Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Педагогике".
25Характеристика устных методов опроса (беседа, интервьюирование)
Метод интервью -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Виды интервью:
1) По степени формализации
a) Стандартизированное, полустандартизированное исвободное.
b) Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью.
c) Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. Каждому
из этих видов интервью
2) По стадии исследования
a) Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
b) Основное интервью. Используется
на стадии сбора основных
c) Контрольное интервью. Используется
для проверки спорных
3) По количеству участников
a) Индивидуальное интервью -- интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
b) Групповое интервью -- интервью, в котором участвует более двух человек.
c) Массовое интервью -- интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
Процесс интервьюирования.
Установление контакта с опрашиваемым. Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования -- создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи считают что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позаботился лично поговорить с ним.
Регистрация данных интервью.
Существует ряд способов регистрации данных интервью. 1. Дословная запись. 2. Запись по памяти 3. Механическая звукозапись. 4. Классификация. 5. Кодирование.
2. Метод беседы
Метод беседы -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
v Терапевтическая беседа
v Экспериментальная беседа
(с целью проверки
v Автобиографическая беседа
v Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
v Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
v Телефонная беседа
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
1. Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
2. Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
26.Характеристика письменных методов опроса (анкетирование, тестирование)
Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета. Анкетирование -опрос при помощи анкеты.
Сущность метода анкетирования
Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с.].
Виды анкетирования
По числу респондентов
· Индивидуальное анкетирование (один респондент)
· Групповое анкетирование (несколько респондентов)
· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
· Сплошное (опрос всех представителей выборки)
· Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
· Заочное (анкетёр отсутствует)
o Рассылка анкет по почте
o Публикация анкет в прессе
o Публикация анкет в интернете
o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.]
Онлайн анкетирование
ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ
Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.
К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:
1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация -- Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).
2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей и уровня интеллекта.
3. Корректурная проба - оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).
4. Тест памяти Мейли - оценка зрительной, слуховой памяти.
5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).
6. Тест «Спираль» - оценка двигательных функций.
7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.
8. Тест «Комбинаторные способности».
9. Тест «Установление
10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.
11. Тест «Перепутанные линии» - оценка устойчивости внимания.
12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания.
13. Тест «Умозаключения» - оценка логического мышления.
14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения.
К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:
1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган,
М.Уоллэлч), представляющую собой
оценку стратегии поведения
2. Метод последовательной динамической оценки -- МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).
3. Автоматизированную
27.Методы изучения передового педагогического опыта
Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.
Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.
Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством». (М.Н. Скаткин. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986, с. 7).
В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.
Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:
- выявлению существующего
уровня решения
- определению узких мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;
- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;
- изучению доступности
и эффективности научных
Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Вопрос непрост. Дело в том, что немалая часть учителей (особенно начинающих) не имеют ясного представления о том, как изучать передовой педагогический опыт и что в нем изучать. И это вполне оправдано. Потому что метод по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это действительно достаточно сложный путь научного поиска.
Сущность этого метода заключается в том, что, во-первых, он основан на изучении и теоретическом осмыслении ведущих (стратегических) идей практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во-вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в-третьих, он создает теоретико-методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в-четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.
Каковы же критерии передового педагогического опыта? Назовём критерии, которые представляются нам наиболее бесспорными и важными.
1.Новизна и оригинальность в деятельности педагога. Этот признак может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон учебно-воспитательной работы.
2.Высокая результативность педагогического труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии учащихся.
3.Методическая система,
которая представляет научно-
4.Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.
5.Возможность творческого
применения идей передового
Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание, на наш взгляд, для его квалификации как передового.
Таким образом, приведенный нами анализ методов научно-педагогических исследований позволяет, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Указывая на многообразие методов в педагогике, уместно отметить, что для их совершенствования необходимо применять к научно-исследовательской деятельности более широкий круг педагогов-новаторов, учить их педагогическому творчеству.
28.Социометрия
как метод педагогического
Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium измеряю – обозначает 1. отрасль
социальной психологии и социологии, изучающую
межличностные отношения в малых группах
количественными методами с акцентом
на изучение симпатий и антипатий внутри
группы, 2. прикладное направление, включающее
изучение, совершенствование и использование
соответствующего инструментария для
решения практических задач.
Целью социометрического исследования
могут стоять следующие вопросы:
1. измерение степени сплоченности
– разоблаченности;
2. выявление соотносительного
авторитета внутри группы по позициям
симпатии-антипатии.
3. обнаружение внутригрупповых
подсистем.
В процессе социометрии используются
так называемые «социометрические опросы».
Социометрический опрос отличается от
обычного, ведь в нем вместо признака,
как в обычном опросе, ответом является
фамилия или номер, под которым зашифрована
фамилия. При обычном опросе респонденты
после обработки материала распределяются
по данному признаку; в социометрическом
же опросе создается структура отношений
изучаемом множестве. Поэтому при обработке данных
социометрии не используются методы, характерные
для обычных опросов. Результаты социометрии, полученная
в ходе исследования информация представляются
в особых формах: социограммы и социоматрица.
Социометрическая процедура может проводиться
в двух вариантах.
1. Непараметрическая
процедура
2. Параметрическая
процедура
Вопросы могут быть социометрические
и аутосоциометрические.
Простейшими способами обработки результатов
социометрии являются табличный, графический
и индексологический.
Социоматрица представляет собой таблицу,
в которую включаются все положительные
и отрицательные выборы, сделанные всеми
членами группы.
Социограмма. На основе
социоматрицы строится социограмма. Социограмма
– графическое изображение реакции испытуемых
друг на друга при ответах на социометрический
критерий.
Есть несколько вариантов социограммы.
Первый вариант: совокупность концентрических
окружностей с размещенными внутри номерами
фамилий, которые соединяются между собой
стрелками, характеризующими выборы. Наиболее
популярные члены группы располагаются
во внутреннем круге, в следующем круге
находятся лица, получившие число выборов,
близкое к среднестатистическому и так
далее. Второй вариант: произвольное плоскостное
изображение, на котором выделены группировки
взаимно выбравших друг друга индивидов.
Расстояния между группировками характеризуют
выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная
социограмма. Она заключается в том, что
выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе
исследования связей.
Обычно внутри социограммы лица мужского
пола изображаются с помощью маленьких
треугольников, женского – окружностей.
Такая форма изображения делает социограмму
более наглядной.
Социометрические индексы
Вычисление индекса социометрического
статуса i-члена группы осуществляется
по следующей формуле:
N N
S Bi+ + S Bi-
i=1
Ci =
N — 1