Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 03:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие лексики и словаря.
2. Изучить характерные особенности словаря детей 4-5 лет.
3. Подобрать и апробировать методики по обследованию словаря детей средней группы детского сада.
4. Проанализировать результаты исследования словаря детей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоритические аспекты исследования словаря детей 4-5 лет 5
1.1. Общие понятия «лексики» и «словаря» 5
1.2. Онтогенез формирования словаря 6
1.3. Общая характеристика словаря детей 4-5 лет 12
Глава 2. Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет 14
2.1. Характеристика детей группы исследования 14
2.2. Описание методики и процедуры исследования 17
2.3. Анализ результатов исследования 23
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 829.85 Кб (Скачать файл)

По результатам данного  исследования по методике И.Д.Коненкова, из таблицы № 3, № 4 мы видим, что большинство  детей выполняли задания с  уточняющей помощью, темп выполнения был  замедленный, требовалось повторение инструкции. Только в определении  обобщения основная масса детей  справилась. По результатам таблицы  составим диаграмму 2 на которой наглядно видно, что только 23% детей справились с заданием многозначности слов, 70% показали уровень обобщения, 65 % детей  средней группы справились с заданием подбора сравнений, и только 40% детей  справилось с заданием подбора синонимов  и антонимов.

Диаграмма 2. Результаты исследования словаря детей средней группы.

 

Проведя исследование нами были проанализированы результаты всего  исследования, что было занесено в  таблицу № 8 см. Приложение 8.

На основе анализа детских  ответов были выделены следующие  уровни развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

Высокий уровень (от 48 до 58 Баллов) ребенок правильно называет предъявленные предметы, их части, действия или состояния ; называет более двух признаков, умеет дифференцировать обобщающие понятия; умеет сопоставлять предметы правильно подбирает слова с противоположным значением, умеет выбирать подходящее по смыслу слово, понимает разные значения многозначного слова.

Средний уровень ( от 38 до 48 баллов) правильно называет предметы и некоторые их части, употребляет соответствующие глаголы для обозначения действия или состояния; может назвать, один-два признака предмета, правильно использует обобщающие слова, может подобрать слова с противоположным значением, с помощью взрослого подбирает слова близкие по смыслу, способен понять разные значения многозначного слова.

Низкий уровень (менее 38 баллов)- ребенок затрудняется в назывании предметов и их частей, действий или состояний, называет один признак предмета ,выраженный названием цвета или размера, допускает ошибки в употреблении обобщающих понятий и антонимов, затрудняется в подборе близких по смыслу слов и понимании значений многозначных слов.

Таким образом, сопоставив результаты проведенного исследования было выявлено:  Высокий уровень имеют 11 детей, что  составляет 57 % . Средний уровень  имеют 6 детей, что составляет 32 %. Низкий уровень имеют 2 ребенка, что составляет 11 %

уровень

Количество детей

%

высокий

11

57

средний

6

32

низкий

2

11


 

Вывод по 2 главе:

Нами было проведено обследование особенностей развития словаря детей 4-5 лет в детском саду № 187 г. Хабаровска. В исследовании участвовало 19 детей. Для обследования нами были применены методики Т.И Гризик, И.Д.Коненковой и Архиповой.

В результате нами было выявлено, что высокий уровень имеют 11 детей, что составляет 57 % . Средний уровень имеют 6 детей, что составляет 32 %. Низкий уровень имеют 2 ребенка, что составляет 11 %.

Трудности у детей обследуемой  группы возникли при подборе синонимов, антонимов а также при определении  многозначности слов.

В общем можно сказать, что в обследуемой группе у  основной массы детей  развитие словаря  соответствует возрастной норме, только двоим ребятам необходима работа с логопедом.

Заключение

 

Слово – как лексическая  единица представляет собой систему  взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово  – как грамматическая единица  – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует  свои знания о нем не только в  лексике, но и в грамматике. Абстрактные  грамматические значения позволяют  выражать сложные оттенки мысли  в наиболее компактной форме.

Как и в норме, так и  в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и  многообразный процесс. Дети не сразу  и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных  стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже  усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных  норм у детей.

До определенного момента  детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании  такого материала языка, как морфологические  элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся  формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование  морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться усложненным, т.е. осуществляется их лексикализация.

Словарь дошкольников активно  обогащается за счет слов, придуманных  ими. Словотворчество составляет важнейшую  особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о  том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете  закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В начале данной работы была поставлена задача выявить особенности  развития словаря детей 4-5 лет. Для решения этой задачи мы организовали и провели экспериментально-опытную работу.

В результате нами было выявлено, что высокий уровень имеют 11 детей, что составляет 57 % . Средний уровень имеют 6 детей, что составляет 32 %. Низкий уровень имеют 2 ребенка, что составляет 11 %.

Трудности у детей обследуемой  группы возникли при подборе синонимов, антонимов а также при определении  многозначности слов.

В общем в обследуемой  группе у основной массы детей  развитие словаря соответствует  возрастной норме, только двоим ребятам  необходима работа с логопедом.

Таким образом, в результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации  специализированной помощи по развитию и активизации словаря.

Из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных результатов и подобранные нами методики способствовали определению словаря детей 4-5 лет.

 

Список литературы

 

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2006.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет - М., 1999.

3. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М. – Воронеж, - 2001. – С.7.

4. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.

5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. – С. – Пб, 1993.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи - М., 1975.

7. Громова О.Е. , Методика формирования начального детского лексикона.- м., 2003.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

9. Жукова Н.С. Формирование устной речи. - М., 1994

10. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975

11. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. - М., 2004.

12. Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. – Л., 1987.

13. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – С. – Пб., 2001.

14. Логинова В.И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М., Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

15. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967

16. Лурия А.Р. Развитие значения слов //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 195.

17. Ляховская Ю. С. Особенности словаря старших дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 223.

18. Основы логопатологии детского возраста /Под ред. Корнева А.Н.– С.- Пб., 2006.

19. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2007.

20. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2002. – 48с.

21. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199

22. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С. 131-132

23. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М., 2000.

24. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. – М., 2005. – С.36.

25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – С. 35.

26. Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26-27

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Приложение № 3

 

 

Приложение № 4

 

                                                      

 

 

Приложение 5 

 

Протоколы обследования словаря детей 4-5 лет

 

Юля К. 5 лет.

1.Активный словарь.

1.1 Конкретные существительные.

Посуда: чашка, кастрюля.

Одежда: рубашка, носки, шапка.

Обувь: сапоги, тапки, ботинки.

Животные: лев, волк, лиса, медведь, тигр.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец, лук, морковка.

Птицы: петух, курицы, гуси, страус.

Транспорт: не названо.

Фрукты: груша.

1.2. Обобщающие понятия:  посуда.

1.3. Существительные, обозначающие  части тела, части предметов.

Части тела: голова, руки, ноги.

Части одежды: не названо.

Части автомобиля: не названо.

1.4. Название профессий:  повар, продавец.

1.5. Глагольный словарь.  Употребление глаголов при ответах  на вопросы.

Что делаешь в течение  дня? Не названо.

Кто как передвигается? Не названо.

Кто как кричит? Утка крякает. Собака гавкает.

1.6. Прилагательные.

Название цветов: розовый, голубой.

Название формы: круглый, треугольный, квадратный.

Низкий уровень развития активного словаря.

Таня Н. 4 года.

1.Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки.

Обувь: сапоги, ботинки.

Животные: слон, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, кровать.

Овощи: помидор, огурец.

Птицы: гуси, сова, утка.

Транспорт: автобус.

Фрукты: груша.

1.2. Обобщающие понятия:  одежда, обувь.

1.3. Название профессий:  не названо.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: красный, зеленый.

Низкий уровень развития активного словаря.

Денис М. 4 года.

1.Активный словарь.

1.1. Конкретные существительные.

Посуда: чашка, ножи, кастрюля.

Одежда: шапка, носки, костюм.

Обувь: сапоги, сандалии, туфли, ботинки.

Животные: слон, бегемот, лиса, медведь.

Мебель: стол, стул, полка, кровать.

Овощи: огурец, морковка.

Птицы: петух, курицы, гуси, утка.

Транспорт: грузовик.

Фрукты: вишня.

1.2. Обобщающие понятия:  не названо.

1.3. Название профессий:  врач, строитель, продавец.

1.4. Прилагательные.

Название цветов: белый, синий, зеленый.

Информация о работе Экспериментальное исследование словаря детей 4-5 лет