Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка
1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).
Народная семейная педагогика выработала множество методов воспитания, которые были направлены на формирование гуманной, трудолюбивой, преданной своей семье и Отчизне личности. В воспитании детей в семье с учетом их возраста использовали следующие методы:
положительный пример (образец) поведения, поступков, действий и отношений к людям и друг к другу матери, отца, старших членов семьи;
внушение по отношению к самым маленьким детям с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, различных видов требований в сочетании с родительской любовью;
включение детей с самых ранних лет в разные виды хозяйственно-трудовой деятельности, в отношения и общение со старшими и сверстниками;
научение (приучивание) детей в процессе приобретения норм поведения и трудовых навыков и умений;
упражнение как способ закрепления устойчивости соответствующих навыков и умений;
совет родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;
разъяснение родителей с целью формирования положительного отношения к труду, соответствующего поведения в семье и в обществе;
беседа с детьми с целью выработки родственных и общечеловеческих чувств и правильных устойчивых убеждений о своем месте среди членов семьи, других людей, об умении жить в человеческом обществе;
наказ — родительское (отцовское, материнское) наставление, поучение;
предостережение родителей как метод опережения возможных жизненных ошибок и просчетов;
поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;
намек (прямой или косвенный) — способ показа детям их недостатков и просчетов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;
требование как один из способов выполнения детьми семейных и общечеловеческих правил и обязанностей;
упрек — выражение родителями вербально и невербально (взглядом, жестами, мимикой) неудовлетворенности поступками и поведением детей;
испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;
благословение — это в комплексе родительские наставления, поучения, предостережения, наказы и просьбы к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество);
клятва детей в качестве уверения, обещания поступать в жизни всегда по-человечески морально и гуманно;
осуждение — способ показа детям отклонений от общепринятых среди людей норм и правил поведения;
порицание — выражение родителями неодобрения, осуждения отрицательных поступков детей;
запрет, запрещение как способ недопущения в действиях и поведении детей общественно и личностно вредного, бесчеловечного, антигуманного;
наказание, в том числе и физическое (телесное), которое родители применяли в самом крайнем случае, когда уже никакие другие методы не действовали (даже в самых малокультурных городских и сельских семьях родители чувствовали и видели вред и бессмысленность физических наказаний детей);
проклятие детей родителями, особенно матерью, как крайняя и весьма резкая мера воздействия (в народе о неисправимом сыне или дочери говорили: "Пабпы бацькам, пракляты маткай") [22, 15-22; 170,96 102].
Практика показывает, что в белорусских семьях постоянно использовались традиции в воспитании детей, которые бытовали в народной семейной педагогике и передавались из поколения в поколение. Особую заинтересованность к этим традициям стали проявлять родители, педагоги и воспитатели в 80-90-е годы в связи с возрождением прогрессивных идей народной педагогики, положительного опыта воспитания детей в семьях белорусов. Как свидетельствует изучение, использование традиций народной семейной педагогики в современной семье, в совместной работе школы, семьи и общественности идет в следующих направлениях:
1. Изучение культуры, истории, наследия дедов и отцов в системе учебных предметов, курсов, спецдисциплин, факультативов, в содержание которых включаются познавательно-воспитательные материалы по этнографии, этнолингвистике, фольклору, литературе, истории и культуре Беларуси.
Опишем кратко некоторые традиционные белорусские праздники-обряды, порядок их проведения.
Купалле (Ивана Купалы) — празднуется в ночь с 6 на 7 июля как праздник расцвета животворных сил земли, прежде всего растительности, урожая зерновых. Днем девушки собирают на лугах и полях купальские зёлки (разнотравье) — богатки, мяту, Иван-да-Марья, папо-ратник, васильки, купену. В этот период травы имеют большую лекарственную силу. Часть зёлок оставляют в доме для лекарственных целей, для употребления в пищу, часть втыкают в стены дома и сарая, часть используют на венки в целях купальского гадания.
Центральным в купальском празднике-игре является купальский костер, который символизирует солнце, дающее богатый урожай и прогоняющее смерть. Юноши собирают по всей деревне старый хлам и вещи и вывозят их на подготовленное для праздника место (берег реки, поляна в лесу, луг, поляна во ржи и т. д.).
На гуляние молодежь отправляется с купальскими песнями, призывающими всех идти на праздник. При огне готовится обрядовый ужин (верешака, яичница, кулага, вареники). Иногда на высоком шесте поднимают промасленное заженное колесо — символ солнца. Вокруг купальского костра собравшиеся водят карагоды, юноши и девушки перепрыгивают через костер, купаются в реке, озере или сажалке, гадают на венках, пуская их по течению реки и загадывая на будущего мужа или жену. На ночь юноши и девушки подкладывают под подушку подорожник, сорванный на развилке дорог, с тем чтобы ночью приснился суженый (суженая).
На костре сжигается пучок льна со словами-заклинаниями: "Уродись, лен!"
В 12 часов ночи в лесу ищут "Папараць-кветку" которая цветет один раз в год и приносит человеку, который ее сорвет, прозорливость и счастье.
Деды — народный поминальный обряд, ритуальный ужин в память об умерших родственниках. Обряд совершается в ноябре месяце (в начале). В некоторых районах и селах деды устраивают 2-3 раза в году (осенью и весной на Радавницу). На деды готовят праздничные и обрядовые блюда (кутью, блины, клецки, яичницу, мясо). С каждого блюда откладывают частичку в отдельную посуду для умерших.
Радавница, радавницкие деды — весенний праздник поминания умерших ("Великдень мертвых"). Поминальный обряд совершается непосредственно на кладбище во вторник на "проводы" (спустя неделю после Великдня). На Радавницу каждая семья идет поминать родственников сначала в церковь, а потом на кладбище, где приводят в порядок могилы близких. На могиле расстилают скатерть и начинают поминальную трапезу. Часть блюд (крашеные яйца, кутью, мясо и др.) и водки оставляют для мертвых. В беседах вспоминают умерших, причитают. Проведение Радавницы заканчивают застольем дома. Раньше говорили: "На Радаунщу да абеду пашуць, па абедзе плачуць, а увечары скачуць" На Радавницу желательно ничего не сажать и не сеять. Обряд раньше был направлен на то, чтобы задобрить души предков, заслужить их содействие в жизни и хозяйстве. Сегодня Радавница — это морально-Душевная потребность живых почтить память умерших.
Коляды — народный зимний праздник дохристианского происхождения (с 7 по 20 января). Для обрядности колядам характерны три обрядовые ужина (кутьи) — из ячменной крупы): постная (великая) справляется перед первым днем праздника; богатая (толстая, щедрая, мясная) перед Новым годом; постная (голодная, водяная) перед водо-крещением.
Во время праздника организуются колядавания, игры, гадания, песни колядные, в которых поздравляют хозяев дома, желают им добра и богатства, прославляют трудолюбие и щедрость, хозяйку и детей. Ко-лядники ходят по домам, используя театрализованные сценки, переодеваются в "козу", "медведя" "кобылу", "журавля". Колядникам дают подарки (сало, яйца, колбасу, хлеб, пироги).
Таким образом, начался и постепенно идет (хотя и не так быстро, как хотелось бы) процесс возрождения народных традиций белорусов, народной педагогики и их использование в создании своих вариантов воспитательной работы в городских и сельских школах, семьях и учреждениях системы образования Беларуси (Дулебском детском доме-школе-детском саде Березинского района Минской области, Подольской Островецкого и Залесской Сморгонского района средних школах, д/с № 26 г. Лиды, Глинской школе Докшицкого района, Верхнедвинской школе № 2, Подсвильской школе Витебской области, Молодовской школе Ивановского района Брестской области, Хоновской школе Мо-гилевского района, школе № 32 Гомеля, яслях-саде № 4 г. п. Ветка Гомельской области и др.).
Вся эта многообразная работа содействует формированию самых характерных и отличительных морально-духовных черт и качеств исконно белорусского менталиста: национальная и религиозная толерантность (терпимость), трудолюбие, покладистость, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, щедрость, находчивость, немстительность, честность, доброжелательность, кротость, поэтичность души, беспредельная любовь к родному уголку, природе своего края, к земле-кормилице. Школа взяла на воспитание детей-сирот — воспитанников детского дома, о которых заботятся все — учителя, односельчане, дети.
Изучение показывает, что использование опыта народной педагогике в воспитании детей дает положительный эффект, когда родители и педагоги проводят работу на основе календарной обрядности белорусов. Обряды являются составной частью традиционно-бытовой культуры народа и представляют собой "совокупность традиционных условных действий, которые символически выражают и закрепляют отношения людей к природе и между собой, их поведение в важных жизненных ситуациях, которые систематически повторяются" [219,14].
По утверждению В. П. Канаш, достояние многовековой духовной традиции человечества, белорусов в частности, систематизированной в календарно-обрядовых циклах, является той почвой, на которой может организовываться система воспитательной работы. Чередование времен года, космические импульсы, возрастные периоды, отличие мужского и женского рода, чередование будней и праздников, труда и демонстрация его результатов — все эти и другие факторы должны быть учтены в системе воспитания граждан, в преемственности поколений, в созидательном начале личности и общества.
По своему функциональному назначению обряды и обычаи подразделяются на семейные, календарные и общественные. Семейные обряды — это целый комплекс действий, которые сопровождают человека всю его жизнь — от рождения до смерти. Три события в жизни человека: рождение, создание семьи, смерть — наполнены целым комплексом элементов, ритуалов, обрядов. Самый богатый и интересный обряд, который несет в себе огромный жизненно-воспитательный заряд, свадебный. Мы принимали участие в подготовке и проведении свадьбы (август 1994) в известной деревне Залесье Смор-гонского района Гродненской области (иначе этот край был назван "Северные Афины"), где в 1790-1812 гг. жил известный композитор и общественный деятель Михал Клеофас Огинский — автор бессмертного полонеза "Прощание с родиной" (кстати, здесь сохранились и его дворец и памятный камень, установленный Огинским в английском парке поместья в честь Тадеуша Костюшки, и аллеи из вековых лип, и десяти редких деревьев, завезенных из других стран мира).
Кратко опишем эту свадьбу (имеется полная трехчасовая видеозапись, которую можно просматривать и творчески использовать при подготовке новых свадеб).
...Все лето шла кропотливая подготовка к свадьбе. Дружная и старательная семья Дудко — отец Аркадий Викторович, мать Алина Брониславовна и трое сыновей (старший Сергей — "виновник" праздника, средний Виталий и младший Витя) — работали с восхода солнца до наступления темноты: делали пристройку, ремонтировали дом, цементировали двор... Помогали родственники, соседи, сельчане. В Залесье так заведено: в самый разгар большой по объему работы собирается талака. Без нее не обошлось и здесь. Представьте себе: подготовить в наше нелегкое время свадьбу свыше чем на 200 (!) человек — как тут обойтись без поддержки людей, без объединения, без традиционной талаки.
И вот середина августа — время свадьбы. Все подготовлено к ней: и палатка для гостей на весь огород, и пышный "двухэтажный" каравай, и десятки блюд, и брама — вход во двор (изготовленная по обычаю из березовых веток), вверху которой три дня и три ночи ярко горят три красные звезды (символ особенного праздника в доме), которые видны издалека каждому жителю деревни.
Мать с глазу на глаз благословляет старшего сына в своей комнате: он целует икону "Матерь Божья", которую мать держит в руках, затем саму мать. Затем родители, соседи и сельчане провожают молодого от порога родного дома "выкупать" невесту в Сморгонь (она там живет), венчаться с ней в костеле. Аркадий Викторович, отец молодого, посыпает сына и машину, в которой он едет, зерном ржи нового урожая, сватья готовят подарки, деньги и "точат" языки — лучшее "оружие" в свадебных спорах (дискуссиях), когда идет торг со сватьями молодой во время ее "покупки"