История и теория печатно-графического искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, курс лекций

Краткое описание

Предметом рассмотрения данной дисциплины является печатно-графическое искусство в его исторических изменениях и во взаимодействии с различными эстетическими теориями, сопутствующими определенным фазам его развития. То есть как историк искусства автор этого цикла лекций ставит перед собой задачу проанализировать двуединый процесс: художественную практику и связанные с ней теоретические учения. Как аналитик автор опирается на метод изучения истории искусства, разработанный в ХХ веке такими представителями русской школой искусствознания, как Б.Р.Виппер, В.А.Фаворский, В.Н.Лазарев и М.А.Ильин. Этот метод состоит в том, что формальный анализ произведений искусства подводит к выявлению мировоззренческой их природы. Таким образом, история искусства из коллекции фактов превращается в целостное явление, знание которого позволяет художникам решать актуальнейшие проблемы сегодняшнего дня и предвидеть формы искусства будущего.

Вложенные файлы: 1 файл

История и теория печатно-графического искусства.doc

— 556.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Н.Н.Розанова

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 по дисциплине

«История и теория печатно-графического искусства»

Специальность № 051900 «Графика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

МГУП - 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предметом рассмотрения данной дисциплины является печатно-графическое искусство в его исторических изменениях и во взаимодействии с различными эстетическими теориями, сопутствующими определенным фазам его развития. То есть как историк искусства автор этого цикла лекций ставит перед собой задачу проанализировать двуединый процесс: художественную практику и связанные с ней теоретические учения. Как аналитик автор опирается на метод изучения истории искусства, разработанный в ХХ веке такими представителями русской школой искусствознания, как Б.Р.Виппер, В.А.Фаворский, В.Н.Лазарев и М.А.Ильин. Этот метод состоит в том, что формальный анализ произведений искусства подводит к выявлению мировоззренческой их природы. Таким образом, история искусства из коллекции фактов превращается в целостное явление, знание которого позволяет художникам решать актуальнейшие проблемы сегодняшнего дня и предвидеть формы искусства будущего.

Рассматривая материал таких областей печатно-графического искусства, как книга, упаковка, плакат и различные формы прикладной графики, анализируя фирменные комплексы, в которые графика включается как активный компонент, автор опирается также и на методы функционального анализа и системного проектирования, принятые в дизайнерской практике и принципиально введенные в издательскую практику и книговедческий обиход В.Н.Ляховым.   

Данный цикл лекций обращен к аудитории художников-графиков. Для них дисциплина «История и теория печатно-графического искусства» это - история их профессии. Родословное дерево современных художников-графиков корнями уходит в глубокое прошлое, в те эпохи, изучением которых заняты разные науки - археология, история искусств, гражданская история, палеография. Ствол и крона этого дерева составляет предмет рассмотрения представителей еще большего количества наук, включая и футурологию.

Четверть века назад некоторые футурологи утверждали, что в ближайшее время традиционная форма книги, в результате технического прогресса, прекратит свое существование. Прошли годы, полиграфия пережила техническую революцию, а традиционная форма книги осталась. Более того - произведения СМИ, выполняемые в новых технологиях испытывают воздействие тех законов, что сложились в традиционной форме книги в далеком и недавнем прошлом. Следовательно, основные цели преподавания дисциплины «История и теория печатно-графического искусства» - общеобразовательная и творческая - не могут быть разделены. И вовсе не случайно то, что половина вопросов в программе государственного экзамена по профилирующей специальности, берутся из программы данной дисциплины.  

Согласно новому плану «История и теория печатно-графического искусства» изучается студентами в течение трех семестров - двух на первом курсе и одного на четвертом, когда у студентов определяется специализация и когда они уже входят в издательско-производственную сферу, то есть творчески взрослеют. Соответственно этим обстоятельствам, в первых двух семестрах лекционного курса дается общий обзор материала мировой, в том числе и отечественной, графики. А в третьем семестре внимание заостряется на наиболее близких к современности проблемах развития печатно-графического искусства и его теории.

Материал, подлежащий изучению данной дисциплины, чрезвычайно обширен. По существу, в идеале, печатно-графическое искусство любого народа, любой эпохи - не должно было бы оказаться вне нашего поля зрения. Но такой идеал в вузовском лекционном курсе не осуществим: здесь необходимы определенные лимиты, если не хронологические, то хотя бы топографические и, отчасти, тематические. Поэтому хотя и станковые, и прикладные формы графики включены в программу курса, наиболее подробно мы изучаем историю книжного искусства (с тем, что ему предшествует, а именно - с историей письменности) и, по преимуществу, занимаемся историей книги печатной. Что касается географических ориентиров, то они, в основном, сводятся к западноевропейским странам и России. Древнейшие пласты истории графики, письменности и книги рассматриваются на материале культуры народов и западного, и восточного полушарий. Печатно-графическое искусство ХХ и ХХ1 вв. изучается с привлечением к рассмотрению достижений в этой области мастеров США и Японии.

Ключевыми понятиями для всего курса являются понятия графика, письменность и книга. Поэтому прежде, чем приступить к поэтапному изучению материала программы, следует детерминировать эти понятия. Это необходимо сделать для того, чтобы в дальнейшем не было разночтений в понимании смысла этих слов.

ГРАФИКА. Музейные работники к графике, как правило, относят памятники культуры, выполненные на бумаге или материалах, сходных с нею и ей предшествующих, как то: пергамент, шелк, папирус. Естественно, что такой, узко ведомственный принцип классификации материала не устраивает искусствоведов широкого профиля. К таковым относится А.А.Сидоров, который, даже будучи ряд лет заведующим Гравюрным кабинетом ГМИИ им. А.С.Пушкина, определяет понятие «графика» иначе, а именно - под графикой он разумеет искусство пятна и линии. Кроме того, почти во всех его работах о графике, превалирует тема рассмотрения искусства черно-белого, а ближе всего ему в этом вопросе - искусство черного на белом.

По В.А.Фаворскому, графика это - искусство черно-белого (подробнее об этом см. его работу «О графике, как об основе книжного искусства»).

П.А.Флоренский определяет графику как искусство, в котором основным формообразующим элементом является линия «как изобразительный символ некоторого направления, некоторого движения». На основании анализа выразительных возможностей линии и пятна, взятых в оппозиции друг к другу, Флоренский даже предлагает изменить принятую в искусствоведении систему классификации искусств. Все произведения пластического искусства, в которых основным формообразующим элементом является линия, относить к графике, а те, выразительный язык которых основан на пятне (и его крайней форме - точке), считать произведениями живописи.

ПИСЬМЕННОСТЬ. С конца 1950-х годов в нашем книговедении закрепилось и стало хрестоматийным определение письменности как системы «закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условных знаков». Так сформулировала определение понятия «письменность» Е.И.Кацпржак. Чуть шире это определение у М.И.Щелкунова, автора книги «История, техника и искусство книгопечатания» (М. - Л., 1926). Он говорит о письменности не только как о средстве  передачи звуков речи, но и как определенном способе фиксации человеческих мыслей и чувств, хотя и отказывает самым ранним памятникам письменности в праве называться таковыми. В 1903 г. в Петербурге была издана книга Я.Б.Шницера - «Иллюстрированная всеобщая история письмен». В ней автор очень внимательно рассматривает различные формы дофонетического письма, резонно относя их к памятникам письменности.

Таким образом, можно констатировать парадоксальный факт. С одной стороны, в последовательности работ Я.Б.Шницера, М.И.Щелкунова и Е.И.Кацпржак просматривается несомненная преемственность. С другой стороны, в определении понятия «письменность» рядом с повторами формулировок предшественника присутствует тенденция к сужению (а значит, и обеднению) этого понятия.

Сейчас, когда в связи с техническим прогрессом, письменность обогащается новыми формами, особенно назрела необходимость дать широкое определение этому понятию. Мы предлагаем следующее: «Письмо, или письменность, есть система условных средств, предназначенных для фиксации определенной информации, с целью ее консервации (хранения) и передачи во времени и в пространстве». Или - «Письменность это знаковая система кодирования информации, предполагающая возможность декодирования. Цель письменности заключается в консервации информации и возможности включения ее в коммуникативный процесс». Такая формулировка определения понятия «письменность» позволяет объединить разные формы письма. Начиная с предметного и кончая электронным. Графическое письмо займет свое место в семье иных форм письменности. У него есть свои фазы развития. И быть может, нынешнее состояние - не последняя фаза исторической эволюции. 

КНИГА. Этот термин в речевой практике чрезвычайно многозначен. Писатель употребляет его в значении «литературный труд». Брошюровщик, то есть полиграфист-технолог, - в значении «издание,  объем которого превышает 48 страниц». Книговед - в смысле «форма издания  различных видов литературы». Историки, в частности историки искусств, часто отождествляют этот термин с термином «памятник письменности». Попытку (и весьма успешную, хотя в некоторых положениях приведшую к спорным результатам) по уточнения смысла термина «книга» предпринял в конце 1960-х - начале 1970-х годов В.Н.Ляхов.

Получив образование художественно-технического редактора и художника-полиграфиста, Ляхов много работал в области искусствоведческой журналистики, преподавал дисциплину, суть которой заключалась в художественном проектировании различных изданий, занимался теорией и методологией графического дизайна. И в каждой из этих областей он ощущал потребность уточнения смысла термина «книга». Ориентируя свою теорию на издательскую сферу применения, он рассматривает книгу как функциональную структуру и как определенную материальную организацию формы. В его формулировке определение понятия «книга» звучит так: «Книга в указанном смысле - это форма материальной организации продуктов письменности, имеющая определенную пространственно-конструктивную структуру и систему «служб», которые обеспечивают ее духовное и материальное потребление». Это, достаточно широкое, определение понятия «книга» позволяет относить его и к новым формам книги, появляющимся в результате современной технической революции, и к древнейшим ее формам. Однако сам Ляхов, несмотря на собственную формулировку этого определения, исключает из круга памятников письменности, относимых к категории «книга», все то, что не решено в конструкции «гибкий кодекс», то есть, практически, резко суживает понятие «книга». В этом мы видим противоречивость его позиций, о чем говорили автору еще до публикации его труда «Очерки теории искусства книги» (М., 1971). Но так или иначе, это противоречие заметно лишь историкам книги, каковым Ляхов не являлся. История его занимала лишь как предмет, из которого можно сделать определенные теоретические и методологические выводы, приложимые к современной книгоиздательской практике. И, несмотря ни на что, очевидно, совершенно неожиданно и для себя, и для многих его оппонентов, именно в широком определении понятия «книга» он оказался провидцем новых, внекодексных форм книги.

Вопросы для самопроверки

  1. Детерминация понятия «графика».
  2. Детерминация понятия «письменность».

   3. Детерминация понятия «книга».

 

 

Раздел первый: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ПЕЧАТНО-ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

 

 

ГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Первые памятники графики, как и живописи, относятся к эпохе верхнего палеолита, когда в человеческом обществе впервые возникла эстетическая деятельность. Основными формообразующими элементами в наскальных росписях и рельефах первобытных охотников были линия и пятно - специфические средства выразительности графики и живописи. Отсутствие композиционного начала в этих произведениях пластического искусства свидетельствуют об особой форме мировоззрения их создателей: о неопределенных представлениях человека той поры о мире в целом и своем месте в нем. Из картин окружающей его действительности он вычленял лишь фрагменты, практически важные для первобытного охотника, элементы, не вступающие друг с другом и с пространством в какие-либо связи. В стихийном реализме первобытных охотников - истоки искусства и письменности. Выразительные изображения животных - это первая картиночная запись ярких впечатлений от жизни.

Образование знаковой системы приходится на эпоху мезолита и неолита, когда в искусстве складывается композиционность, упорядоченность и ритмизация графических элементов. На смену конкретному образу предмета приходит обобщенный графический символ, выражающий абстрактный уровень мышления. В эту пору рождается орнамент, долженствующий выполнить не только декоративные, как в настоящее время, но и магические и смыслофиксирующие функции. К этой эпохе относятся памятники пиктографии (картиночного письма) и идеографии (письма, передающего отвлеченные понятия).

Популярные и достаточно поверхностные источники по истории письменности и книги утверждают, что картиночное письмо может быть понято без знания языка народа, его создавшего, то есть, получается, любым человеком. Это положение может быть принято только с оговоркой, что для дешифровки пиктограмм все же необходимы историко-этнографические знания.

Знаки идеографии отдаленно напоминают образы конкретных предметов, однако обозначают явления и понятия, не укладывающиеся в примитивные зрительные рамки, как то: жизнь, смерть, движение как вечная жизнь и статика как временная смерть. В графических системах мезолита и неолита отражается «взросление» человечества, его стремление представить себе картину мира в целом, найти свое определенное место в нем.

Примеры пиктографического и идеографического письма обнаруживаем не только в глубокой древности, но и в примитивной культуре развивающихся народов нового времени. Обращает на себя внимание сходство графических символов (элементов орнамента) народов, территориально разобщенных, чему в науке дается несколько разных -  иногда взаимоисключающих -  объяснений.

Информация о работе История и теория печатно-графического искусства