Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка
1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).
— Возвращаются! Едут! Скорее перекрывайте калитку скамейкой! Пятеро самых сильных залесских ребят усаживают молодых Наташу и Сергея на скамейку и под торжественную музыку много раз поднимают над головой высоко вверх, затем осторожно вносят их вместе со скамейкой в родительский двор, где мать и отец встречают детей хлебом-солью и рюмками со сладким вином. Перед тем как разрезать ленту и войти в дом, молодым дается задание: за одну минуту молодая должна убрать двор от разбросанных бумажек (денег), а молодой — спеленать ребенка. Задание выполнено в срок, молодые и родители входят в дом, чтобы провести последний семейный совет перед свадьбой.
Впереди палатки, где начинается застолье, изготовлена красивая дверь из бумаги в виде сердца с надписью "Сердце любви" Молодые разбегаются, "проникают" в сердце любви и, наконец, оказываются в палатке, чтобы занять в ее центре на фоне оригинального красного ковра и букетов из живых оранжевых цветов свое почетное место. Однако и здесь молодых "подстерегает" последняя неожиданность: на их почетном месте сидят маленькие ребята и девочки, которые при появлении молодых дружно встают, приветствуют их песней, и те рассчитываются с ними, выкупают свое свадебное место и занимают его. Вот только тогда уже все свыше 200 родичей и гостей со всех уголков Беларуси тоже рассаживаются, и свадьба начинает гулять, петь и танцевать три дня, гулять красиво, организованно, по старинной белорусской традиции. Двое энергичных и профессионально подготовленных ведущих (мастеров петь, танцевать, шутить, вести игры) Лариса Мизула и Александр Езерский сделали все, чтобы гостям было интересно. Организованы были и конкурсы песен, современных и старинных народных, и танцы, и содержательные шуточные выступления, и клятва молодой и молодого, и присвоение званий "теща", "тесть", "свекор" и "свекровь" с вручением почетных грамот и медалей, и угощение караваем, конфетами и домашним пирогом с маком.
"Горько!" и "Сто лят!" родным, близким, всем трудолюбивым и хорошим людям этой большой дружной "свадебной талаки" звучали на древней залесской земле, как и в те далекие времена, когда съезжались на праздники во дворец Огинского его гости из Беларуси и других стран Европы и мира.
44. Цели и задачи семейного воспитания в современных условиях.
Воспитание детей связано с определенной системой ценностей, которая в конечном счете определяет его цели, содержание и методы.
Цели семейного воспитания, в отличие от общественного, носят субъективный, имплицитный характер. Они могут не совпадать с официальными установками.
В каждой семье складывается своя, индивидуальная воспитательная система, формирующаяся эмпирическим путем. Ментальная имплицитная концепция личности является центральной ценностной ориентацией взрослых по отношению к воспитанию подрастающего поколения (А.В. Мудрик). Этническая принадлежность родителей является одним из решающих факторов формирования воспитательной системы семьи.
Для белорусов традиционно главными ценностями были Отечество, труд, семья (В.В. Чечет). Семейно-народная педагогика белорусов включала также общечеловеческие ценности: доброта, сострадание, честность, порядочность, ответственность, милосердие, любовь к людям. Смыслом концепции семейной педагогики было создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоническое развитие личности.
Современные родители также
стремятся разносторонне
В современном обществе в воспитании детей возрастает роль правовой культуры, актуализируется проблема достоинства личности, ее индивидуальности, инициативы и деловитости.
Ученые и педагоги-практики подчеркивают, что главным направлением воспитательных действий современных родителей должна быть гуманистическая направленность, научение ребенка доброте.
Таким образом, гармоническое и всестороннее развитие - это вполне реальная цель семейного воспитания, а не утопия. Вместе с тем, по мнению ряда ученых, у родителей существует более высокая задача – формирование у ребенка отношения к Богу (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили). Формирование веры у ребенка означает воспитание стремления к истинной любви, освобождение от суетности, рыночной психологии, жадности, потребительства и паразитизма.
К сожалению, родители далеко не всегда осознают цели семейного воспитания, не всегда руководствуются общественно одобряемым установкам в процессе воспитательной деятельности.
Необходимость помощи родителям в этом вопросе обусловлена не только интересами ребенка и семьи в целом, но и важностью этой проблемы для общества. Педагоги должны помочь родителям осознать свою ответственность за судьбу детей, семьи, Отечества, подвести их к характерной для нашего общества системе ценностей. Вместе с тем, в этом вопросе следует искать равновесие между правом семьи на самоопределение и идеологией государства.
