Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-»кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление доски. Плакат
с контурами Дома, куда будут
прикрепляться «кирпичики».
2. Сочинение ребят «Сцены
из семейной жизни», иллюстрируемые
фотографиями ( задание дается предварительно)
Алгоритм деятельности:
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.
В современной песне поется:
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно….., что нельзя…..
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)
2. Наш Дом построен, пора
сказать: «Приходите к нам в
гости!» Удача празднования
(«Строительные бригады»
назначаются хозяевами). Вы должны
нарисовать пригласительную
3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.
Каждый из играющих должен
«вжиться» в свою социальную роль,
подобрать соответствующую
Проблемная ситуация 1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
А) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.
-Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
- Что вы можете сказать,
оценивая поведение каждого
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
(Обсужение.)
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.
1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:
«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развивается способность самоанализа)
2. Подумайте, почему
(Развивается способность
понимать причины действий
3. У тебя есть человек, который тебе не нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии)
4. Вырабатывайте у себя
привычку наблюдать
Подведение итогов.
Вывод по главе 2
На первом этапе исследования был проведен опрос социализации для детей "Моя семья". За основу взята методика О. И. Маткова. Эта методика используется для изучения мнений учащихся.
В целом можно сказать, что уровень взаимоотношений в семье удовлетворительный составляет примерно 14%. Большинство же детей демонстрируют благополучный уровень взаимоотношений в семье – 36%.
На втором этапе исследования был проведен классный час по теме «Семья в моей жизни».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейный этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и окружающих вас людей. В семье не принято выпячивать свое «я», требовать особого внимания и проявлять пренебрежение по отношению к своим близким. Можно отметить, что семейный этикет – важная часть общественной культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности.
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.
Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга - всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным к добру и красоте. Учитель для школьника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.
С раннего детства необходимо терпеливо
и доброжелательно обучать
Обучение правилам семейного этикета у детей, следует начинать с разговора о том, что такое семья, для чего нужны папа, мама, он сам, что ему следует делать, чтобы семья была счастливой, почему дома желательно быть опрятным и приятным в общении, какие добрые слова следует говорить своим близким и т. д.
Было проведено исследование в ходе, которого можно сказать, что 14% детей демонстрируют удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье, 36% - менее благополучный уровень и 40% - благополучный уровень и 10% - неблагополучный уровень.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1980.-375с.
2. Андреев В. Ф. , Золотая книга этикета . -М., «Вече», 2004.-400с.
3. Белик Э.В.,Семейная энциклопедия этикета.- БАО., 2012.-384с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.
5. Все об этикете. – М.: Вече, 2000.-360 с.
6. Выготский Л. С.
7. Выскребенцева Е., Полная современная энциклопедия этикета.,- Мультипресс., 2012-288с.
8.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. - М.: Академия, 2005. - 160 с.
9. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета - М.: Знание, 1988. - 80 с. - (Новое в жизни, науке и технике. Сер. Педагогика и психология; № 4).
10. Корчак Януш Педагогическое наследие. - М., 1986.-272с.
11. Краткий психологический
словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ.
ред. А.В. Петровского, М.Г.
12. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256 с.
13. Ляхова Кристина Причуды этикета Серия.- Вече.-2008.-336с.
14. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.-192с.
15. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.-160 с.
16.Миллер Ллуэллин, Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона.- Центрполиграф.,2004.-352 с.
17.Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 576 с.
18.Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.-С.210.
19. Трофименко В.П., Волгин А.Н., Поговорим об этикете.,- «Московская правда».1991.-98 с.
20.Харламов, И.Ф. Педагогика:
учебное пособие для студентов
и вузов, обучающихся по
21.Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание.- М.: Советский писатель, 1991.-350 с.
22. Т.А. Шорыгина - Беседы об этикете с детьми 5—8 лет.- ТЦ Сфера., 2010.- 96с
23.Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова.. - СПб.: Питер, 2005. - 365 с.
24. Этикет: Краткая энциклопедия.-
Эксмо-Пресс.,2011.-256с.
25. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.-250 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Классный час "Счастливая семья"
Цель: формирование положительного отношения к ценности “Нравственность” через воспитание ответственного отношения к семье.
Задачи:
Определить признаки счастливой семьи;