Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:59, шпаргалка
22.Новые исследования в области социально-нравственного воспитания
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
32. Зарубежные теории игры.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
ЭКЗАМЕН
22.Новые исследования в
Современные направления исследований проблемы формирования коллективных взаимоотношений детейдошк-го возраста:
1. изучение особенностей форм-ия отдельных компонентов коллективных взаимоотношений;
2. роль разных видов деят-ти;
3. форм-ие детского общества, личностных качеств, обеспечивающих р-ку комфортное развитие в коллективе;
4. развитие индивидуальности, воспитание черт коллективизма и умение жить в коллективе;
5. роль взрослого в детском коллективе;
6. построение партнёрских
Направление исследований по проьлемевосп-ия нравственно-волевых качеств:
А.В. Суровцева – восп-ие воли у детдв;
Е.Ю. Демурова – восп-ие дисциплин-ти;
В.Г. Нечаева – восп-ие организованности;
Р.С.Буре – восп-ие нравственно-волевых качеств в труде и на занятиях;
Е.А.Ключникова – восп-ие настойчивости;
Е.А.Киянченко – восп-ие осознанного отношения к правилам поведения
31. Происхождение игры и ее социальный характер.
Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично вчел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда.
Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание.
Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому.
Впервые научное обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания».
Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры.
По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
32. Зарубежные теории игры.
1.Теория Шиллера – немецкий
поэт и философ. Он
2.Теория Спенсера - английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой.
3.Теории К.Гросса – немецкий
психолог. Считал игру как подготовку
к жизни, в основе игры лежат
инстинкты, которые в ней
4.Теория Штерна – он назвал
игру зарей серьезного
5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества.
6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре.
Такой же точки зрения придерживался и Адлер.
33.Отечественные педагоги о
Кроме того, что Ушинский дал научное обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие.
Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр.
Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания. Ею разработана система дид. игр по развитию речи.
Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой:
1.Взрослый не интересуется
2.Много вмешивается, все
3.Главное количество игрушек.
Он выделял требования к детской игре:
1.В игре должно развиваться творчество ребенка.
2.Учим детей в игре доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью.
3.Учить ребенка видеть
Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре:
1.Реальные (когда дети договариваются)
2.Ролевые (когда дети играют)
Ею были определены ступени развития детской игры:
1-я ступень. Игры рядом – характерна для детей мл.дошк. возраста.
2-я ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей ср. возр.
3-я ступень. Групповые игры – характерна для детей старшего возраста.
34.Основные структурные
В качестве структурных элементов игры выступают:
1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре.
2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре.
3.Содержание – это то, что
ребенок воспроизводит в
4.Игровые действия – основное средство реализации сюжета.
5.Роль – игровая позиция
6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть.
К особенностям детской игры относятся:
1.Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)
2.Творческий характер игры.
3.Эмоциональная насыщенность
35.Классификация игр в
В дошк. педагогике сущ. различные подходы к классификации детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу.
Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все делятся: сенсорные, моторные, умственные.
К.Гросс в основу своей классификации
положил инстинкты, которые в
ней проявляются и
Пиаже в основу своей классификации положил возрастную периодизацию:
Игры – упражнения характерны для детей раннего возраста; Символические игры характерны для детей дошк. возраста;
Игры с правилами характерны для детей 7-го года жизни.
Лесговт за основу взял идею о единстве физического и психического в развитии ребенка.
Выделил 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами.
Крупская также выделила 2 группы игр:
1 – свободные, самостоятельные, творческие;
2- организованные игры с правилами.
В современной дошкольной педагогике за основу классификации игры взяты подходы, предложенные Лесговтом и Крупской.
В наст.время все игры делятся:
1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные.
2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры.
Новую классификацию игр предложила Новоселова. В основу которой она положила след.признак – по чьей инициативе возникла игра:
1.Игры, возникшие по инициативе детей:
игра – экспериментирование;
самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2.Игры, возникшие по инициативе взрослых:
Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.)
3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:
традиционные или народные(исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
36.Характеристика творческих
игр и игр с правилами.
К творческим
играм относятся игры, в которых
ребенок проявляет свою выдумку, инициативу,
самостоятельность.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Основное отличие режиссерских игр состоитв том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания.
Взависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:
1.Дидактические подразделяются
по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),
по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные)
2.Подвижные игры классифицируются
по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),
по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.),
по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Виграх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, это и определяет их воспитательное значение.
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельнооценить свои действия и действия других играющих.
Таким
образом, игры с правилами благоприятны
для развития у дошкольников способностиквзаимооценкеисамоо
37.Сюжетно-ролевая игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации и руководству сюжетно–ролевыми играми.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п.
Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные,отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу).