Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: теоретическая разработка и практическая апробация речевых занятий по формированию выразительности речи старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: эффективность работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста, определяется:
использованием игровых приемов на занятиях по развитию речи;
реализацией подборки речевого материала на занятиях.
поддерживать интерес к театрализованным играм через создание атрибутов, использование музыкального сопровождения.
Введение
1. Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Возможности театрализованной деятельности в формировании выразительности речи у старших дошкольников
1.3 Методы организации работы на речевых занятиях по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2. Экспериментальная работа по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр
2.1 Содержание эксперемантальной работы по выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
2.2 Организация работы по формированию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста на речевых занятиях
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованной литературы
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за воспитателем.
Определялась возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Оценка данного критерия:
Определялась способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Оценка этого критерия определялась по шкале:
Оценочная шкала критерия:
Полученные результаты по исследованию характеристик выразительности речи представлены в Таблице 1.
Задания |
Всего баллов |
Уровень выразительности речи | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1 |
Диана Б. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
2 |
Ксения Г. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
высокий | |
3 |
Маша Е. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
4 |
Ира Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
5 |
Тимур К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
средний | |
6 |
Миша Г. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
7 |
Саша Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
9 |
высокий | |
8 |
Илья П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
средний | |
9 |
Валя З. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
средний | |
10 |
Олеся К. |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
11 |
Юлия К. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
8 |
средний | |
12 |
Витя Ф. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
3 |
низкий | |
13 |
Коля Г. |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
низкий | |
14 |
Лариса П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
высокий | |
15 |
Роман П. |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
средний | |
16 |
Серёжа С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
низкий | |
17 |
Дарья С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
5 |
средний | |
18 |
Женя Т. |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
низкий |
Так, при выполнении первого задания по исследованию темпо-ритмической характеристики, большинство детей получили оценку в 1 балл, хотя задание было не сложным. Только 3(16,6%) дошкольника получили оценку в 2 бала.
Со вторым заданием, по определению возможности одновременной реализации движений и речи не справились 9(50,0%) дошкольников.
Третье задание было направлено на оценку ребенком собственного темпа речи, здесь не справились с заданием 2(11,1%) ребёнка.
С четвертым заданием, на определение способности ребенка к понижению и повышению голоса справились почти все, за исключением 3 (16,6%)дошкольников.
В пятом задании, на обследование мелодико-интонационных характеристик речи, получили 0 баллов 8(44,4%) дошкольников.
И в последнем задании, способность ребенка правильно расставлять логическое ударение, 0 баллов получили 5(27,7%) дошкольника.
Подводя итоги проведенному исследованию характеристик выразительности речи, можно сделать вывод, что самыми трудными были задания под номерами 2 и 5, это определение возможности одновременной реализации движений и речи, здесь не справились с заданием 9 дошкольников и развитие мелодико-интонационных характеристик речи. Таким образом, мы полагаем, что при разработке занятий с элементами театрализованных игр, необходимо уделить большее внимание на развитие именно этих характеристик выразительности речи.
Для вывода полученных результатов в итоговый этап эксперимента полученные результаты представлены в динамике (Приложение 2)
Данное исследование показало, что низкий уровень выразительности у 44,4%(8) испытуемых дошкольников, средний уровень 38,9%(7) и высокий уровень сформированности выразительности речи только у 16,7%(3) дошкольников.
Такие низкие результаты, по нашему мнению, получены из-за отсутствия методически разработанных занятий с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи дошкольников. Поэтому с учетом полученных результатов и выводов данной серии исследования, мы разработали занятия с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи. Мы считаем, что театрализованная игра позволяет решать многие задачи развивающих программ детского сада. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Следующая серия констатирующего этапа – разработка занятий с элементами театрализованных игр, направленных на развитие характеристик выразительности речи.
Проведенное исследование характеристик выразительности речи дошкольников показало, что у детей слабо развита выразительность речи, особенно такие характеристики речи, как возможность одновременной реализации движений и речи и мелодико-интонационные характеристики. Поэтому, мы решили, в основу занятий с элементами театрализованных игр положить развитие всех характеристик выразительности речи.
Тематика и содержание занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование воспитателя. Следующий этап исследовательской работы был формирующий. Темы для занятий с элементами игр, направленных на формирование выразительности речи представлены в Таблице 2.
Определившись с направлением формирования умений мы разработали ряд упражнений (Приложение 2), которые были включены в занятия с элементами театрализованных игр, направленных на формирование выразительности речи дошкольников.
Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи.
Занятия с элементами театрализованных игр, разработаны с целью использования театральной деятельности на занятиях и создание условий для формирования выразительности речи.
№№ |
Темы занятий |
1 |
Музыкальное занятие «1, 2, 3, 4, 5 – мимикой и жестами хотите в игры поиграть?» |
2 |
Занятие с элементами театрализованных игр по формированию интонационной выразительности «Волшебный чай» |
3 |
Занятие по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом» |
4 |
Театрализованное занятие «Сказочное путешествие с Незнайкой» |
5 |
Театрализованное занятие «Теремок» |
Для того, что бы понятнее было чему учить дошкольников мы составили таблицу формирования умений для развития характеристик выразительности речи, показывающую, чему, необходимо учить младших школьников (Таблица 3).
Данные занятия должны обеспечить решение следующих задач:
Характеристики выразительности речи |
Формируемые умения | |
1 |
Ритмико-интонационная структура текста - совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи |
Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи. |
2 |
Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный). |
Умение определять основной тон высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения. |
3 |
Тон (спокойный, взволнованный, заинтересованный и т. п.). |
Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность. |
4 |
Громкость (нормальная, слишком тихая, слишком громкая). |
Умение характеризовать громкость речи в соответствии с условиями общения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи. |
5 |
Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного). |
Умение распознавать выделенные логическим ударением слова. |
6 |
Паузы (реальные и нереальные, сознательные или несознательные |
Умение определять уместность и характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз. |
7 |
Ритм (плавный, ровный или неровный). |
Умение описывать ритм речи. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения. |
8 |
Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный). |
Умение определять свойства темпа в соответствии с условиями общения. |
9 |
Невербальные средства общения и речевой этикет. |
Умение выражать эмоции известными интонационными средствами |
Принципы театрализованных занятий:
Виды театральной деятельности, используемые на занятиях для развития интонационной выразительности речи:
Таким образом, в основу занятий с элементами театрализованных игр заложено развитие всех характеристик выразительности речи.
Цель организации работы: формирование выразительности речи посредством театрализованных игр.
Задачи этапа исследования: