Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52
Раскрыть основные принципы существования и сохранения счастливой семьи;
Определить роль членов семьи.
Форма проведения: устный журнал, с использованием интерактивных методов обучения в группе: мозговой штурм, групповая дискуссия.
Оборудование:
Высказывание: “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу” В. А. Сухомлинский.
Листы – страницы устного журнала.
Чистые ватманы на каждую группу.
Ход занятия
Ученики садятся по группам.
1. Вступительное слово учителя.
Я неслучайно выбрала тему классного часа “Счастливая семья”. Вы взрослые юноши и девушки, пройдёт немного времени и каждый из вас создаст свою семью. Вашим родителям и мне очень хочется чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной, счастливой.
Что значит счастливая семья? Как вести себя чтобы сделать семейную жизнь более счастливой? На эти вопросы мы постараемся сегодня найти ответы.
Классный час пройдёт в форме устного журнала. Страницы журнала размещены на доске. (На доске размещены листы с названием страниц, с обратной стороны каждого листа записаны вопросы).
2. Рефлексия настроения: “Дерево чувств”.
Первая страница устного журнала “Дерево чувств”. С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.
(Учащиеся на крону дерева прикрепляют листочки).
3. Какая семья считается счастливой?
Вторая страница устного журнала “Какая семья считается счастливой?”. Работаете в группах. Необходимо ответить на поставленный вопрос (методом “мозгового штурма”). На ватмане каждой группе записать основные критерии счастливой семьи. Представить свою позицию.
(Критерии, которые предложили
учащиеся: взаимная любовь, верность,
искренность, терпимость, справедливость,
умение прощать, совместное
4. Семейное счастье.
Перелистываем следующую страницу нашего журнала. Она называется “Семейное счастье”.
В США большой популярностью
пользуется книга психотерапевта Джона
Готтмана, профессора Университета штата
Вашингтон в Сиэтле, в которой
рассказывается о доступных методах
достижения семейного счастья. Ее автор
— профессор с мировым именем,
семейные отношения — его специальность.
Давайте познакомимся с некоторыми
основными принципами, при соблюдении
которых, по мнению доктора Готтмана,
современная семья может
Выступления учащихся с краткими сообщениями по книге Д. Готтмана.
1 ученик. Принцип дружбы.
Оказывается, основы построения
счастливой семьи очень просты. Счастливые
супруги сумели разработать в
своей повседневной жизни определенный
стиль отношений, когда отрицательные
мысли и чувства — свойственные
всем — не преобладают над
В центре его теории находится одна простая истина — счастье супружеских пар базируется на дружбе. Чаще всего они знают друг друга очень хорошо, каждый из них постоянно оказывает внимание своему спутнику жизни, и это проявляется в любых самых незначительных мелочах.
2 ученик. Знать о партнере все.
Очень часто супруги имеют лишь смутное представление о радостях, предпочтениях, антипатиях или страхах другого. Но в семьях, где поддерживаются духовные отношения, каждому партнеру хорошо знаком внутренний мир другого. И это относится к любой мелочи. Например, если жена готовит салат, она точно знает, какой соус предпочитает ее супруг. В то же время, если она задерживается на работе, он не забудет записать для нее очередную серию ее любимого телесериала. Скажете мелочи? Но из них складывается вся наша жизнь.
3 ученик. Задушевный разговор как лекарство от стресса.
Многие семьи, члены которых не выдерживают ежедневной нагрузки, приводящей к постоянным стрессам, распадаются. Зато те, где супруги в состоянии освободить друг друга от бремени психологических и физических нагрузок, становятся только крепче. Вечерняя беседа на тему “Как прошел день?” позволяет расслабиться и одновременно дает заряд бодрости на следующее утро. Джон Готтман рекомендует уделять такому времяпрепровождению от 20 до 30 минут. При этом каждый из супругов должен демонстрировать свою готовность разделить чувства другого. В конфликтах с окружающими всегда принимайте сторону своего спутника жизни — даже в тех случаях, когда он не прав. Если вы поступите наоборот, это вызовет чувство обиды, так как он рассчитывал на вашу коллегиальность. Мужчины в таких случаях это воспринимают как предательство, и последствия могут быть очень серьезными. Позже в спокойной обстановке можно разобрать суть конфликта и в мягкой форме указать ему на его неправоту. Но первоначальной реакцией должен господствовать принцип “Мы с тобой вместе против всего света”.
4 ученик. Разделение власти.
Многочисленные исследования Джона Готтмана показали, что семьи, в которых мужчина считается главой и не хочет делить власть со своей половиной, распадаются в четыре раза чаще, чем те, где муж ведет себя более толерантно. А семья, где муж с уважением относится к жене, делит с ней управление семьей и принимает решение вместе с ней, способна устоять в любой жизненной буре.
5 ученик. О ссорах.
В 40% брак распадается из-за непрекращающихся ссор между супругами. Более чем в 80% случаев именно женщины являются инициаторами обсуждения острых тем, тогда как супруг обычно уклоняется от этого. Но это еще не кризис — такое случается в любых семьях. Джон Готтман подразделяет конфликты на две категории — те, которые можно решить мирным путем, и те, которые стали привычными, превратившись в образ жизни. И тогда происходит одно из двух: либо супруги понимают, какой вид конфликтов происходит, и вместе вырабатывают стратегию их решения, либо расходятся, чтобы не отравлять друг другу жизнь.
6 ученик. Нерешаемые и плохо решаемые проблемы.
По наблюдению Джона Готтмана, к сожалению, 69% всех споров в семье относится ко второй категории. Главная проблема таких семей в том, что у супругов изначально были совершенно разные взгляды на стиль и смысл жизни, разное понимание значения личности и системы ценностей. В свое время данные супруги не потрудились получше узнать друг друга, а теперь они только напрасно тратят время и разрушают свой брак. Если они хотят спасти свой брак, надо обратиться к специалисту и с его помощью определить основные причины возникновения конфликтов и научиться уважать мнение друг друга. Человеку свойственно больше обращать внимание на отрицательные черты своего партнера. А вот достоинства воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Поэтому психотерапевт советует более критично относиться не к партнеру, а к своим претензиям по его адресу. Лучше больше обращать внимания на положительные стороны личности.
К сожалению, в нашей стране услуги психотерапевта не имеют такого распространения, как в США и других странах. Чаще всего супруги бегут за помощью к друзьям и подругам, а более слабые — к мамочкам. Однако любой конфликт можно решить между собой, и главное — не затягивать решение проблемы, не накапливать обиды, а высказать свои претензии друг другу сразу, но в корректной форме.
7 ученик. Решаемые проблемы
Если вы раздражаетесь
и сразу накидываетесь с
Каждая из сторон несет
ответственность за отношения в
семье. Мы приведем некоторые правила,
которые следует соблюдать при
возникновении конфликтной
Начинайте свои высказывания со слов “я”, а не “ты”. Постарайтесь, как можно спокойнее описать, что происходит. Не давайте оценок и не обвиняйте своего партнера.
Выражайте свои мысли отчетливо и будьте предельно вежливы. Используйте такие выражения, как “пожалуйста” и “мне кажется, было бы неплохо, если бы”.
Ваша речь должна носить позитивный характер.
Не отвергайте никаких предложений вашего партнера. Постарайтесь не медлить с ответом, иначе его настроение может измениться в худшую сторону.
8 ученик. Попытки спасения.
Например, супруги ссорятся
по какому-то поводу и уже не первый
раз. И каждый раз дело доходит
до грандиозного скандала. Наконец, в
какой-то момент дело уже готово дойти
до полного разрыва, и тут жена
вдруг упирает руки в бедра, резким
движением разводит их в стороны
и высовывает язык, идеально подражая
их пятилетнему сыну. После чего
супруги разражаются диким
9 ученик. Полезные ритуалы.
Брак — это не только рождение и воспитание детей, исполнение обязанностей по дому. Брак — это и определенная духовная связь в рамках особых отношений, богатых символами и ритуалами. Если есть возможность, вы можете ввести их и в вашей семье. И это послужит ее укреплению.
Назначьте свидание в каком-нибудь приятном месте и без детей.
Устраивайте праздники, встречи с друзьями.
Отмечайте самые незначительные успехи членов своей семьи.
5. Энергизатор “Импульс”.
Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Импульс”. Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки. Передавать “импульс” будем сжатием руки друг другу. “Импульс” отправлять буду я. Итак, начинаем. Я передаю “импульс” тепла.(Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом “импульс”, когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет). Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс счастья.
Отдохнули, восстановили силы. Перелистнём страницу журнала.
6. Распределение обязанностей в семье.
Последняя страница журнала “Распределение обязанностей в семье”.
Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
(Учащиеся распределили
обязанности среди родителей
и детей. Одна из групп
7. Рефлексия настроения: “Дерево чувств”.
Вернемся к “Дереву
чувств”, с помощью листочков
сообщите: как изменилось у вас
настроение и эмоциональное состояние? (
Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Урок семьи и семейных ценностей»
Цель: привитие учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
1.Познакомиться с классом, создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе.