Школьная неуспеваемость в подростковой среде имеет свою специфическую природу. Среди причин обуславливающих неуспеваемость в школе, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют характерологические особенности. Речь идет о так называемых акцентуаций характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих не только на поведение подростков, но и на успеваемость. Закрепление некоторых черт характера мешает подростку адаптироваться в окружающей среде и может стать одной из причин его затруднений в обучении.[7,c.68]
На основе анализа литературы выяснили, что предупреждению
неуспеваемости в школе являются: информационно-просветительская
работа с родителями; информационно-просветительская
работа с педагогами; развитие у подростка
навыков взаимодействия с другими людьми
на основе самопринятия, самораскрытия
и принятия других путей включения его
в психологический тренинг.
Глава 2.Эмпирические исследования школьной неуспеваемости.
2.1 Организация исследования неуспевающих подростков.
Предупреждением и оперативной помощью педагога в развитии и содействии саморазвитии ребенка является диагностика. Начальным этапом в системе работы учителя по профилактике неуспеваемости является работа с диагностическими таблицами. Цель этого этапа - выявить основные трудности в обучении школьников. Реализация этой цели может быть эффективно осуществлена с помощью различных методов: рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей. Наиболее эффективными методами педагогической диагностики неуспеваемости методом диагностики неуспеваемости являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение, которые проводятся учителем. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае учитель будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Большую помощь должны оказывать родители школьников, которые проводят работу по устранению неуспеваемости в домашних условиях. Для этого учитель совместно со школьным психологом разрабатывает программу и методику по оказанию помощи неуспевающим детям для их родителей, проводит общие собрания и индивидуальные беседы с ними. Дома по указанию учителя родители помогают выполнять индивидуальные задания, используя игровые моменты и наглядные материалы. Учитель должен донести до каждого родителя информацию о важности и нужности грамотного своевременного выявления неуспеваемости и устранения ее.