Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на все вопросы по курсу "Педагогическое мастерство".
С одной стороны, учитель должен быть воплощением нравственного идеала, всестороннего развития, иначе это не учитель. Он должен быть авторитетом для своих воспитанников, иначе не возникнет специфической ситуации воспитания, руководства детьми.
14. Основные этапы убеждения.
Хорошо подготовленный урок или беседа, основанная на методе вступления, состоит из 5 этапов:
1) вступление (его функции
– это установление контакта,
привлечение внимания и
2) передача основной информации по теме разговора (информация передается в спокойной манере, без лишних эмоций, точно и доступно для понимания аудитории);
3) аргументация (приведение доказательств, фактов, подтверждающих точку зрения учителя);
4) контраргументация (
5) заключение (подведение
итогов, обобщение, определение
Вступление – это не только введение в тему урока, сколько средство установления контакта с классом, пробуждение интереса, завоевание внимания. Среди способов вступления выделяют: 1) традиционный («Здравствуйте! Садитесь. Сегодня на уроке мы займемся…»); 2) обращение к принадлежности («Ребята!»); 3) апелляция к месту (заходя в класс, педагог начинает говорить сразу по теме «В 1935 году…»); 4) юмор/шутка; 5) необычная малоизвестная информация; 6) несколько теплых слов. Существуют и неудачные способы вступления, которые Мицич назвал «вступление-самоубийство»: 1) извинение; 2) проявление признаков неуверенности; 3) проявление признаков неуважения.
Заключительная часть должна быть продумана также тщательно, как и вступление. Заключение выполняет целый ряд функций: подвести итог сказанному, закрепить и усилить впечатление, поставить перед классом определенные задачи. Существует несколько способов заключения: 1) краткое повторение основных положений или выводов; 2) обобщение сказанного; 3) подведение итогов; 4) эмоциональное пожелание/напутствие.
11. Общение и его роль в работе педагога.
Культура общения учителя является частью его профессионально педагогической деятельности. Это сложное интегральное качество личности педагога, включающее культуру речи, поведение и организацию различной деятельности и взаимодействия учащихся. Общение в педагогической деятельности выступает, как средство управления учебно-воспитательным процессом, как инструмент воздействия на развитие и становление личности школьника. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями (точность, ясность, лаконичность, выразительность, использование фразеологизмов) и речевым аспектом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога с учащимися в учебном процессе, это создание благоприятного климата. В культуре общения современного учителя отражаются следующие функции:
1) открытие ребенка на общение;
2) соучастие ребенка в процессе общения;
3) возвышение ребенка в процессе общения.
Управляя процессом общения, педагог создает условия для обучения культуре взаимопонимания в современном диалоге, к которому относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, рефлексировать. При этом любой диалог должен основываться на принципе толерантности, терпимости и уважительного отношения. Школьник должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свои потенциальные возможности. Культура общения по Р.М. Фатыховой – это межличностный диалог на высшем уровне, это нравственное общение свободных личностей. При организации учебной деятельности учитель понимает и принимает ребенка таким, каков он есть, а не осуждает и не критикует его. Амонашвили успешно решает задачу создания благоприятного, эмоционального климата общения, включая приемы демонстрации интереса и уважения к обучаемому, внимания к его интересу и мнению. Он считает, что главный момент воспитания – сотрудничество, должен заключаться в том, чтобы доставить ребенку радость общения совместного познания и деятельности. Управление общением предполагает следующие умения учителя:
1) организовать процесс обсуждения и его содержание;
2) осознавать отношение участвующих сторон к предмету и ходу обсуждения;
3) побуждать к высказыванию, не перебивая;
4) сохранять непредвзятость в диалоге учащихся;
5) стимулировать творческий поиск.
Учитель и ученик, как отмечает В.В. Репкин, вносят свой вклад в учебный диалог своими действиями, создает предпосылки для развертывания совместной учебной деятельности. На фоне сотрудничества процесс обучения общению движется дальше от обучения взаимодействия, когда общение использовалось лишь, как средство решения соответствующих задач. Культура общения педагога – это необходимое качество современного учителя, направленное на развитие и становление школьника в образовательном процессе, приобщении каждого ребенка к культурным, общечеловеческим ценностям через совместный диалог и сотрудничество, как равноправных партнеров по учебной деятельности.
13. Основные способы воздействия в общении и их отличие друг от друга.
Убеждение (по И.Е. Шварц) – это способ педагогического воздействия, при котором педагог обращается к сознанию и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности. Цель убеждения – научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития, учитывать индивидуальные особенности человека.
Внушение (по И.Е. Шварц) – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности. Внушение оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Педагогическое внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосознаваемой сфере психики воспитуемого. Механизмы внушения: 1) в бодрствующем состоянии; 2) в состоянии релаксации; 3) гипноз; 4) в состоянии естественного сна. Виды внушения: 1) непреднамеренное – влияние всей окружающей обстановки на эмоциональную сферу человека, которая протекает непроизвольно, влияние могут оказать цвет стен, тон разговора; 2) преднамеренное; 3) положительное; 4) отрицательное; 5) прямое (приказ, указание, запрещение, распоряжение); 6) косвенное (намек, шутка, рассказ, осуждение). Общее в убеждении и внушении – это инструмент воздействия, которым является слово. Различия: убеждение обращено к сознанию, целью которого является формирование мировоззрения, а внушение обращено к неосознанному, цель - повлиять на эмоциональное состояние, сформировать установку на моральное поведение.
К методам воздействия
относятся убеждение и
Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, болезненным процессом, поскольку происходит разрушение старых и формирование новых установок.
Принуждение (морально-психологическое) проявляется в воспитательной практике. Данный метод совпадает с методом убеждения, поскольку субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств.
Внушение (суггестия) – целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений.
Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке, смех быстро передается.
Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта, манере поведения или примеру субъекта воздействия. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, субъекта и объекта, взаимоотношений между ними.
28. Общественная значимость функций учителя в современном обществе.
Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную. Учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым, предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. В самой деятельности педагога, заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое и относится ко всем участникам воспитательного процесса. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребенка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания. Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, который способен в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании. Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия.
15. Основные методы
аргументации и
Выделяют 3 основных метода убеждения:
1) спекулятивные (основаны на подавлении другого человека или манипуляции его мнением и поведением). К спекулятивным методам относят:
1) метод преувеличения;
2) метод анекдота – превращение аргументов собеседника в анекдотическую ситуацию;
3) метод использования авторитета – свои слова, мысли, просьбы человек выдает за слова или просьбы более авторитетного человека;
4) метод дискредитации собеседника – вместо аргументации человек унижает или оскорбляет собеседника;
5) метод изменения направления – вместо обсуждения темы, предложенной собеседником, учитель начинает обсуждать свою наболевшую тему;
6) метод введения в заблуждение – для того, чтобы убедить собеседника ему дают ложную информацию;
7) метод отсрочки – задавание ненужных вопросов или откладывание решения на неопределенный срок, который не указывается «Разберемся позже»;
8) метод апелляции – вместо ответа учитель начинает взывать к сочувствию собеседника «Я так сегодня устал»;
9) метод вопросов-капканов – задают вопросы и сразу же отвечают на него для того, чтобы посмотреть реакцию собеседника;
10) метод изоляции – обыграть слова собеседника в разговоре и стать правым.
2) аргументации. К ним относят логические методы убеждения, которые чаще всего используются учителями на уроке при объяснения материала:
1) метод дедукции – движение мысли от общего к частному, помогает переходить от теории к практике;
2) метод индукции – от частного к общему, учитель помогает ученикам перейти от знания частных факторов к более общим законам, закономерностям;
3) проблемное изложение – активизация мыслительной деятельности учеников путем постановки проблемных вопросов, решая которые класс вместе с учителем приходит к теоретическим обобщениям;
4) метод аналогии – если 2 или более явлений сходны в одном отношении, то этот метод имеет несколько разновидностей: метод контраста (показывающий принципиальные различия явлений по целому ряду признаков), концентрический метод (изложение строится вокруг единого), ступенчатый метод (рассчитан на последовательное изложение проблематики, когда учитель шаг за шагом переходит от одной ступени к другой), хронологический метод (опирается на исторические и биографические сравнения).
3) контраргументация. К ним относят риторические методы убеждения, которые включают в себя способы, основанные на применении ораторских приемов и выразительных средств речи: примеры, детали, сравнения, метафоры. Выделяют 9 риторических методов убеждения:
1) фундаментальный метод
– прямое сравнение
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогическому мастерству"