Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.
Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31
В таблице, в соответствующей графе, фиксируем: « 5» - если ребенок назвал все шесть обобщающих понятий; «4»- если ребенок назвал от пяти до четырех обобщающих понятий; «3» - если ребенок назвал менее четырех обобщающих понятий; «2»- если ребенок назвал трех обобщающих понятий; «1»- если ребенок назвал одно обобщающее понятие.
Занятие 4. Назови детенышей животных
Ребенку предлагаем рассмотреть четыре картинки, на которых изображены лиса с лисенком, утка утенком, медведь с медвежонком, собака со щенком (см. Приложение 2). Сначала просим ребенка перечислить изображенных животных ( лиса, медведь, утка, собака). При этом указываем на изображение взрослых животных. Затем предлагаем ребенку закончить фразу, называя детеныша животного: « У лисы ( медведя, утки, собаки) - Лисенок ( медвежонок, утенок, щенок)».
В таблице, в соответствующей графе, фиксируем ответы детей: « 5» - если ребенок назвал всех детенышей и дополнительно еще два; «4» - если ребенок назвал детенышей четырех животных; « 3» - если ребенок назвал трех детенышей животных; «2» -если ребенок отвечает после уточнения вопроса; «1» - ели ребенок назвал одного детеныша животного.
Занятие 5. Назови профессии
Проводим обследование в следующем порядке:
. Предлагаем рассмотреть картинки: « У каждого взрослого человека есть своя профессия - дело, которое он хорошо умеет делать. Посмотрите на картинки и скажите, кем работают люди, изображенные на них» (см. Приложение 3). Поочередно указываем на картинку, а дети определяют профессии (повар, водитель, продавец, летчик).
. Задаем вопросы: твоя мама работает? Кем? Твой папа работает? Кем?
. Просим ребенка назвать любые известные ему профессии людей: « Какие еще профессии людей ты знаешь? Назови их?
В таблице, в соответствующей графе, фиксируем: «5» - если ребенок в целом по всем пунктам назвал пять и более профессий; «4» - если ребенок назвал четыре профессии; « 3» - если ребенок назвал менее трех профессий; «2» -если ребенок назвал две профессии и темп ответе замедлен; «1» - если ребенок назвал одну профессию или не назвал ни одной.
Чтобы выявить особенности запаса слов обозначающих признаки предметов детям давались следующие задания.
Задание 6. Назови какой (какая, какое, какие)
Словарь признаков
Детям предлагаем последовательно рассмотреть предметные картинки: воздушный шар, шапку, ведро, цветы. Попросить ответить на вопросы: какой? (к картинке с изображением шара); какая? (к картинке с изображением шапки); какое? ( к картинке с изображением ведра); какие? ( к картинке с изображением цветов).
Например: « Что это?» - «Шар». - « Шар какой?» - « Круглый, большой, красный, воздушный, легкий». И.т.п.
Ответы детей оценивались: « 5» - если ребенок назвал пять и более признаков; «4» - если ребенок назвал четыре признака; «3»- если ребенок назвал менее трех признаков задания выполняются с уточняющей помощью; «2» -если ребенок назвал менее одного признака с затруднением; «1»- если ребенок затрудняется ответить на задания.
Изучение умения подбирать
слова с противоположным
Задание 7. Игра « Наоборот»
Экспериментатор говорит: « Жил-был мальчик, который все говорил наоборот. Мама скажет: « У тебя руки грязные». А он отвечает: « Чистые».
Ему говорят: «Этот дом высокий», А он в ответ : «Нет , низкий»,
Давай поиграем в игру « Наоборот».
Ребенку предлагались следующие слова, и показывались соответствующие пары картинок: белый - черный, толстый - тонкий, широкий - узкий, старый - новый.
Оценивалось: «5» - если ребенок правильно закончил все четыре фразы; «4» - если ребенок правильно закончил три фразы; «3» - если ребенок правильно закончил две фразы; «2»- если ребенок закончил одну фразу с затруднением; «1»-если ребенок путается при ответе и не заканчивает ни на одной фразы.
Проверка глагольного
словаря проводилась в
Задание 8. Скажи, кто что делает?
Глагольный словарь
Детям предлагалось последовательно рассмотреть пять предметных картинок и сказать, кто изображен на каждом рисунке; что он делает (птица летит, заяц прыгает, рыба плавает, змея ползет, белка грызет ( или сидит) (см. Приложение 4). Оценивалось: «5» - если ребенок назвал все пять глаголов; «4» - если ребенок обозначил четыре действия; « 3» - если ребенку требуется повторение и он назвал три глагола; «2»- если ребенок назвал два глагола; «1» - если ребенок не смог дать не одного правильного ответа.
Дополнительно нами была использована
методика И.Д.Коненковой, которая давала
возможность выявить такие
1.Подбор определений
Инструкция: « Вот пальто (представляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, модное, красивое, коричневого цвета. А какая (какой, какое).
Оценка:
5 баллов - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 3-х определений;
балла - самостоятельно придумано к каждому из предложенных слов 1 определение, а по 2 определения -с помощью;
балла - к каждому из предложенных слов придумано по 2 слова с помощью в виде побуждающих вопросов, повторения инструкции;
балла - к каждому из предложенных слов придумано по 1 определению с помощью в виде побуждающих вопросов или контекстной подсказки; требуется повторение, расширение инструкции;
балл - неадекватные ответы, замены (девочка - « может есть девочка» ), помощь не используется.
Подбор синонимов.
Инструкция: « Посмотри на картинку. Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: « Старушка». Назови другим словом…»
3 Подбор антонимов
Инструкция: «Послушай слова: большой - маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот - маленький. Маленький, а наоборот -…?
Оценка для заданий № 4-5
5 баллов - по всем заданиям дан правильный ответ;
4 балла - встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса;
3 балла- большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
2 балла - часть ответов с уточняющей помощью, часть - с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции;
1 балл - неадекватные ответы, помощь не требуется.
4 Уровень обобщений
Инструкция: « Птицы - это живые существа. Тело птиц покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы. Голубь - птица, ворона- птица, воробей- птица, синица- птица, ласточка - птица ( сопровождается показом картинок). Всех этих существ (указание жестом) мы называем одним словом «птицы». А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом ( последовательно предъявляются серии картинок, в каждом по пять картинок).
Оценка для задания № 5
5 баллов- все задания выполнены самостоятельно, без ошибок;
4 балла- встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла- в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедленный;
2 балла - требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл- неадекватные ответы, помощь не используется.
Это задание оказалось
очень легким, и не вызвало большого
затруднения у детей. Почти все
дети правильно назвали
5 Многозначность слова
Инструкция: « У куклы - ручка, у двери - ручка, у чашки - ручка, у сумки - ручка ( экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка. А у каких предметов есть…»
Оценка для задания № 5
5 баллов - самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово;
балла - самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово;
балла - самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки, в отдельных случаях требуются повторение инструкции;
балла - все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;
балл - неадекватные ответы, помощь не используется.
Ответы детей нами фиксировались в протокол (см. Приложение 5), общие результаты всех детей мы занесли в таблицу 1, 2 (см. Приложение 6) и проанализировали. Для наглядного представления нами была составлена диаграмма № 1, в которой отражены результаты обследования детей.
Диаграмма 1. Результаты обследования детей средней группы
Из данных диаграммы и
таблиц № 1, № 2 видно, что очень легким
для детей оказалось задание
название предметов. Почти все дети
правильно назвали
Также сложность у детей возникла и при задании скажи наоборот. В этом задании никто не закончил правильно все четыре фразы. Были такие ошибки как, дом не высокий, низкий, а большой, маленький, у грибка ножка не толстая, тонкая, а то же большая маленькая. Три ребенка смогли закончить только по одной фразе и то с затруднением.
Задание назови части предметов
оказалось значительно труднее
первого. Только двое детей правильно
назвали все части
Задание на обобщение оказалось легким, девять детей ответили правильно без ошибок. Восемь детей при ответе «одежда», начинали свой ответ « юбка, платье, куртка», им требовалось повторить вопрос. И только два ребенка не смогли дать обобщающие понятия «мебель», «обувь», «одежда».
Задание назови детенышей не вызвало большого затруднения. Десять детей назвали всех детенышей и дополнительно еще два. Остальные смогли назвать лишь по три детеныша, затруднения вызвал детеныш у лисы, так же были такие ошибки в ответах как, собака «собаченек».
Задание назови профессии вызвало интерес у детей. Половина детей назвали все профессии и дополнительно еще 2-3 профессии, а остальные смогли назвать только наглядные профессии.
При выполнении задания кто что делает. В этом задании мы видим, что только трое детей назвали все пять глаголов без ошибок. У большинства детей затруднение вызвал глагол « ползет», они не смогли подобрать этот глагол, вместо «заяц прыгает» отвечали «заяц скачет».. А еще троим, требуется повторение и они назвали только три глагола.
Результаты ответов детей по методике И.Д.Кононенковой отображены в таблице № 3, № 4, № 5, № 6. № 7 (см.Приложение № 7).
Задание подбор определений, показало, что это задание было трудным для детей и мы видим, что все дети не смогли справиться самостоятельно, были побуждающие вопросы и повторение инструкции. Только один ребенок давал неадекватные ответы (рубашка- кофта, дом- избушка).
В выполнении задания побора синонимов мы видим, что самое большое затруднение вызвало у детей подбор синонимов к словам «плачет», «шагает».
Большинство заданий выполнялись с уточняющей помощью, темп выполнения был замедленный, требовалось повторение инструкции. Только двум детям, Жаля А. и Коля Г. не требовалась помощь, так как ответы были неадекватны (большой - большенький, плачет - плачется).
Задание подбор антонимов оказалось легче предыдущего. У большинства детей встречались ошибочные ответы, которые исправлялись самостоятельно. Затруднение в подборе антонимов, вызвали слова медленно, высоко.
Задание многозначность слова. В этом задании мы видим, что из всех предложенных слов, только к слову «ножка» были самостоятельно названы предметы. Большее затруднение вызвали многозначные слова «носик», «горлышко», предметы назывались после контекстной подсказки, в отдельных случаях требовалось повторение инструкции. Неадекватные ответы дали Жаля А. Коля Г.
Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет