Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключаются в исследовании влияния форм урока на качество знаний учащихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: традиционная форма урока помогает в формировании базовых понятий курсов истории: адаптирует материал к возрастным особенностям учащихся; позволяет применять полученные учащимися знания в жизни; развивает интеллект, эрудицию, расширяет кругозор учеников. Нетрадиционные формы урока способствуют развитию познавательного интереса, стимулируют активность учащихся. Учителю следует использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы урока.

Содержание

Введение
Глава I. влияние формы организации урока на повышение качества знаний.
1. Урок как целостная система
2. Влияние традиционного урока на качество знаний
3. Требования к традиционному уроку
Глава II. Общая характеристика нетрадиционных уроков.
1.Особенности нетрадиционных уроков
2. Модели нетрадиционных уроков
3. Методические аспекты использования игры в обучении истории
4. Применение компьютерных технологий на уроке истории
Глава III. Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках.
1. Организация исследования
2. Анализ результатов исследования
3. Выводы и рекомендации по использованию различных форм урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая организационные формы.docx

— 90.62 Кб (Скачать файл)

- процесс поиска истины  должен быть строго обоснованным. Умозаключения учащихся и учителя  доказательными;

- в процессе учения  надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении  цели, умение вести себя в коллективе [8 , C. 69].

Требования к технике  проведения современного урока можно  сформулировать так:

1) урок должен быть эмоциональным,  вызывать интерес к учению, воспитывать  потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока  должны быть оптимальными, действия  учителя и учеников завершенными;

3) необходим полный контакт  во взаимодействии учителя и  учащихся на уроке, педагогический  такт (недопустимы прямые и косвенные  оскорбления учащихся); 

4) создать атмосферу доброжелательности  и активного творческого труда;

5) менять по возможности  виды деятельности учащихся, оптимально  сочетать разнообразные методы  обучения;

6) обеспечить соблюдение  единого орфографического режима, принятого в школе;

7) управлять учебным процессом  на уроке. Большую часть урока  активно работают учащиеся [28, C. 71].

Таким образом, традиционная форма урока является классической, а реализация предложенной совокупности требований к системе уроков обеспечит  необходимый уровень организованности, а, следовательно, и качества урока  в современной школе. Однако, необходимо помнить, что в процессе образования  значительную роль играет творческий подход. 

 

 

Глава II. Общая характеристика нетрадиционных

уроков. 

 

1. Особенности нетрадиционных  уроков.

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному  потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой  среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко  мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить  постоянный поиск, цель которого найти  новые формы и причины позволяющие  слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования  учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать  концепцию, которая предполагает необходимость  обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным  осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого  обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными  и в то же время эффективными [9, C. 25].

Нетрадиционные формы  урока, реализуются, как правило, после  изучения какой – либо темы или  нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной  обстановке. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создаёт атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снижает психологический  барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы  урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а  также реализуются с непременным  использованием средств слуховой и  зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Нетрадиционные уроки  помогают учителю:

- осуществлять контроль  знаний, умений и навыков, учащихся  по определённой теме;

- обеспечить деловую, рабочую  атмосферу, серьёзное отношение  учащихся к уроку;

- предусмотреть минимальное  участие на уроке учителя [14, C. 43].

Нетрадиционный подход к  преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа  и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет  формировать более глубокий интерес  к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной  литературной речью, они не боятся высказывать  своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой  взгляд…».

Маленькие самостоятельные  отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его  участниками.

Идя на каждый урок, учитель  истории должен помнить слова  В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной  истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом  своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие. Важно определить для себя первоочередные задачи: как  сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как  не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность  ощутить радость открытий, воспитать  потребность узнавать всё больше и больше.

Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая  в жизнь, ученик радуется новому, ему  интересно. Но проходит время, и наступает  «перенасыщение» знаниями, которые  начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к  учёбе и рождается обычный  троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность  учебного материала [10, C. 18].

Сегодня практически любой  учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное  и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта  усиления самостоятельной творческо-поисковой  деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется  под влиянием, прежде всего, усиливающейся  роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону  необычных игровых форм преподнесения  материала. Действительно, учитель  в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени  не за книгой и в библиотеке, а  за компьютером, причём в позиции  активного игрока.

С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы  к решению и оценке проблем  прошлого, выбор пути развития в  тот или иной период, прогнозирование  событий и явлений, нравственно-этические  оценки личностей и хода событий. Обсуждение эти вопросов на уроке  невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения и творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего [13, C. 54].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная  форма урока», не имеет чёткого  определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный  урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».

Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных  форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока  и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под  нестандартными формами урока подразумеваются  формы урока, появившиеся в последнее  время и завоёвывающие всё  более прочные позиции в современной  школе.

Ни тот ни другой подходы  не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.

В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные  формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).

Г.К. Селевко предлагает рассматривать  нестандартные формы урока как  «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные  на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[26, С. 132].

Нестандартные формы урока  могут стать основой для продолжения  одного из серьёзнейших претворений  современной образовательной системы  между потребностью общества в новых  подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью  сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Таким образом, большинство  методистов отмечают, что с одной  стороны, использование нестандартных  форм урока способствовало решению  задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к  снижению уровня образованности, так  как, несмотря на высокую степень  эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они  имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует  о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком  частое обращение к ним может  дать обратный результат. Это объясняется  различным потенциалом нестандартных  форм урока в реализации целей  обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [21, C. 16].   

 

2. Модели нетрадиционных  уроков.

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами  организации учебных занятий  ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что  урок – нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации  урока, подготовка и проведение таких  уроков требует много сил, энергии, времени.

Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие  формы урока, как:

- уроки-семинары;

- зачёты;

- конкурсы;

- путешествия;

- интегрированные уроки;

- занятия-конференции;

- диспуты;

- ролевые игры;

- урок фантазирования;

- деловая игра;

- урок взаимообучения;

- пресс-конференция;

- урок открытых мыслей;

- урок-соревнование;

- урок-КВН;

- урок творчества;

- урок спектакль;

- урок-диалог;

- мозговая атака;

- урок-лекция (проблемная; визуальная; лекция вдвоем).

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность  заметно повышается благодаря использованию  групповой работы [7, C. 32].

Семинар - это:

- вид ученических занятий,  обсуждение учащимися под руководством  преподавателя подготовленных сообщений  или докладов;

- форма ученического процесса, построенная на самостоятельном  изучении учащихся по заданию  руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим  оформлением материала в виде  доклада, реферата и его совместного  обсуждения.

Семинар-исследование – форма, смысл которой заключается в  приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс  компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать » [].

Семинар – исследование включает три этапа и часто выходит  за временные и содержательные рамки  одного двух уроков:

1 этап. Подготовительная  работа:

- постановка задачи;

- формулирование исходной  проблемы;

- планирование семинара;

2 этап. Обсуждение темы  семинара:

- реализация функций семинара (позновательно-исследовательная, воспитательная, практическая, методическая).

3 этап. Заключительный - ориентирующий:  

- оценка семинара и  участников;

- определение степени  завершённости изучение темы;

- вычисление вопросов, подлежащих  дальнейшему исследованию.

Семинар – исследование может  в каких-то аспектах усиливаться  или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес  учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целеноправлено искать ответы на сложные жизненные  вопросы.

Также в современной школе  практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

Выражение «за круглым  столом» рассматривается как  встреча, совещание:

- «на равных правах, условиях»;

- формы публичного обсуждения  или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются  в определённом порядке;

- «совещание, обсуждение  чего-либо с равными правами  участников»;

Термин позволяет вычислить  три его составляющих:

1) неразрешённый вопрос;

2) равномерное участие  представителей всех заинтересованных  сторон;

3) выработка приемлемых  для всех участников предложений,  рекомендации по обсуждаемому  вопросу.

Информация о работе Эксперимент по сравнению итогов усвоения материала на традиционных и нетрадиционных уроках