Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.
Цель воспитания как система распадается на составные части - общие и конкретные задачи.
Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включает следующие задачи: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач экономическое, экологическое, правовое воспитание школьников. Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика.
Его главная задача - вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения.
Физическое воспитание - неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, правильное физическое развитие; повышение умственной и физической работоспособности; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как веду-щий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных- сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Основная задача трудового воспитания - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общеорудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда.
Нравственное воспитание - один из важнейших компонентов всестороннего развития личности. Задачи нравственного воспитания отражает моральные требованик общества к личности.
Задача эстетического воспитания - обобщающее развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
Задача экономического воспитания в школе - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.
Экологическое воспитание связано с овладением учащимися научных основ взаимодействия природы и человек; его цель - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.
Цель правового воспитания - формирование правового сознания и поведения юного гражданина.
21. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Основные педагогические концепции: прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Прагматизм (от греч. «прагма» - дело) - философско- педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс (1839-1914) и У. Джемс (1842-1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж.Дьюи (1859- 1952). Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом. Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А.Маслоу, А.Комбс, Э.Келли, К.Роджерс, Т.Браммельд, С.Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность воспитания.
Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».
Экзистенциализм (от лат. existencia - существование) - философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность - неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности.
Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Э.Брейзах (США), У.Баррет (Великобритания). М.Марсель (Франция), О.Ф.Больное (ФРГ), Т.Морита (Япония), А.Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека - это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Учитель обязан заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя.
Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т п.
Бихевиоризм (от англ, behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж.Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S R. Необихевиористы (Б.Ф.Скиннер, К.Халл, Э.Толмен, С.Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул-реакция - подкрепление». Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления.
22. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы - закономерности.
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Слово «процесс» свидетельствует о растянутости по времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка).
Главная особенность учебно-воспитательного процесса — целостность. Это следует понимать как необходимость сохранения в нем всех важнейших составных частей
Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса
Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов. В нем неразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности.
Общность и единство педагогического процесса подчиняют все составляющие его процессы единой цели.
Педагогический процесс можно рассматривать как систему, т.е. целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационноуправленческим.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Экономические, политические, культурные, социальные процессы играют ведущую роль по отношению к педагогическому. Противоречия между ними отражаются в общественном сознании как отставание педагогики от требований жизни.
Внутренние противоречия педагогического процесса являются движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и детей. Они могут быть объективными и субьективными.
Объективные противоречия возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей.
Главным внутренним объективным противоречием педагогического процесса и развития личности в детском возрасте является постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребенка и преобразующими ее проявления жизненными условиями.
С главным объективным противоречием педагогического процесса тесно связаны производные: между общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами, между коллективом и личностью; между новыми явлениями природы, событиями в жизни общества, с которыми соприкасается ребенок, и недостатком опыта, знаний для их понимания, между бурным ростом научных знаний и ограниченностью возможностей учебно-воспитательного процесса в их переработке и передаче детям.
Эффективный путь разрешения объективных педагогических противоречий - научная организация педагогического процесса. В своевременном осознании и устранении субъективно порожденных несоответствий заключается главное условие совершенствования педагогического процесса. Эффективность педагогического процесса зависит от оптимальной меры воспитательных воздействий.
23. ЭТАПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а последовательности развития процесса. Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом решаются следующие важные задачи: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Завершается цикл педагогического процесса - заключительный этап - анализом достигнутых результатов. Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).