Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования являются социально-психологические механизмы, влияющие на развитие и коррекцию сферы общения дошкольного возраста.
Цель заключается в изучении основных социально-психологических механизмов, которые позволяют осуществить коррекцию сферы общения.
Задачи исследования:
1) Анализ различных подходов к проблеме общения дошкольников со сверстниками.
2) Проведения исследования, направленного на изучение общительности детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава 1: Теоретические основы развития общения детей дошкольного
возраста со сверстниками.
1.1 Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной
психологии.
1.2 Анализ проблемы общения дошкольников со сверстниками в
отечественной психологической науке.
1.3 Развитие форм общения дошкольника со сверстниками в онтогенезе.
1.4 Отличительные особенности общения дошкольников со сверстниками.
Глава 2: Экспериментальное изучение общения дошкольников со
сверстниками.
2.1 Организация и методика исследования.
2.2 Диагностика общения дошкольников со сверстниками.
2.3 Развитие общения дошкольников со сверстниками.
2.4 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на
развитие общения дошкольников со сверстниками.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Общение детей дошкольного возраста со сверстниками.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

Пожелания

«Когда-то давным-давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте поиграем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — очень могущественные, и все ваши пожелания когда-нибудь сбудутся. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что ребенком успеет побывать каждый из вас.

Комплименты

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза  соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Конкурс хвастунов

Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с  вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас, подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно неважна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Неважен также и масштаб этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости воспитатель может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок).

 

7-й этап. Помощь в совместной деятельности. На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Нередко в педагогической практике программы по нравственному развитию предлагается начинать с организации совместной деятельности, когда дети объединяются друг с другом в процессе выполнения определенного задания. Общение в таком случае строится по поводу какого-нибудь предмета, что исключает возможность непосредственного взаимодействия и может провоцировать повышение демонстративности и конкурентности.

В нашей программе  занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, широко используется игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны всячески помогать ему (при аппликации — вырезать необходимые детали, при лепке — разминать пластилин, лепить отдельные детали, при мозаике — подыскивать элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Угадай-ка

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с  вами поиграем в игру «Угадай-ка», —  говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.

Мастер и  подмастерья

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина

Воспитатель приносит большой  лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

2.4 Анализ результатов формирующих воздействий, направленных на развитие общения дошкольников со сверстниками.

Рассмотрим результаты по методике изучения общительности как характеристики личности.

Показатели общительности  у детей 6-7 лет.

Таблица №2

Возраст детей

Уровень развития общительности

очень низкий

(20-50 баллов)

низкий

(50-80 баллов)

средний

(80-110 баллов)

высокий

(110-140 баллов)

6 – 7 лет

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

-

-

-

-

7

35

13

65


 

На контрольном этапе  исследования получились следующие  данные.

Количество детей, имеющих  высокий уровень развития общительности, немного увеличилось – на 5%.

Количество дошкольников, имеющих средний уровень развития общительности, также увеличилось на 5%.

Детей с низким уровнем  развития общительности на контрольном  этапе не оказалось.

 

После проведенной работы все дети, в том числе и дошкольники, у которых был выявлен низкий уровень развития общительности, стали более открыты, доброжелательны, отзывчивы. Они стали больше играть, научились самостоятельно разрешать многие конфликты. Ребята стали больше обращать внимание на желания, потребности, интересы другого. Стали больше помогать друг другу (и не только в игре, но и в реальной жизни). Научились видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Климат в группе заметно улучшился.

Можно сказать, что в  процессе экспериментального исследования все задачи решены и наша гипотеза подтвердилась.

 

Заключение.

В дошкольном возрасте общение  со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером  по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

На протяжении дошкольного  возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды

2. Базылевич К индивидуальным предикторам речевого развития дошкольников. Мир психологии № 4 2007.

3.Бурменская Г. В., Евдокимова  Л. В. Формирование комбинаторного  мышления у младших школьников  и подростков. Вопросы психологии  № 2 2007.

4.Возрастные особенности психологического развития детей./ Под. ред. Дубровиной И. В., Лисиной М. И., М., 1982

5.Деятельность и взаимоотношения  дошкольников./Под. ред. Т. А.  Репиной, М., 1978.

6.Ж. Пиаже Избранные  психологические труды

7.Карабанова О. А.  Закономерности речевого онтогенеза ребенка в «детской психологии»К. И. Чуковского Психолог в детском саду № 1 2007.

8.Лисина М. И. Общение,  личность и психика ребенка.  Москва – Воронеж, 1997.

9.Лисина М.И., Смирнова  Р.А. Формирование избирательных  привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.

10.Леонтьев А. Н.  Психическое развитие в дошкольном  возрасте// Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1983.

11.Леско Е. Е., Столярова  Э. И. Специфика реализации  речевых навыков 4-5 летних детей в диалоге со взрослым. Психологический журнал № 3 2008.

12.Мухина В. С. Психология  дошкольника.- М., 1975.

13.Развитие общения  дошкольников со сверстниками./ Под.  ред. Рузской А.Г., М., 1989.

14.Развитие общения  у дошкольников/Под ред. А.В.  Запорожца, М.И. Лисиной

15.Развитие образа  себя, образа сверстника и взаимоотношений  детей  в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

16.Репина Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

17.Смирнова Е. О., Галигузова  Л. М. Ступени общения. М., 1992.

18.Смирнова Е. О.  Генезис общения ребенка от  рождения до 7 лет в исследованиях  сотрудников психологического института  Вопросы психологии № 2 2004.

19.Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997.

20.Смирнова Е. О.  Психология ребенка: Учебник для  педвузов и педучилищ. – М., 1997.

21.Смирнова Е. О.  Особенности общения с дошкольниками.  М., 2000.

22.Смирнова Е.О., Калягина  Е.А. Особенности отношения к сверстнику

 у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1988. - №3.

23.Спок Б. Ребенок  и уход за ним. М., 1971.

24.Ушакова Т. Н., Бэртнева  З. С. Психологическое содержание  речи ребенка 3 – 5 лет. Вопросы психологии № 2 2000.

25.Ушакова Т. Н. Истоки и первые шаги в развитии общения. Психологический журнал № 3 1999.

26.Эльконин Д. Б.  Избранные психологические труды.  – М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение № 1.

 Показатели общительности у детей 6-7 лет ( к таблице № 1).

7

Войнов Д.

28

28

23

24

25

128

8

Гулимов Ж.

27

28

25

21

23

124

9

Доровской Д.

17

19

15

22

12

85

10

Есиков С.

21

23

20

24

21

109

11

Кабанова Л.

28

26

26

28

25

133

12

Кантемирова А.

19

18

20

17

14

88

13

Каретникова А.

28

27

27

28

23

133

14

Козочкин С.

26

26

28

26

24

130

15

Кокорева К.

25

24

16

17

21

103

16

Колосова К.

23

20

18

21

21

103

17

Кончикин С.

28

28

24

25

23

128

18

Конюхова Н.

27

26

24

25

24

126

19

Кордюкова О.

15

19

20

17

15

86

20

Маликова Н.

12

15

17

16

14

74

Информация о работе Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками