Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 01:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену педпгогика.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

1.   Кодекс Республики Беларусь об  образовании (Глава 3. Система  образования).

Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Цели  образования–формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Компонентами  системы образования:

1. участники  образовательного процесса 

2. образовательные  программы;

3. учреждения  образования;

4. организации,  реализующие образовательные программы послевузовского образования;

5. иные организации,  которым в соответствии с законодательством  предоставлено право осуществлять  образовательную деятельность;

6. индивидуальные  предприниматели (репетиторы);

8. учебно-методические  объединения в сфере образования;

9. организации,  обеспечивающие проведение практических  занятий, прохождение практики  или производственного обучения  обучающимися;

10. организации  - заказчики кадров; и др.

Система образования включает системы: 1.дошкольного образ., 2.общего средн. образ., 3.профессионально-технического образ., 4.среднего специального образ., 5.высшего образ., 6.послевузовского образ.,  7.дополнительного образ. детей и молодежи, 8.дополнительного образования взрослых, 9.специального образ.

Образование подразделяется на основное (1. дошкольное образование; 2. общ. средн. образ. 3. профессионально-техническое образ.;4. средн. спец. образ.;5. высш. образ.;6. послевузовское образ.). Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней. , дополнительное (1. дополнительное образование детей и молодежи;2. дополнительное образование взрослых) и специальное (обучение и воспитание обучающихся с особенностями психофизического развития).

Образовательные программы: дел. на 1.образовательные программы основного образования, 2.образовательные программы дополнительного образования и 3.образовательные программы специального образования.

 Формы получения образования: очная (дневная, вечерняя), заочная форма (м.б. дистанционной), в форме соискательства.

Целью воспитания в системе образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачи: формирование гражданственности; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;. формирование культуры семейных отношений;. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.Требования к воспитанию: 1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;2. системность и единство педагогических требований;3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;4. создание условий для развития творческих способностей.Составляющие воспитания:. гражданское и патриотическое,  идеологическое воспитание, нравственное; эстетическое воспитание; воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; воспитание культуры здорового образа жизни; гендерное воспитание; семейное воспитание; трудовое и профессиональное; экологическое воспитание и др.

2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности. Задачи педагогики:

1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.

2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.

3. Выявление  закономерностей и формулирование  принципов процесса обучения  и воспитания.

4.Разработка  эффективных форм, организации педагогического процесса.

5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.

6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.

7. Разработка методологических проблем педагогики.

Педагогика в  первую очередь изучает три главные  составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Функции педагогики:

1.Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях: – описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

– диагностическом (выявление  состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).

2.Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение  достижений педагогической науки в  практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов  научных исследований на практику обучения и воспитания).

Основные  научные категории педагогики.

Педагогика  – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.

Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.

Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий

3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной. Трактовки связей философии и педагогики носили достаточно жесткий оппозиционный характер. С одной стороны, педагогику считали "полигоном" для приложения и апробации философских идей. В этом случае ее рассматривали как практическую философию. С другой стороны, неоднократно предпринимались попытки отказаться от философии в педагогике.

Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскрывает "механизмы души", то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью образования. Это объясняется тем, что педагогика до тех пор, пока не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, использовала в качестве теоретического обоснования педагогической практики психологию.

Педагогика тесно  связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие  науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина.

Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе  его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться  достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками.

Немаловажным  фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных  исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.

Структура педагогики:

1. общая педагогика, исследующая основные закономерности  образования;

2. возрастная  педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3. коррекционная  педагогика - сурдопедагогика (обучение  и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание  слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4. частные методики (предметные дидактики), исследующие  специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования  в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

4 Структура педагогической науки, ее основные отрасли.

Структура педагогики:

1. общая педагогика, исследующая основные закономерности  образования;

2. возрастная  педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

3. коррекционная  педагогика - сурдопедагогика (обучение  и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание  слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

4. частные методики (предметные дидактики), исследующие  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию отдельных  учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования  в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

 

 

 

5.Цель  воспитания,   ее  социальная  обусловленность.   Трактовка  цели  воспитания  в важнейших директивных документах.

Цель  воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую осмысленность и направленность.

Цели и задачи воспитания имеют непосредственное отношение к определению содержания и методики воспитательной работы.

Цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа  производства, темпов социального и  научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Сейчас целью  воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует определенной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о развитии природы и общества, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер.

Формирование  всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как  объективная потребность, но и становится основной целью современного воспитания.

Традиционными составными частями воспитания выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производственный труд.

Целью воспитания в системе образования является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. (Кодекс Респ. Бел. Об образовании)

 

6.   Факторы и условия, детерминирующие  развитие личности. Деятельность и активность личности как факторы ее развития.

Личность- чел. способн. самостоят. принимать обдуман. решения, нести ответствен., независимо дей-ть. Индивидом рождаются, личн. становятся. Разв-ие- процесс, характеризующ-ся новообраз. в психике чел-ка. Развитие происходит по 3 направлениям: биолог., психологич., соц. Развитие человека детерминировано внутренними противоречими, психофизическими особенностями индивида, соц. ситуациями, мерой его собственной активности.

Чел. развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собств. практич. деятельности чел. В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит развитие, обстановка, в кот. Происходит развитие ребенка. Условия – те составные части или характеристики среды, в кот. развивается учащийся. сист. всех усл. жизнедеятельности образует среду обитания чел. В ней можно выделить подсистемы биологих., психологич. и соц. усл. Усл. биологич. развития явл.: сбалансир. питание, режим дня, благоприят природные и соц. факторы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"