Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: теоретическая разработка и практическая апробация речевых занятий по формированию выразительности речи старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: эффективность работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, определяется:
использованием игровых приемов на занятиях по развитию речи;
реализацией подборки речевого материала на занятиях.
поддерживать интерес к театрализованным играм через создание атрибутов, использование музыкального сопровождения.
Введение
1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
1.3 Методы организации работы на речевых занятиях по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2. Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр
2.1 Содержание эксперемантальной работы по выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на речевых занятиях
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Л.С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности [9,с.251].
Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад [34,с.49]
Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит правильному проведению игровых приемов на занятиях, которые бы сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка [3,с.99]
Воспитательные возможности по формированию выразительности речи детей в старшей группе широки. Воспитатель может применять театрализованную деятельность на занятиях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы указывают на то, что психолого-педагогическая работа в ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с дошкольниками является игра.
Использование в работе с дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
На всех этапах работы должны использоваться следующие методы формирования выразительности речи:
1. Наглядные методы
- рассматривание картин со
2. Словесные методы
связаны с художественным
3. Практические
методы. Цель этих методов - обучить
детей на практике применять
полученные знания. Один из них:
дидактическая игра (с наглядным
материалом и словесная). Она используется
для решения всех задач
Также можно использовать следующие приемы формирования выразительности речи: речевой образец (произность подчеркнуто четко, громко, неторопливо), повторение (практиковать индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое) ; указания (разъяснять детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата) ; словесное упражнение (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе; утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов? », «Кто лучше скажет? », красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Для того, чтобы ребенок умел передать стихи или фразы с разной интонацией неободимо применять следующие упражнения: упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса; меняя интонацию - удивленно, вопросительно, напугано) ; упражнения в звукоподражании (вой ветра, лай собачки, пение кукушки) ; упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц) .
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
После того как у детей будут сформированы навыки и умения по использованию основных средств интонационной выразительности, переходим к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Вместе с детьми были поставлены сказки «Репка», «Теремок», инсценировки стихотворений «Перчатки», «Под грибом».
Вся работа проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Для формирования интонационной выразительности речи использую специально подобранные этюды и упражнения. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем - четкое и выразительное. Для освоения выразительной речи ввожу упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте и специальные творческие задания на развитие образности речи (упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам, включаю упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. На мой взгляд, в процессе формирования выразительности речи у старших дошкольников посредством театрализованных игр, важнейшим условием является работа над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются выразительность речи и высшие произвольные психические функции
Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении [4,с.39]. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям [27,с.111].
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:
Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром [4,с.101].
Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи: