Этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего  поколения. Для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка родителям  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие  воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в  себя не только ее возможности в  сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом. И какую бы сторону развития ребенка  мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том  или ином возрастном этапе играет семья.

1.3. Обучение детей правилам семейного этикета

Дети это наша радость, а также  мы несем ответственность за их развитие и воспитание. Часто родители не знают, как правильно воспитать  своего ребенка, вспоминают своих собственных  родителей и полностью копируют их воспитание. Но время предъявляет  другие требования к родительским приемам. До детей трудно достучаться авторитарностью  и требовательностью.

Ребенок это личность, он хочет, чтобы  с ним обращались вежливо, и не нужно об этом забывать. Возможно, ребенок  не вполне понимает, зачем ему здороваться, если этого ему не хочется делать. В любом случае взрослому понадобится  терпение и выдержка, чтобы объяснить  ребенку, зачем нужно говорить эти  слова приветствия. Объяснять нужно  понятным и простым языком, без  назиданий.[3, c.45]

Дома ребенок получает свои первые уроки этикета. Его воспитывают  не слова, а обычные семейные будни, примеры доброжелательности. Если ребенок  будет наблюдать искреннюю симпатию к окружающим людям, то он будет пытаться подражать взрослым, научится нормам поведения, научится радовать встречных  приветливыми словами. В дальнейшем такие усвоенные нормы перерастут в моральные принципы. 

С раннего детства необходимо терпеливо  и доброжелательно обучать детей  правилам культурного поведения, объяснять  разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим  поступкам и огорчаться из - за неправильных, ошибочных.  Ребенок - великий наблюдатель и подражатель -замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. 

Обучение правилам семейного этикета у детей, следует начинать с разговора о том, что такое семья (Приложение1,2),  для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т. д.

Являясь ячейкой общества, семья  отражает его идейно-политические и  нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место  занимают именно ценности идейные. 
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. 
Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети. 
Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.) 
К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости  от этих условий.[7,c.80] 
Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости? 
Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. 
Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива. 
Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. 
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. 
С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста

 

Самым важным фактором в  школьной работе является, безусловно, учитель. Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный  духовный рост и развитие, его духовные данные – все это может быть анализируемо, измеряемо, объясняемо и  усиливаемо, если с большим вниманием  отнестись к психологическим  основам каждого явления.

И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его  успехов, как будто более всего  ускользает от точного анализа. Это  не его познания, не его энергия  и усердие, не его искусность и  опытность, это то воспитательское  воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий  красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания  учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

Успешность или безуспешность  преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых  интересных вещей, но, если указанный  элемент внушения отсутствует, ученики  следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда  же души коснется вдохновенье, тогда  все становится живым и одухотворенным.

Однако, к сожалению, в  работе учителей по воспитанию школьников немало промахов, а нередко она  ведется весьма слабо и нуждается  в существенном совершенствовании.

Одна из причин недостатков  в воспитании заключается, в том, что, учителя воспитательные задачи, рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется как-то отдельно, без органической связи с обучением.

Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения  существуют между учителями и  учениками.

Воспитательное влияние  нередко связывают с авторитетом  учителя как совершенно необходимым  условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений  между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности..

Для учителя очень важно  знать, как воспринимают его учащиеся, что считают в его облике главным. Это дает ему возможность определить свои личностные и профессиональные качества. Считается, что для младших  школьников учитель является непререкаемым  авторитетом.

Однако пока остается открытым вопрос о том, каким воспринимают своего учителя дети, какие качества личности являются главными в образе педагога, определяющими отношение  ребенка к нему, как в связи  с этим отражением и отношением ученик строит свое поведение с учителем. Образ учителя у младших школьников характеризуется целостностью, отсутствием  дифференцирования личных и деловых  качеств; оценка первого учителя  носит, по преимуществу, эмоциональный  характер. Наиболее значимыми качествами личности учителя для младшего школьника  являются качества, отражающие его  отношение к другим людям.

А.К. Маркова [14, с.46] выделяет и подробно описывает десять групп педагогических умений. Рассмотрим, с некоторыми сокращениями, их содержание и смысл.

Первая группа педагогических умений включает в себя умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Вторую группу педагогических умений составляют: умение работать с содержанием учебного материала; способность к педагогической интерпретации разнообразной информации; формирование у школьников общеучебных и социальных умений и навыков; демонстрация межпредметных связей; умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности школьников, определять реальные учебные возможности школьников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся; умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса; умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя и др.

Третья группа педагогических умений: умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики; умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа педагогических умений - это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самыми главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа педагогических умений включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности , ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения; умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающих воздействие; преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа педагогических умений. Это прежде всего умение удержать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; умение реализовать и развивать свои педагогические способности; умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся.

Седьмая группа педагогических умений. Состоит из способностей осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны.

Восьмая группа педагогических умений включает в себя умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа педагогических умений - это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой; умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников; умение учителя увидеть личность ученика в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников.

Десятая группа педагогических умений - это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом: умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами; умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.

Информация о работе Этикет