Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Народная семейная педагогика выработала множество методов воспитания, которые были направлены на формирование гуманной, трудолюбивой, преданной своей семье и Отчизне личности. В воспитании детей в семье с учетом их возраста использовали следующие методы:

положительный пример (образец) поведения, поступков, действий и отношений к людям и друг к другу матери, отца, старших членов семьи;

внушение по отношению к самым маленьким детям с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, различных видов требований в сочетании с родительской любовью;

включение детей с самых ранних лет в разные виды хозяйственно-трудовой деятельности, в отношения и общение со старшими и сверстниками;

научение (приучивание) детей в процессе приобретения норм поведения и трудовых навыков и умений;

упражнение как способ закрепления устойчивости соответствующих навыков и умений;

совет родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;

разъяснение родителей с целью формирования положительного отношения к труду, соответствующего поведения в семье и в обществе;

беседа с детьми с целью выработки родственных и общечеловеческих чувств и правильных устойчивых убеждений о своем месте среди членов семьи, других людей, об умении жить в человеческом обществе;

наказ — родительское (отцовское, материнское) наставление, поучение;

предостережение родителей как метод опережения возможных жизненных ошибок и просчетов;

поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;

намек (прямой или косвенный) — способ показа детям их недостатков и просчетов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;

требование как один из способов выполнения детьми семейных и общечеловеческих правил и обязанностей;

упрек — выражение родителями вербально и невербально (взглядом, жестами, мимикой) неудовлетворенности поступками и поведением детей;

испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;

благословение — это в комплексе родительские наставления, поучения, предостережения, наказы и просьбы к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой  деятельности, служба в армии, женитьба или замужество);

клятва детей в качестве уверения, обещания поступать в жизни всегда по-человечески морально и гуманно;

осуждение — способ показа детям отклонений от общепринятых среди людей норм и правил поведения;

порицание — выражение родителями неодобрения, осуждения отрицательных поступков детей;

запрет, запрещение как способ недопущения в действиях и поведении детей общественно и личностно вредного, бесчеловечного, антигуманного;

наказание, в том числе и физическое (телесное), которое родители применяли в самом крайнем случае, когда уже никакие другие методы не действовали (даже в самых малокультурных городских и сельских семьях родители чувствовали и видели вред и бессмысленность физических наказаний детей);

проклятие детей родителями, особенно матерью, как крайняя и весьма резкая мера воздействия (в народе о неисправимом сыне или дочери говорили: "Пабпы бацькам, пракляты маткай") [22, 15-22; 170,96 102].

Практика показывает, что в белорусских семьях постоянно использовались традиции в воспитании детей, которые бытовали в народной семейной педагогике и передавались из поколения в поколение. Особую заинтересованность к этим традициям стали проявлять родители, педагоги и воспитатели в 80-90-е годы в связи с возрождением прогрессивных идей народной педагогики, положительного опыта воспитания детей в семьях белорусов. Как свидетельствует изучение, использование традиций народной семейной педагогики в современной семье, в совместной работе школы, семьи и общественности идет в следующих направлениях:

1. Изучение культуры, истории, наследия дедов и отцов в системе учебных предметов, курсов, спецдисциплин, факультативов, в содержание которых включаются познавательно-воспитательные материалы по этнографии, этнолингвистике, фольклору, литературе, истории и культуре Беларуси.

  1. Проведение практической краеведческо-исследовательской работы, которая связана со сбором материалов и описанием истории своих деревень, поселков и городов, родного края, своего родословного дерева, традиций семьи, памятников культуры, верований, народных праздников, обрядов рождения, свадьбы, похорон.
  2. Участие родителей и детей в совместной трудовой деятельности, направленной на возрождение ремесел, которые связаны с использованием древесины, бересты, лозы, лубу, камыша, соломы, глины и т. п. и изготовлением разнообразных изделий (ложек, мисок, кадок, лаптей, корзин, кувшинов, скрынь, шкатулок, ваз, игрушек, сувениров).
  3. Включение детей и родителей в художественно-эстетическую деятельность в гуртах белорусской народной песни, фольклорных ансамблях, оркестрах народных инструментов, хорах, кружках, клубах; овладение искусством гончарного дела, ткачества, плетения, соломопле-тения, резьбы по дереву, вышивки, разрисовки ковров, вязание крючком, макраме; украшение внешнего вида дома и усадьбы (изготовление обналичек, ставен, коньков, ворот, калиток, забора).
  4. Внедрение в досуговую деятельность семей подвижных народных игр: лапта, ходьба на ходулях (колдыбах), "Огородник", "Посадка бульбы", "Хата" и др.
  5. Возрождение традиций, связанных с милосердием и заботой о детях-сиротах и детях, которые по разным причинам остались без опеки родителей (усыновление, опекунство, создание детских домов семейного типа).
  6. Подготовка и проведение белорусских народных праздников и обрядов (Коляды, Новый год, Масленица, Гуканне весны, Великдень, Радавница (поминание предков в первый после Великдня вторник), Сё-муха, Купалле, Зажинки, Дожинки, Богач, Спас, Покрова, Деды (день поминания умерших родственников).

Опишем кратко некоторые традиционные белорусские праздники-обряды, порядок их проведения.

Купалле (Ивана Купалы) — празднуется в ночь с 6 на 7 июля как праздник расцвета животворных сил земли, прежде всего растительности, урожая зерновых. Днем девушки собирают на лугах и полях купальские зёлки (разнотравье) — богатки, мяту, Иван-да-Марья, папо-ратник, васильки, купену. В этот период травы имеют большую лекарственную силу. Часть зёлок оставляют в доме для лекарственных целей, для употребления в пищу, часть втыкают в стены дома и сарая, часть используют на венки в целях купальского гадания.

Центральным в купальском празднике-игре является купальский костер, который символизирует солнце, дающее богатый урожай и прогоняющее смерть. Юноши собирают по всей деревне старый хлам и вещи и вывозят их на подготовленное для праздника место (берег реки, поляна в лесу, луг, поляна во ржи и т. д.).

На гуляние молодежь отправляется с купальскими песнями, призывающими всех идти на праздник. При огне готовится обрядовый ужин (верешака, яичница, кулага, вареники). Иногда на высоком шесте поднимают промасленное заженное колесо — символ солнца. Вокруг купальского костра собравшиеся водят карагоды, юноши и девушки перепрыгивают через костер, купаются в реке, озере или сажалке, гадают на венках, пуская их по течению реки и загадывая на будущего мужа или жену. На ночь юноши и девушки подкладывают под подушку подорожник, сорванный на развилке дорог, с тем чтобы ночью приснился суженый (суженая).

На костре сжигается пучок льна со словами-заклинаниями: "Уродись, лен!"

В 12 часов ночи в лесу ищут "Папараць-кветку" которая цветет один раз в год и приносит человеку, который ее сорвет, прозорливость и счастье.

Деды — народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память об умерших родственниках. Обряд совершается в ноябре месяце (в начале). В некоторых районах и селах деды устраивают 2-3 раза в году (осенью и весной на Радавницу). На деды готовят праздничные и обрядовые блюда (кутью, блины, клецки, яичницу, мясо). С каждого блюда откладывают частичку в отдельную посуду для умерших.

Радавница, радавницкие деды — весенний праздник поминания умерших ("Великдень мертвых"). Поминальный обряд совершается непосредственно на кладбище во вторник на "проводы" (спустя неделю после Великдня). На Радавницу каждая семья идет поминать родственников сначала в церковь, а потом на кладбище, где приводят в порядок могилы близких. На могиле расстилают скатерть и начинают поминальную трапезу. Часть блюд (крашеные яйца, кутью, мясо и др.) и водки оставляют для мертвых. В беседах вспоминают умерших, причитают. Проведение Радавницы заканчивают застольем дома. Раньше говорили: "На Радаунщу да абеду пашуць, па абедзе плачуць, а увечары скачуць" На Радавницу желательно ничего не сажать и не сеять. Обряд раньше был направлен на то, чтобы задобрить души предков, заслужить их содействие в жизни и хозяйстве. Сегодня Радавница — это морально-Душевная потребность живых почтить память умерших.

Коляды — народный зимний праздник дохристианского происхождения (с 7 по 20 января). Для обрядности колядам характерны три обрядовые ужина (кутьи) — из ячменной крупы): постная (великая) справляется перед первым днем праздника; богатая (толстая, щедрая, мясная) перед Новым годом; постная (голодная, водяная) перед водо-крещением.

Во время праздника организуются колядавания, игры, гадания, песни колядные, в которых поздравляют хозяев дома, желают им добра и богатства, прославляют трудолюбие и щедрость, хозяйку и детей. Ко-лядники ходят по домам, используя театрализованные сценки, переодеваются в "козу", "медведя" "кобылу", "журавля". Колядникам дают подарки (сало, яйца, колбасу, хлеб, пироги).

Таким образом, начался и постепенно идет (хотя и не так быстро, как хотелось бы) процесс возрождения народных традиций белорусов, народной педагогики и их использование в создании своих вариантов воспитательной работы в городских и сельских школах, семьях и учреждениях системы образования Беларуси (Дулебском детском доме-школе-детском саде Березинского района Минской области, Подольской Островецкого и Залесской Сморгонского района средних школах, д/с № 26 г. Лиды, Глинской школе Докшицкого района, Верхнедвинской школе № 2, Подсвильской школе Витебской области, Молодовской школе Ивановского района Брестской области, Хоновской школе Мо-гилевского района, школе № 32 Гомеля, яслях-саде № 4 г. п. Ветка Гомельской области и др.).

 Вся эта многообразная работа содействует формированию самых характерных и отличительных морально-духовных черт и качеств исконно белорусского менталиста: национальная и религиозная толерантность (терпимость), трудолюбие, покладистость, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, щедрость, находчивость, немстительность, честность, доброжелательность, кротость, поэтичность души, беспредельная любовь к родному уголку, природе своего края, к земле-кормилице. Школа взяла на воспитание детей-сирот — воспитанников детского дома, о которых заботятся все — учителя, односельчане, дети.

Изучение показывает, что использование опыта народной педагогике в воспитании детей дает положительный эффект, когда родители и педагоги проводят работу на основе календарной обрядности белорусов. Обряды являются составной частью традиционно-бытовой культуры народа и представляют собой "совокупность традиционных условных действий, которые символически выражают и закрепляют отношения людей к природе и между собой, их поведение в важных жизненных ситуациях, которые систематически повторяются" [219,14].

По утверждению В. П. Канаш, достояние многовековой духовной традиции человечества, белорусов в частности, систематизированной в календарно-обрядовых циклах, является той почвой, на которой может организовываться система воспитательной работы. Чередование времен года, космические импульсы, возрастные периоды, отличие мужского и женского рода, чередование будней и праздников, труда и демонстрация его результатов — все эти и другие факторы должны быть учтены в системе воспитания граждан, в преемственности поколений, в созидательном начале личности и общества.

По своему функциональному назначению обряды и обычаи подразделяются на семейные, календарные и общественные. Семейные обряды — это целый комплекс действий, которые сопровождают человека всю его жизнь — от рождения до смерти. Три события в жизни человека: рождение, создание семьи, смерть — наполнены целым комплексом элементов, ритуалов, обрядов. Самый богатый и интересный обряд, который несет в себе огромный жизненно-воспитательный заряд, свадебный. Мы принимали участие в подготовке и проведении свадьбы (август 1994) в известной деревне Залесье Смор-гонского района Гродненской области (иначе этот край был назван "Северные Афины"), где в 1790-1812 гг. жил известный композитор и общественный деятель Михал Клеофас Огинский — автор бессмертного полонеза "Прощание с родиной" (кстати, здесь сохранились и его дворец и памятный камень, установленный Огинским в английском парке поместья в честь Тадеуша Костюшки, и аллеи из вековых лип, и десяти редких деревьев, завезенных из других стран мира).

Кратко опишем эту свадьбу (имеется полная трехчасовая видеозапись, которую можно просматривать и творчески использовать при подготовке новых свадеб).

...Все лето шла кропотливая подготовка к свадьбе. Дружная и старательная семья Дудко — отец Аркадий Викторович, мать Алина Брониславовна и трое сыновей (старший Сергей — "виновник" праздника, средний Виталий и младший Витя) — работали с восхода солнца до наступления темноты: делали пристройку, ремонтировали дом, цементировали двор... Помогали родственники, соседи, сельчане. В Залесье так заведено: в самый разгар большой по объему работы собирается талака. Без нее не обошлось и здесь. Представьте себе: подготовить в наше нелегкое время свадьбу свыше чем на 200 (!) человек — как тут обойтись без поддержки людей, без объединения, без традиционной талаки.

И вот середина августа — время свадьбы. Все подготовлено к ней: и палатка для гостей на весь огород, и пышный "двухэтажный" каравай, и десятки блюд, и брама — вход во двор (изготовленная по обычаю из березовых веток), вверху которой три дня и три ночи ярко горят три красные звезды (символ особенного праздника в доме), которые видны издалека каждому жителю деревни.

Мать с глазу на глаз благословляет старшего сына в своей комнате: он целует икону "Матерь Божья", которую мать держит в руках, затем саму мать. Затем родители, соседи и сельчане провожают молодого от порога родного дома "выкупать" невесту в Сморгонь (она там живет), венчаться с ней в костеле. Аркадий Викторович, отец молодого, посыпает сына и машину, в которой он едет, зерном ржи нового урожая, сватья готовят подарки, деньги и "точат" языки — лучшее "оружие" в свадебных спорах (дискуссиях), когда идет торг со сватьями молодой во время ее "покупки"

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"