Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и другие.
Культура поведения — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………..6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме этическая беседа как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре……………………………...............................6
1.2 Особенности формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….......10
1.3 Особенности использования этических бесед в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре…………………………………………………………..…………………15
Вывод по 1 главе………………………………………………………………...….20
Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по проблеме формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………………………..21
2.1 Выявление исходного уровня формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………21
2.2 Система работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед………………………………...26
2.3 Описание и анализ контрольного этапа эксперимента по проблеме формирования поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед…………………………………………………………..30
Вывод по 2 главе……………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы...……...………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

этические беседы 2013.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

          3.Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.

Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения у каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1 до 5:

1 - низкий уровень;

2-3 - средний уровень;

4-5 – высокий уровень.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Выявление исходного уровня сформированности навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

 

№ п/п

Культурно-гигиенические навыки

Культура общения

Культура деятельности

Средний балл

Уровень

Со

взрослыми

Со сверстни

ками

1.

3

1

1

1

1,5

низкий

2.

1

2

1

2

1,5

низкий

3.

4

4

3

3

3,5

средний

4.

2

3

1

3

2,2

низкий

5.

3

4

3

2

3

средний

6.

4

5

4

3

4

высокий

7.

2

3

3

3

2,7

средний

8.

1

2

2

2

1,7

низкий

9.

5

4

3

2

3,5

средний

10.

1

2

1

1

1,2

низкий

Средний балл

2,6

3

2,2

2,2

2,5

 

          Из таблицы 1 видно, что дети старшей группы получили итоговое количество баллов, исходя из обработки результатов:

          Данные занесены в диаграмму 1: (см. Приложение 1)

- 50 % детей имеют низкий уровень. Ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до конца; он не всегда бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка отсутствует интерес к содержательным занятиям. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. В общении со взрослыми и сверстниками ведет себя непринужденно, использует не всегда соответствующий словарный запас и нормы обращения. Не умеет конструктивно решать конфликты, не учитывая интересы сверстника. Не умеет договариваться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.

- 40 % детей имеют средний уровень. Дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.

- 10 % детей имеют высокий уровень. Ребенок умеет содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка присутствует естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Малыш в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнение норм, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. В споре старается учитывать интересы другого ребенка. Ребенок умеет договариваться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания воспитателя прийти на помощь, поделиться игрушкой.

Выявляя исходный уровень формирования поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что дошкольники имеют низкий уровень поведенческой культуры, так как работа по её формированию не была систематической, а полученные знания не использовались в практической деятельности.

 

 

2.2. Система работы  по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед.

 

Для установления системы работы по формированию поведенческой культуры детей старшего дошкольного возраста, нами был разработан тематический план проведения этических бесед с детьми, используя методические рекомендации авторов: И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной,     А.М. Счастной по следующим компонентам поведенческой культуры: культура общения, культура деятельности и культурно-гигиенические навыки и привычки: (см. Приложение 2, 3, 4).

 

          Работа проводилась в системе, которая состоит из 3 этапов.

1 этап подготовительный.

 Цель: подобрать и разработать этические беседы авторов, составить тематический план проведения этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста по формированию поведенческо культуры.

2 этап основной.

Цель: формирование поведенческой культуры в процессе проведения  этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста.

3 этап заключительный.

Цель: упражнение детей старшего дошкольного возраста в навыках культуры поведения в процессе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах и самостоятельной деятельности.

Тематический план проведения этических бесед с детьми представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Тематический план проведения этических бесед с детьми старшего дошкольного возраста

 

Культура общения

День недели

Задачи

Тема «Вежливость»

понедельник

- уметь пользоваться вежливыми словами;

- вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения;      - соблюдать правила этикета на примере образов литературных героев;

- стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Зачем говорят «здравствуй»

среда

Праздник вежливости

четверг

Чего не знал воробушек

пятница

Вежливая просьба

понедельник

Фея учит вежливости

вторник

Один секрет вежливости

четверг

Воспитанность и вежливость

Культура деятельности

День недели

Задачи

Тема «Дружба»

понедельник

- иметь привычку дружно играть и трудиться сообща;

- договариваться;

- помогать друг другу;

-  обобщать знания о  дружбе;

- помогать укрепить дружеские отношения.

Почему нужно уметь уступать

среда

К чему ведут ссоры в игре

пятница

Правила дружной игры

понедельник

Как жить дружно, без ссор

вторник

Урок дружбы

Культурно-гигиенические навыки и привычки

День недели

Задачи

Тема «Бережливость»

среда

- учить бережно и аккуратно относиться к вещам;

- объяснять, как следует обращаться с книгой.

Берегите книгу  

четверг

Каждой вещи - свое место

пятница

«Надо вещи убирать, не придется их искать»

понедельник

Неряха-замараха


         

          Занятия состоят из 3 блоков.

1.Первый блок включает в себя этические беседы на тему «Вежливость».

В ходе бесед на тему «Вежливость» внимание детей обращалось на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику. Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться 
вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу. Детям предлагалось вспомнить, как они здороваются с взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

В свободное время с детьми организовывались игры, в которых они использовали вежливые слова, обращаясь, друг к другу. В ходе бесед детям напоминали о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

2.Второй блок включает в себя этические беседы на тему «Дружба».

В ходе бесед на тему «Дружба» воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает игре и дружбе, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. В беседе объяснить детям, зачем нужны правила игры, учить решать спорные вопросы, с помощью взрослого составить «Правила дружной игры» (знать правила игры и следовать им, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего, спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила).

В конце занятий на тему «Дружба» дети вместе с взрослым делают вывод: нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом, а если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости, если все же поссорились, обязательно помиритесь.

3.Третий блок включает в себя этические беседы на тему «Бережливость».

В ходе беседы на тему «Бережливость» детям объясняют, как следует обращаться с книгой. Затем дети играют в больницу для книг. Напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах; знакомят с правилами бережного отношения к вещам. Обсуждая с детьми этот вопрос, взрослый объясняет детям, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было, и позавтракать, и поиграть, и погулять. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам.

В проделанной нами работе было проведено 16 бесед, которые мы использовали в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной игровой деятельности. Дети активно принимали участие в беседах и играх. Многие прислушались, оценили свое поведение, стали добрее по отношению друг к другу.

2.3. Описание и  анализ контрольного этапа эксперимента  по проблеме поведенческой культуры  детей старшего дошкольного возраста методом этических бесед

 

Целью контрольного этапа эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

         Задачи контрольного этапа эксперимента:

  1. Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  2. Провести беседу с детьми.

На контрольном этапе эксперимента проводилось наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками.

1.Проводя наблюдение за  детьми донной группы можно  утверждать, что культурно - гигиенические навыки сформировались почти у всех детей. Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Детей  используют навыки общения со сверстниками. Большинство детей самостоятельно, без напоминания воспитателя моют руки после прогулки, перед едой и после посещения туалета. Дети не отнимают друг у друга игрушки, предметы гигиены, уступают друг другу место, не посмеиваются над недостатками своих сверстников, поэтому дети не конфликтуют. Следует также отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.

 После прогулки стали  складывать  одежду в шкафчики, воспитатель реже напоминает им об этом. Многие дети стали бережно обращаться с книгами, вещами, игрушками, класть их на место. Помогают наводить порядок в групповом помещении, на участке детского сада.

Во время занятий наблюдение за культурой деятельности в играх, во время выполнения трудовых поручений дети готовят к занятию необходимое оборудование, убирают рабочее место после занятия. Большинство детей с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.

2. Беседа с детьми показала, что все дети стали здороваться со сверстниками и взрослыми, вежливо вести себя, аккуратно выглядеть, умеют вести себя в общественных местах, за столом. Но  есть дети, которые  не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.

При оценке уровня сформированности культурного поведения на контрольном этапе эксперимента мы обращали внимание на следующие критерии:

Информация о работе Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре