Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 829.85 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоритические  аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5

1.1. Общие  понятия «лексики» и «словаря» 5

1.2. Онтогенез  формирования словаря 6

1.3. Общая  характеристика словаря детей  4-5 лет 12

Глава 2. Экспериментальное  исследование словаря детей 4-5 лет 14

2.1. Характеристика  детей группы исследования 14

2.2. Описание  методики и процедуры исследования 17

2.3. Анализ  результатов исследования 23

Заключение 29

Список литературы 31

Приложение  33

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена  тем, что с каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития.

Развитие речи является одним  из самых важных приобретений ребенка  в дошкольном детстве и рассматривается  в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и  обучения детей, его самым тесным образом связано с развитием  сознания, познанием окружающего  мира, развитием личности в целом.

Свободная устная речь опирается, прежде всего на владение достаточным  словарным запасом.

Овладение словарным запасом  составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре  отражается содержание речи. Слова  обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с  ними. Дети усваивают слова, необходимые  для их жизнедеятельности и общения  с окружающими.

Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и  их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность  словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана  со всей воспитательно-образовательной  работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах  детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет  его чувства, организует социальный опыт.

Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку  именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов.

Роль слова как важнейшей  единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка  определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Развитие словаря способствует успешному обучению русскому языку  в начальной школе. Чем богаче словарный запас ребенка тем  легче ему овладеть умениями и  навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е.И. Тихеевой, О.И Соловьевой, М.М.Кониной, В.И. Яшина, Н.П. Иванова  и д.р., и уточнены в последующие  годы.

Объект исследования: процесс  развитие речи детей дошкольного  возраста.

Предмет исследования: содержание и методы исследования словаря детей 4-5 лет.

Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей  среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие лексики  и словаря.

2. Изучить характерные  особенности словаря детей 4-5 лет.

3. Подобрать и апробировать  методики по обследованию словаря  детей средней группы детского  сада.

4. Проанализировать результаты  исследования словаря детей. 

Методы исследования:

.Изучение и анализ  психолого-педагогической литературы.

. Беседы с детьми с  целью выявления уровня развития  словаря.

.Опытно - практическая работа.

 

 

Глава 1. Теоритические  аспекты исследования словаря детей 4-5 лет

1.1. Общие понятия  «лексики» и «словаря»

 

Слово - это номинативная единица языка, которая служит названием  предмета, его признака и действия. Лексика (от греч. lexicos - «словарный, словесный») - это совокупность слов, входящих в  состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика».

Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и  взаимообусловленных единиц одного уровня - лексическую систему. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно. Лексические единицы  входят в сеть разнообразных и  пересекающихся структурно-системных  отношений - в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует  не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью  выразить в речи свою мысль.

Наличие в языке одних  только слов не обеспечивает никакой  коммуникации. Главным условием осознания  речи является понимание ее смысла, ее значения. Знание является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления.

Различают грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения); лексическое значение слова, которое определяется как соотнесенность слова с соответствующим понятием, так и его местом в лексической системе языка; психологическое значение слова - это обобщенное отражение деятельности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, значения или умения как обобщенного образа действия [3 с.312].

Слова выполняют определенные функции:

1.  Номинативная, или дефинитивная, функция - является средством четкого обозначения, и тогда это простой знак, или средством логического определения - тогда это научный термин.

Слова, взятые вне системы  языка в целом, лишь в их отношении  к вещам и явлениям действительности служат различными знаками, названиями этих вещей, отраженных в общественном сознании.

2. Функция обобщения - как указывал Л.С. Выготский, «слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, а к целой группе или целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает» [6, с.89].

3. Коммуникативная функция - связывает с переходом от номинативной функции к семантическим формам самого слова.

Так, вещественное отношение  и значение слова могут расходиться. Это особенно ощутимо тогда, когда  слово не называет предмет или  явление, а образно его характеризует.

Вне зависимости от данного  употребления слово присутствует в  сознании со всеми своими значениями.

4.  Слово выражает оценку субъекта - круг экспрессивных оттенков, выражаемых словом, называется экспрессией слова. Она всегда лична, субъективна. Предметно-логическое значение слова окружено особой экспрессией, которая определяется в зависимости от контекста.

Таким образом, слово - это  основной элемент языка и речи, обладающий единством лексического, грамматического, психологического значения и выполняющий определенные функции.

 
1.2. Онтогенез формирования  словаря

 

Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием  мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием  всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре  ребенка рано появляются слова конкретного  значения, позднее – слова обобщающего  характера.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием  представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как  ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и  действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой  и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами  и явлениями, а также через  общение с взрослыми.

В настоящее время в психологической  и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки  развития речи определяются двумя процессами. Одним из них является неречевая  предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное  восприятие мира. Вторым важнейшим  фактором развития речи, в том числе  и обогащения словаря, выступает  речевая деятельность взрослых и  их общение с ребёнком..

Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости  от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается  ребёнком в процессе общения.

В конце первого и начале второго  года жизни ребёнка постепенно всё  большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. Однако в  этот период развития слова не ограничиваются друг от друга, реакция происходит на весь комплексов слов со всей предметной ситуацией.

На начальной стадии реакция  на словесный раздражитель проявляется  в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный  раздражительВ этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов.

Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение».

В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение  комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации. В это период у ребёнка начинает быстро расти запас слов, который  к концу второго года жизни  составляет около 300 слов различных  частей речи.

Развитие словаря у ребёнка  происходит как в направлении  предметной соотнесенности слова, так  и в направлении развития значения. Первоначально новое слово возникает  у ребёнка как непосредственная связь между конкретным словом и  соответствующим ему предметом. Воспринимая новое слово, ребёнок  связывает его с предметом, а  в дальнейшем и воспроизводит  его.

В возрасте 1,5–2 года ребёнок переходит  от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования  вопросов типа «что это?», «как называется?». Несмотря на то, что к 3,5–4 годам предметная отнесенность слова у ребёнка  приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.

В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале  значение слова полисемантично. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определённой интонацией, жестами, которые  уточняют его значение.

Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры  значения слова. Известно, что слово  имеет сложное по своей структуре  значение. С одной стороны, слово  является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков действий. На значение слова оказывает влияние и связь с другими словами: унылая пора, веселая пора, короткая пора. Слово приобретает различные оттенки значения в зависимости от контекста и в зависимости от интонации.

В качестве основных выделяются следующие  компоненты значения слова:

1. Денотативный компонент, т.е.  отражение в значении слова  особенностей денотата.

2. Понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический компонент,  отражающий формирование понятий,  отражение связей слов по семантике.

3. Коннотативный компонент –  отражение эмоционального отношения  говорящего к слову.

4. Контекстуальный компонент значения  слова.

Не все компоненты значения слова  появляются у ребёнка сразу. В  процессе онтогенеза значение слова  не остается неизменным, оно развивается. Исследования показывают, что ребёнок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает  связь между конкретным предметом  и его обозначением.

Понятийный, концептуальный компонент  значения слова усваивается ребёнком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Постепенно ребёнок овладевает и контекстуальным значением  слова. Так ребёнок дошкольного  возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении с взрослыми  дети усваивают новые слова, уточняя  их значение и корректируя употребление старых.

Т.Н. Ушакова [7, с.92] выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу. Нулевой степенью обобщения являются имена собственные и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу второго года жизни ребёнок  усваивает слова первой степени  обобщения, обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств  – имен нарицательных.

В возрасте 3 лет дети начинают усваивать  слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного.

Примерно к 5–6 годам дети усваивают  слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения, которые являются более высоким  уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

Обогащение жизненного опыта ребёнка, усложнение его деятельности и развитие общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

Относительно объёма словаря у  детей того или иного возраста до сих пор не существует достаточно обоснованных данных. Объём живого индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению. Границы  его подвижны, фиксировать его  почти невозможно по причине большой  неопределенности расстояния между  тем, что ребенок знает, понимает и тем, что и как он употребляет  в разных речевых ситуациях.

Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет