Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

 

33. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

          Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём.

          Источник содержания образования - социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Социальный опыт включает 4 элемента: знания (совокупность их видов способствует построению у индивида общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д.); опыт осуществления способов деятельности (в ходе его усвоения формируются умения и навыки, функции которых состоят в воспроизведении и сохранении накопленной культуры, благодаря чему обеспечивается репродуктивная деятельность общества); опыт творческой деятельности (его функция - дальнейшее развитие культуры); опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе, т е. нормы й система ценностных отношений данного общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям).

          Принципы формирования содержания образования: соответствие во всех его элементах и на всех уровнях потребностям общества; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и в конечном счёте - к конкретным формам его реализации в процессе обучения.

          В педагогике сложились 2 направления в теории образования, на основе которых формулировались принципы отбора учебных предметов

  • Теория формального образования рекомендовало обращать внимание не па получение знании, а на развитие способностей учащихся, мышления, воображения, памяти. Представители этой теории делили предметы на две группы: 1) языки, особенно древние, литература, математика, грамматика новых языков; 2) биология, география, физика, химия и др. Предпочтение отдавалось первой группе предметов. В соответствии с теорией формального образования строились учебные планы классических гимназий в России, Германии и ряде других стран.
  • Теория материального образования, (конец XVIII в.) в качестве основного критерия отбора содержания образования выдвигала степень его полезности, пригодности для жизни общества. Теория материального образования легла в основу построения учебных планов реальных училищ и других учебных заведений подобного типа. В учебных планах большое место отводилось математике, физике, химии, новым иностранным языкам, коммерческому делу.

     В Законе РФ «Об образовании» (1995 г.) определены общие требования к содержанию образования (Статья 14), которое должно быть ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.
  • Содержание образования должно обеспечивать:
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

     Разработка содержания основывается на государственном стандарте общего среднего образования. Государственный стандарт отражает общественный идеал образования вместе с реальными возможностями системы образования. Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и содержание каждого предмета состоит из двух частей - инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части, которая систематически обновляется и пересматривается.

 

 

 

 

 

34. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

          Государственный стандарт образования включает базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре.

          Учебный план - это документ, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в школе; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета. В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта. В современных учебных планах выделяются два компонента - государственный (федеральный) и региональный (школьный).

          Соотношение между предметами в большинстве стран следующее: гуманитарный блок 40-46%, естественно-математический 30-35%, естественный 7-11%, оздоровительно-трудовой 16-20%. Планы национальных школ дополняются родным языком, литературой, краеведением, родной историей и другими важными для региона предметами. Школьный компонент объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона

          Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом типа школы, возрастных возможностей детей, объема учебного времени, соблюдения принципов последовательности и доступности.

          На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов; перечень основных элементов содержания; указания по реализации межпредметных связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.

Известны два способа построения программы: концентрический (материал, подлежащий усвоению, повторяется па более высоком теоретическом уровне) и линейный или радикальный (каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения).

          Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения. Основные дидактические требования к учебнику:

  • Материал учебника должен соответствовать современному уровню науки.
  • Содержание учебника, расположение глав строится с учетом программы по данному предмету.
  • Изложение материала в учебнике отличается логичностью, стройностью.
  • Важным требованием к учебнику является точное следование принципу связи теории с практикой.
  • Все определения, выводы, формулировки, подлежащие запоминанию, в учебниках выделяются.
  • Учебники должны быть хорошо оформлены, снабжены продуманными и тщательно подобранными иллюстрациями.

      Гигиенические требования к учебникам: правильная дозировка учебного материала, четкость печати, размеры шрифта и др.

          Лучшие современные учебники органически сочетают в себе тесно взаимосвязанные элементы собственно учебника (систематическое изложение основ наук), рабочей книги, тетради (вопросы, задания), сборника учебных материалов документы, литературные тексты) и справочника терминологические словари, таблицы и др.) Издательства осуществляют одновременную разработку и издание учебно-методических комплексов (учебники, тетради, методические рекомендации для учителя).

          Учебник отличается от учебного пособия только тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям такие же как к учебникам. Какую учебную книгу принять за основу - решает учитель.

          Наряду с традиционными, все шире применяются электронные учебные материалы:видеодиски, видеокассеты и др.

 

 

 

 

 

 

 

35. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

          Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие (охватывают своим действием всю систему) и частные или конкретные (действие которых распространяется на отдельный компонент /аспект системы).

          Общие закономерности процесса обучения:

1. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Качество обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационнопедагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения

4. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально- технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Управление обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Стимулирования обучения происходит за счет: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

          Частные (конкретные) закономерности обучения:

          1) Дидактические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения, значимости для учащихся усваиваемого содержания. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий; трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий. Результаты обучения зависят от применяемых методов, от применяемых средств, от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части, от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».

2) Гносеологические закономерности. Результаты обучения прямо пропорциональны умению потребности учащихся учиться и объему учебной (познавательной) деятельности учащихся, а также объему практического применения знаний, умений. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности. Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта; от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий; от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем. 
3)Психологические закономерности. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности, учебным возможностям учащихся, количеству тренировочных упражнений, интенсивности тренировки, уровню познавательной активности учащихся, уровню и стойкости внимания учащихся, работоспособности учащихся. Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями» от индивидуальных склонностей обучаемых; от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых, от уровня развития памяти. 
4)Кибернетические закономерности. Эффективность обучения прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи, качеству управления учебным процессом. Качество знаний зависит от эффективности контроля 
5)Социологические закономерности. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов, от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.

6)Организационные закономерности. Эффективность обучения зависит от организации, от работоспособности учителя. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза. Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий.

 

 

 

36. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА  ОБУЧЕНИЯ

          Дидактические принципы - это базисные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

          Впервые в истории педагогической мысли Я. А. Коменский разработал систему принципов обучения, на которых должен строиться учебный процесс. Идея Я. А. Коменского о том, что обучение подчиняется общим законам развития природы и человека, получила название «природосообразность обучения». Ж. Ж. Руссо говорил о необходимости непосредственных контактов ребенка с природой как принципиальной основе учебного процесса. И. Г. Песталоцци выводит содержание обучения из принципа наглядности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"