45. Принципы и методы воспитания детей в семье.
В теории и практике семейного воспитания проблема принципов и методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.
Вместе с тем, чтобы уверенно строить процесс воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать верные решения, родитель должен знать принципы и владеть методами воспитания детей в семье.
Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса (И. Подласый).
Основные принципы семейного воспитания (по И.Шилову)
Атмосфера альтруизма – это ведущее условие успешного становления личности в семье. Проявляется в гуманном строе жизни семьи, во взаимной заботе, любви и привязанности, взаимопомощи, сочувствии, внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, покоем, энергией, интересами ради ближнего; в испытании чувства удовлетворения от забот о ближнем. Создание такой атмосферы в семье формирует у ребенка чувство защищенности, повышает уверенность в себе и своей ценности, формирует позитивный образ Я, создает опыт гуманных отношений с окружающим миром. Такая атмосфера особенно важна от 0 до 1,2.
Принцип безопасности базируется на естественной озабоченности родителей охраной и защитой физического, психического, эмоционально-нравственного и социального здоровья ребенка.
Проявляется в ограждении ребенка от ущербного действия окружающего мира. Включает систему упорядоченных эмоциональных контактов с ребенком, режим экологически чистого питания, обучение осторожному обращению с предметами, ответственному отношению к окружающему миру.
Соблюдение этого принципа воспитывает самосохранное поведение, обеспечивает защиту ребенка от эмоциональных перегрузок, охраняет от развития у ребенка чувства тревожности, недоверия к окружающим, от комплексов неполноценности и незащищенности, помогает успешно осваивать окружающий мир.
Принцип единства исходит из заботы родителей о целостном развитии ребенка, гармоничном созидании тела, души и ума.
Предполагает согласованное исполнение ролей матери и отца, координацию усилий семьи и детского сада; включение ребенка в физическую, бытовую, трудовую, коммуникативную, познавательную деятельность в семье; сочетание прав и обязанностей, свободы и ответственности ребенка, созвучие индивидуальных и коллективных ценностей.
Соблюдение данного принципа способствует успешной интеграции ребенка в социум, гармоничной самореализации, развивает гуманистическую потребность жить для себя и одновременно жить рядом с другими.
46. Правила позитивного семейного воспит.
Исходя из принципов воспитания, в зарубежной и отечественной педагогике выделяют правила семейного воспитания.
47. проблема классификации методов
В отечественных и
зарубежных психолого-педагогических
исследованиях отсутствует
Методы семейного воспитания отличаются от методов воспитания в общественных учреждениях по своему многообразию и по содержанию (психологической сущности). В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, мягкости, терпимости, обращенности к конкретному ребенку; семья учит ребенка делом, примером.
К методам семейного воспитания относятся:
1) информационно-символические (имя, жесты, мимика, обсуждение, оценка событий);
2) разъяснительно-
3) стимулирующе-побудительные (пример взрослых, похвала, поощрение, сочувствие, наказание);
4) действенно-практические (помощь сотрудничество, нравственная деятельность).
48. методы воздействия на эмоции ребёнка.
В практике семейного воспитания наиболее распространенными методами воздействия на детей являются поощрение (одобрение) и наказание (осуждение). Действия ребенка немедленно вызывают реакцию близких. Эта оценочная реакция немаловажна для ребенка, пока еще слабого и беззащитного. Его психическое состояние целиком зависит от отношения к нему взрослых. И он пытается выстроить поведение так, чтобы заслужить одобрение, подтверждение любви к нему.
Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у ребенка при их применении. При одобрении ребенок переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте. Метод осуждения вызывает отрицательные внутренние переживания, что побуждает ребенка обдумывать свое поведение, сдерживать нежелательные поступки.
49. способы поощрения детей в семье.
Поощрение– стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Можно выделить два вида поощрений:
К приемам материального поощрения относятся: подарок, игрушка, награда, сладость, вознаграждение, в том числе и деньгами.
К приемам психологического поощрения относятся:
Педагоги и родители должны иметь представление о психотравмирующих, недопустимых методах воспитания: физическое воздействие, речевая агрессия, лишение пищи, питья, унижение, уличение, обзывание, осуждение с привлечением общественного мнения детей, грубость, запугивание, насмешки и т.п.