Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат
Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1. Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43
Рис. 3. - Показатели эстетического развития детей контрольной группы
На основании данных диагностики
было определено, что у детей в
контрольной и
Анализ результатов исследования
Контрольный эксперимент был проведен с целью определения эффективности разработанной методики эстетического развития в процессе восприятия произведений искусства, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.
Задачи контрольного эксперимента:
Индивидуальная динамика
результативности контрольной диагностики
в контрольной и
Рис. 4. - Индивидуальная динамика результатов контрольной
диагностики детей экспериментальной группы
Рис. 5. - Индивидуальная динамика результатов контрольной
диагностики у детей контрольной группы
Рисунок гистограммы показывает, что в экспериментальной группе произошли изменения. Улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат повысился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное повышение случилось еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат повысился на 5 баллов.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты повысились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить, что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.
Общую картину разделения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням эстетического развития можно увидеть в таблице 3 и в таблице 4/ Приложение/.
В экспериментальной группе
трое детей переместились на высокий
уровень, пятеро детей с низкого
на средний ребенок улучшил свои
результаты до высокого уровня. Двое детей
остались по-прежнему на высоком уровне,
но у них произошли изменения
в результатах отдельных
В контрольной произошли изменения. Что значит, что один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей итог был хуже чем на констатирующем этапе диагностики.
Разделение детей по уровням эстетического развития по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 6.
Рис. 6. - Разделение детей экспериментальной группы по уровням
эстетического развития
Полученные данные были обработаны на предмет их достоверности, что подтвердили производимые расчеты с помощью t – критерия Стьюдента. Из вышесказанного можно предположить об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы отметили для себя дальнейшую работу по развитию эстетического восприятия.
Для продолжения исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 9 человек в каждой.
В начале формирующего эксперимента была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.
Целью формирующего этапа
опытно-экспериментальной
Для характеризации эстетическхй представлений, надо рассмотреть те качества ребенка, наличие которых необходимо для выполнения конкретной деятельности. Такими способностями являются:
Так как восприятие произведений искусства вызывает сопереживание тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.
При помощью развития эстетических представлений у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, имена композиторов;
В восприятии художественных произведения запоминали имена художников узнавали их при показе.
Занятие №1
Цель: Развитие эстетических представлений и сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.
Задачи:
Учить откликаться на музыку эмоционально.
Развивать творческие и музыкальные способности детей.
Развивать умения определения того или иного образа.
Ход урока.
При проведении констатирующего эксперимента дети слушают музыку которая им предлагалась во.
Педагог: Здравствуйте, дети! Понравилась ли вам музыка, которая встретила вас?
Дети: Да!
Педагог: А что вы чувствуете, когда она звучит? Как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка?
Дети: Она плавная, нежная, красивая и лёгкая.
Педагог: А какие именно движения можно придумать под эту музыку?
Дети: Движения должны быть свободные, плавные, можно кружиться, мы как будто на балу.
Педагог: Попробуйте поимпровизировать….
Звучит “Вальс цветов” и дети врассыпную придумывают движения.
Педагог: Молодцы ребята, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки, не делали резких скачков, а двигались мягко и плавно. А кто может сказать, как называть человека сочиняющий музыку?
Дети: Это композитор!
Педагог: Отлично! Эта музыка была написана великим русским композитором П. Чайковским. А вы знакомы другими произведениями этого композитора?
Дети: “Болезнь куклы”, “Утренняя молитва”.
Педагог: Правильно! А движения под музыку как называются?
Дети: Танец!
Педагог: Молодцы! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И теперь мы с вами станем частичками одного огромного цветка.
Дети: Его лепестками!
Педагог: Итак, какой цветок вы хотите изображать?
Дети: Ромашку! Розу!
Педагог и дети вставая в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их мягкими и свободными, похожи на лепестков. Нужно сделать 4 маленьких шага в центр круга, присесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад. Потом плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательным условием является то, что каждый должен сделать все движение одновременно и синхронно.
Педагог: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?
Звучит «Шествие кузнечиков» Прокофьева С. С.
Дети: Она задорная, весёлая, быстрая!
Педагог: Конечно! Её написал русский композитор Прокофьев. Какие произведения этого композитора мы еще знаем
Дети: «Дюймовочка», «Марш Бармалея».
Педагог: Правильно! Как же нам двигаться под эту музыку?
Дети: Наверное…прыжками!
Педагог: Хорошо. Тогда вначале мы будем двигаться, как кузнечики…
Дети: Будем прыгать!
Педагог: Прекрасно! Сегодня вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания! [7; 110].
Занятие №2.
Интегрированное занятие по музыке и ритмике "Древняя магия хоровода"
Цели:
учить детей слушать и слышать музыку;
эмоционально, выразительно исполнять песни, самостоятельно продумывая их исполнительский план в процессе двигательной импровизации;
развивать эстетические представления.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать любовь к народному танцу. Способствовать развитию творческих проявлений;
формировать у детей интереса изучать традицию и историю своего народа;
способствовать формированию у детей восприятия народной культуры как целостного мира, гармонично объединяющего в единый круг философию, труд, быт и праздник наших предков.
Образовательные:
развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
Оформление: предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетеные кружева, деревянные расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки, глиняные свистульки.
Ведущая (хозяюшка) в русском костюме обращается к детям.
Ход занятия
Вед. Здравствуйте, дети. Я рад встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отправилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?
Дети: На машине, самолете, пароходе.
Вед. Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наше воображение, смекалка, фантазия и знания. Давайте встанем друг за другом, и представим, что мы все едем в поезде. Этот поезд не простой – волшебный.
(Под звуки поезда дети изображают его движение)
Вед. Ребята, наш поезд перенес нас в удивительное прошлое, в те времена, когда в избах готовили вкусные блины прямо в печке, пряли пряжу на веретене, развлекали гостей игрой на ложках.
Ой, посмотрите, что мы видим? Это же русская изба. А кто же в ней живет?
Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать!
Вед. Ребята, давайте споем хозяйке нашу песенку про гостей.
(“Игра в гости”)
Хозяюшка. Проходите гости дорогие, усаживайтесь поудобнее. Нравится вам моя изба?
Здесь и ложки расписные,
Занавески кружевные,
Тут стоит веретено
Здесь уютно и тепло.
В старые добрые времена был такой традиций у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, “от скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.
Весело было! А чтобы работа у них спорилась – песню затягивали, да пританцовывали.
И сегодня вы собрались в моей горнице, мы и с песней русской народной познакомимся и потанцуем.
Вед. Ребята, давайте разучим с вами веселую русскую народную песню “Как у наших у ворот”. Я спою, а вы послушайте внимательно. (Учитель поет песню)
Понравилась вам песня?
Как вы думаете эта песня веселая или грустная?
(Разучивание песни)
Хозяюшка. Ребятки, вы, наверное, засиделись. Наши деревенские мальчишки и девчонки очень любят играть в игру “Арина”. Так вы ее тоже знаете?! Давайте поиграем!
Песню вы, ребята хорошо спели. А в старые добрые времена пели, да еще и хороводы водили.
Сегодня мы будем водить хоровод. “Что ж тут сложного, – подумаете вы, – да это же для самых маленьких – ходить по кругу”. А вы знаете, что такое хоровод?
Дети. (Ответ детей).
Хозяюшка. Водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в себя всех. Хороводные движения бывают простыми и сложными.
(Приглашает детей в круг, предлагает выполнять движения вместе с ней).
Давайте, ребята все встанем и попробуем, взявшись за руки, плавно походить сначала в одну сторону, затем в другую. И это уже хоровод.