Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и апробировать методы активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения литературному чтению.
Гипотеза исследования: если интегрировать уроки литературы с другими предметами из этого цикла, например, музыкой, ИЗО, а также историей, то познавательная активность учащихся на уроках чтения повысится.
Задачи исследования:
. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность».
. Рассмотреть приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, выступающих как условие успешности обучения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности младших школьников
§1. Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе
§2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения
§3.Задачи литературного чтения, основанные на требованиях ФГОС начального общего образования
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения
§1.Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников
§2. Анализ программ по литературному чтению
§3. Работа над текстами художественных произведений (экспериментальная работа)
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (3).docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов [33].

Структура интегрированного урока включает в себя:

· чёткость и компактность учебного материала;

· взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;

· большую информативную ёмкость учебного материала.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:

литературное чтение - окружающий мир;

литературное чтение - изобразительное искусство;

литературное чтение - музыка.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению [34].

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления [23].

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности.

Так, например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов [24].

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

) На уроке обмена знаниями  ребята делятся сообщениями о  своих изысканиях на заданную  тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

) На уроках взаимопроверки  идёт работа в группах и  парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.

) Урок творческого поиска  предполагает, что дети самостоятельно  ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой [25].

Однако в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, потому что у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований [26].

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

. Цель урока (Это может  быть необходимость сокращения  сроков изучения темы, ликвидация  пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов  и т.п.).

. Подбор объектов, т.е. источников  информации, которые бы отвечали  целям урока.

. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

. Создание новой структуры  курса, т.е. изменение функционального  назначения знаний.

. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание  новых связей между отдельными  элементами системы).

Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К.Д. Ушинского они проводятся в единстве [27].

Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение. Здесь целостный процесс:

а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках;

б) текст, как искусство слова, развитие речи;

в) мир книг, как выбор круга собеседника.

 

§2. Анализ программ по литературному чтению

 

Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, как правило, изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе. Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, а также содержание чтения, определяемое воспитательными целями школы и требованиями к умениям и навыкам, сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи [39; 15].

Гуманизация образования способствовала тому, что появилось несколько тенденций в начальном обучении чтению, появилось несколько учебных программ по чтению для начальных классов. Далее вкратце проанализируем их с точки зрения поставленной проблемы.

Программа «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) строится на литературном материале. Эта программа по чтению ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности.

Параллельно с формированием беглого чтения учащиеся в течение всех лет обучения овладевают приемами осознанного чтения, постигают смысл прочитанного, обобщать и выделять главное, решая разнообразные коммуникативные задачи, обучаясь переносу приемов устноречевого общения на чтение текстов. Содержание данной программы ориентирует детей на то, что чтение вслух - это чтение для слушателя, а чтение про себя - это чтение для себя. Обучение приемам выразительности речи и чтения происходит на протяжении всего курса.

Таким образом, курс литературного чтения по данной программе нацелен на решение ряда задач, одной из первых является развитие у детей «способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное» [39; 12-13].

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева предлагают программу «Чтение и начальное литературное образование». Авторы программы отразили основные направление работы, включая разделы «Техника чтения», «Формирование приемов понимания прочитанного»

Содержание программы по разделу «Формирование приемов понимания прочитанного» составлено так, что с 1 класса формируется умение разъяснять заглавие текста, внимание к оттенкам лексического значения слов, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Со 2 класса учащиеся должны сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи; учатся понимать скрытый смысл заголовка и т.д.

В 3 классе кроме этого у учащихся развивается умение выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; отвечать на предварительные вопросы к тексту и т.д.

В 4 классе совершенствуется техника чтения и приемы понимания прочитанного: учатся прогнозировать содержание текста по заголовку, проводить «диалог с автором» в процессе чтения; формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста и т.д.

О.В. Джежелей составила программу «Чтение и литература». Цель данного курса включает в себя формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой. Основой предмета является принцип развития речи, следовательно, данный курс может осуществляться параллельно с уроками русского языка. Автор пишет: «Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги…» [39; 54].

