Этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

Используемый реквизит: листы  бумаги, ручки, рисунки-»кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

1. Оформление доски. Плакат  с контурами Дома, куда будут  прикрепляться «кирпичики». Эпиграф:  «Семья вся вместе - душа на  месте»

2. Сочинение ребят «Сцены  из семейной жизни», иллюстрируемые  фотографиями ( задание дается предварительно).

Алгоритм деятельности:

- Послушайте стихи поэтессы  Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится  темнота,

Так эта истина понятна  и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле  идет речь? Что же это за  Истина, которая должна быть простой  и понятной?

(Дети предлагают свои  варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства  и крепнет с годами чувство, лежащее  в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви  – тайна великая требующая  размышлений. Поэтом к ней можно  только прикоснуться и предпочесть  путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются  в душе вопросы. А это уже труд Души.

-А как создать Тепло  нашего Дома? Расскажите о теплых  отношениях, сложившихся в ваших  семьях.

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах  добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь  со справедливостью этих слов. Что  может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой  Дом? С чего начать? Предлагаю вам  поиграть в «строителей».

Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые  «приходят в голову» в связи  с данным словом «Дом».

Дом - это….(крепость, очаг…)

Задание для второй бригады: предложить несколько этических  понятий, которые составляют «фундамент»  Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в  конфликтных ситуациях, которые  неизбежны в семье. ведь их тем  больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому  шагу семьи.

Итак, что можно….., что  нельзя…..

А теперь, когда наш «строительный  материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и  их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники  награждаются отличительными жетонами.)

2. Наш Дом построен, пора  сказать: «Приходите к нам в  гости!» Удача празднования зависит  не только от подаваемых кушаний  и напитков, но и от царящей  при этом атмосферы. приятная  остроумная беседа, непринужденное  веселье, радостное оживление  - вот непременные спутники. Конечно,  многое зависит от гостей, но  главную роль все же играют  хозяева Дома.

(«Строительные бригады»  назначаются хозяевами). Вы должны  нарисовать пригласительную открытку  и придумать соответствующий  текст.

3. К сожалению,  праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и  старшей дочери). Раздаются необходимые  атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию  поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация 1.

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала  после принятия ванны, дедушка - в  кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего  чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона.

Попытайтесь составить диалоги  и разыграть ситуацию в различных  стилях:

А) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.

-Днем принесли квитанцию  на оплату за квартиру. Кто  пойдет завтра в сберкассу?

- Что вы можете сказать,  оценивая поведение каждого члена  семьи, о создавшемся конфликте?  И давайте вместе найдем приемы  правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить  добрые отношения, которые ни  в коем случае не должны  быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько  мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом  отношений, поведения.

(Обсужение.)

Советую вам развивать  в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о  человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и  наблюдения.

1. Поразмышляй, способен  ли ты отвечать на такие  вопросы:

«Что я сейчас чувствую?»  и «Чего мне хочется?»

(Развивается способность  самоанализа)

2. Подумайте, почему противоречат  иногда между собой Поступок  и Желание?

(Развивается способность  понимать причины действий других)

3. У тебя есть человек,  который тебе не нравится?

Подумай, в чем причина  этого неприятия?

(Анализ по аналогии)

4. Вырабатывайте у себя  привычку наблюдать эмоциональное  состояние окружающих вас людей.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе 2

На первом этапе  исследования был проведен опрос социализации для детей "Моя семья". За основу взята методика О. И. Маткова. Эта методика используется для изучения мнений учащихся.

В целом можно сказать, что уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный составляет примерно 14%. Большинство же детей демонстрируют благополучный уровень взаимоотношений в семье – 36%.

На втором этапе  исследования был проведен классный час по теме «Семья в моей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейный этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и окружающих вас людей. В семье не принято выпячивать свое «я», требовать особого внимания и проявлять пренебрежение по отношению к своим близким. Можно отметить, что семейный этикет  – важная часть общественной культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация  совместного труда и досуга - всё  это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к  подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той  атмосферы, которая сложилась в  ней. В хорошей семье дети редко  слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается  стремление быть хорошим. Если в семье  господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным  к добру и красоте. Учитель для школьника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. 

С раннего детства необходимо терпеливо  и доброжелательно обучать детей  правилам культурного поведения, объяснять  разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим  поступкам и огорчаться из - за неправильных, ошибочных.  Ребенок - великий наблюдатель и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. 

Обучение правилам семейного этикета у детей, следует начинать с разговора о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т. д.

 Было проведено исследование в ходе, которого можно сказать, что 14% детей демонстрируют удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье, 36% - менее благополучный уровень и 40% - благополучный уровень и 10% - неблагополучный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г. М. Социальная  психология. - М., 1980.-375с.

2. Андреев В. Ф. , Золотая книга этикета . -М., «Вече», 2004.-400с.

3. Белик Э.В.,Семейная энциклопедия этикета.- БАО., 2012.-384с.

4. Возрастная и педагогическая  психология: Учебник для студентов  пед. ин-тов      / В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.

5. Все  об  этикете. – М.: Вече, 2000.-360 с.

6. Выготский Л. С. Педагогическая  психология / Под. Ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

7. Выскребенцева Е., Полная современная энциклопедия этикета.,- Мультипресс., 2012-288с.

8.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. - М.: Академия, 2005. - 160 с.

9. Кондратьев М.Ю. Слагаемые  авторитета - М.: Знание, 1988. - 80 с. - (Новое  в жизни, науке и технике.  Сер. Педагогика и психология; № 4).

10. Корчак Януш  Педагогическое наследие. - М., 1986.-272с.

11. Краткий психологический  словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ.  ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.1995-431с.

12. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256 с.

13. Ляхова Кристина Причуды этикета Серия.- Вече.-2008.-336с.

14. Маркова А.К. Психология  труда учителя. - М., 1993.-192с.

15. Мудрик А.В. Учитель:  мастерство и вдохновение. - М., 1986.-160 с.

16.Миллер Ллуэллин, Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона.- Центрполиграф.,2004.-352 с.

17.Столяренко Л.Д., Самыгин  С. И.  психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 576 с.

18.Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.-С.210.

19.   Трофименко В.П.,  Волгин А.Н., Поговорим об этикете.,- «Московская правда».1991.-98 с.

20.Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов  и вузов, обучающихся по педагогическим  специальностям / И.Ф. Харламов. - Изд. 4-е перераб. И доп. - М.: Гардарики, 2000. -517 с.

21.Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание.- М.: Советский писатель,  1991.-350 с.

22. Т.А. Шорыгина - Беседы об этикете с детьми 5—8 лет.- ТЦ Сфера., 2010.- 96с

23.Щуркова, Н.Е. Прикладная  педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова.. - СПб.: Питер, 2005. - 365 с.

24. Этикет: Краткая энциклопедия.- Эксмо-Пресс.,2011.-256с. 
25.  Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.-250 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классный час "Счастливая семья"

Цель: формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье.

Задачи:

Определить признаки счастливой семьи;

Информация о работе Этикет