В практическую реализацию программы в сформированность навыка чтения включается работа над сознательностью и правильностью в связи с выразительностью чтения. «Выразительность - при первичном знакомстве с текстом - соблюдение смысловых интонаций, регламентируемых знаками препинания; овладение простейшими приемами регулирования темпа чтения; на основе умения самостоятельного осознания текста выделять смысловые паузы и читать диалоги с учетом характера персонажа», - пишет О.В. Джежелей [39; 61].

В.А. Левин - автор программы «Начальное литературное образование».

Цель и задачи данного курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в процессе литературного образования и заключаются в приобщении младшего школьника к искусству. Весь курс разбит на четыре ступени, которые охватывают содержание художественного развития младшего школьника. На каждой из этих ступеней параллельно решением основных задач ведется работа над выразительностью чтения, как возможности передачи своих переживаний и чувств автора.

Литературное образование побуждает школьника на более высоком уровне овладеть различными речевыми умениями и навыками. Освоение средствами и навыками речевого общения, освоение средств речевого общения предполагает готовность памяти быстро «находить» нужное слово, языковую конструкцию, интонацию и т.д. Автор придерживается иной точки зрения на восприятие литературы как вида искусства. Он пишет, что «еще В.Г. Белинский предостерегал взрослых от педагогического стремления «растолковать» ребенку прочитанное: старайтесь, чтобы дети как можно менее понимали, но больше чувствовали»

Программа «Азбука словесного искусства» предложена авторами Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. Данный курс параллельно с развитием техники чтения учит понимать художественный текст. Общая задача курса - «организовать и стимулировать процесс становления читательской позиции младшего школьника» [39; 112]. Работа по этой программе направлена на системный анализ текста.

«Мы полагаем, - пишут авторы программы, - что с первых шагов обучения чтению и параллельно с развитием техники чтения возможно (и в определенной степени необходимо) учить понимать художественный текст» (выделено нами - А.С.). Авторами курса «Азбука словесного искусства» анализ художественного текста рассматривается не как самоцель, а как «средство, помогающее более глубоко, адекватно и в то же время самостоятельно понимать смысл произведения» [39; 112]. Они не ставят перед собой цель - работа над выразительностью чтения, но при анализе текста наблюдают за выразительными возможностями словесных высказываний.

Программа «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова) отвечает предмету обучения - литературное чтение «Родное слово». Слово выступает в ней как средство повседневного общения, как специально оформленное высказывание (художественное произведение) и как часть культурного наследия народа, передаваемого из поколения в поколение.

В программе выделяют три раздела: техника чтения, работа с художественным текстом и речевое, эстетическое и творческое развитие детей. Курс построен так, что на всех этапах обучения происходит развитие и совершенствование навыка чтения, работа с художественным текстом, формирование навыков понимания текста.

Специально выделен раздел «Изучение языка и речи при работе с текстом». «Речевое развитие рассматривается как одна из важнейших целей начального образования и одновременно как средство развития интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности ребенка», - пишут авторы программы Курс «Родное слово» ориентирован на интенсивное речевое развитие младших школьников. И на протяжении всего курса ведется работа над средствами речевой выразительности.

Проанализировав данные программы, можно сделать вывод, что формированию, развитию и совершенствованию сознательного чтения большое внимание уделяется в программах «Литературное чтение» (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) и «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).

Понимание значимости чтения как средства развития личности ребенка, как основы формирования общеучебных умений, как инструмента познания, о чем шла речь в предыдущем параграфе, вызвало проблему поиска методических путей формирования у младших школьников интереса к чтению книг, к чтению художественной, научно-художественной, научно-популярной, учебной и учебно-справочной литературы. Эта проблема решается как учеными-методистами, так и учителями-практиками. В результате ими было предложено ряд приемов привлечения внимания ребенка к книге, которые прочно вошли в школьную практику. К ним относятся следующие:

Информация о работе Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения