Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:30, реферат
Проблема места и роли насилия в человеческой истории всегда привлекала
к себе внимание исследователей. Воображение мыслителей поражали масштабы,
укорененность и многообразие форм проявления насилия. Можно констатировать
наличие двух основных сфер проявления насилия в человеческом обществе. Одна
из них - взаимоотношения различных этносоциальных общностей: племен,
народов, государств; другая - отношения внутри той или иной социально-
политической структуры.
Введение.
Понятие «диктатура» в политологии.
Политическое насилие в системе власти.
4. Политическая власть: проблемы легитимности.
Заключение.
Библиография.
ненасильственными действиями, - считает Х.Арендт, - состоит в том, что
первые стремятся исключительно к разрушению старого, вторые главным образом
заинтересованы в установлении чего-то нового.»
В период социальных преобразований насилие служит средством их защиты
от внешней угрозы, нейтрализации или устранении политических противников,
но не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных
социальных, экономических и политических структур и отношений.
Ограниченность возможностей насилия как регулятора общественных отношений
осознавали даже те мыслители, которые полагали, что оно играет значительную
роль в социальной жизни.
Насилие основано на страхе, который может сыграть определенную роль в
процессе принуждения индивида к каким-то действиям. С помощью угроз,
команд, приказаний и запретов можно добиться внешнего послушания и
выполнения каких-то требований. Однако формы и ценности, передаваемые
индивидам в такой форме, не становятся частью их внутренних личностных
убеждений и поэтому легко исчезают из их сознания.
Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его
использование связано с большими человеческими жертвами и разрушениями
материальных ценностей. На многие десятилетия назад отброшены в
экономическом отношении страны, ставшие ареной гражданских войн,
политических и межклановых конфликтов.
Издержки насилия, безусловно, не сводимы к материальным потерям. Чем
более масштабный характер носит использование физического принуждения в
политике, тем значительнее его негативные последствия в духовной жизни
общества (ожесточение, усиление агрессивности поведения, страх и т.д.).
Особенностью насилия является и высокая степень непредсказуемости
результатов его применения. Насилие трудно контролировать. Его последствия
могут не совпасть с намерениями тех, кто использует насилие. Эмоциональная
перегруженность политических действий связанных с насилием (ненависть,
ярость, месть, страх), неизбежность жертв приводят к тому. Что физическое
принуждение всегда содержит в себе значительный элемент риска.
Насилие как политическое средство характеризуется
конфронтационностью. Оно ухудшает взаимодействие и взаимопонимание между
участниками политического процесса, способствует обострению отношений
оппонентов, ведет к их отчуждению, конфронтации, разрыву целостности
социально-политического сообщества. Когда пролилась кровь, трудно найти
пути к взаимному примирению сторон. Насилие, примененное хотя бы однажды,
значительно сокращает пространство для политического маневра, компромиссов.
Насилие способствуют распространению в обществе автократических
тенденций. Страны, пережившие сколько-нибудь значительные насильственные
конфликты, характеризуются ужесточением политических режимов. Как правило,
после великих революций в истории человечества устанавливались диктатуры.
Насилие обладает инерционностью, способностью превращаться в традицию
политической жизни. Если оно дало эффект, то у победителей возникает
соблазн полагаться не на право, а на силу. Кроме того, применение насилия
нуждается в соответствующем аппарате (армия, органы внутренних дел,
спецслужбы), руководители которого приобретают высокий политический вес и
социальный статус. Их влияние на принятие политических решений становится
значительным.
Эффективность насилия определяется, на наш взгляд, следующими
факторами: легитимностью власти; достаточностью военно-технического
потенциала; владением искусством использования насилия, которое включает
гибкое применение наряду с насильственными других политических средств;
наличием внешней помощи поддержки; адекватностью экономических
возможностей; моральной оправданностью насилия.
Для того чтобы минимизировать негативное (с точки зрения
демократических ценностей) воздействие насилия на политические отношения,
оно должно быть ограничено определенными политическими, правовыми,
нравственными рамками.
- Насилие должно иметь ответный характер, т.е. быть действием, которое
представляет собой реакцию на насилие.
- Насилие может быть лишь последним средством, когда все другие исчерпаны.
Это относится в равной мере как к государственному, так и оппозиционному
насилию. С одной стороны, правительства
часто прибегают к
подавлению оппозиционных
средства урегулирования конфликтов, обеспечения политической
стабильности. С другой стороны, оппозиционные группировки, борющиеся за
власть, нередко игнорируют реальные возможности действовать легальным
путем. Используя идеологические клише типа «фашистский режим»,
антинародное правительство», экстремистское крыло оппозиции даже в
условиях демократического государства готово применять насилие. Это
характерно не только для развитых демократий, но и для частично
демократических государств.
- Объектом насилия не может быть мирное население.
- Применение насилия должно быть подчинено принципам избирательности,
пропорциональности. Суть этих принципов состоит в том, что для достижения
политической цели необходимо использовать минимально возможное насилие,
не допуская социального вандализма, тотальной войны против политических
противников. Стремление добиться полного уничтожения «врага»,
бессмысленное разрушение материальных и духовных ценностей не могут
считаться оправданными с политической и моральной точек зрения.
Принципы избирательности и
пропорциональности требуют
средств насилия. В конце ХХ в. появилась техническая возможность
применения высокоточного и «несмертельного» оружия», способного
значительно снизить цену политического действия, связанного с физическим
принуждением. Под «несмертельным» оружием понимают средства, которые
способны вывести из строя или лишить боеспособности противника, не
уничтожая безвозвратно живую силу, материальные ценности и не нанося
серьезного экологического ущерба.
- Применение насилия необходимо
ограничить принципом
противником. Насилие не должно сопровождаться актами жестокости,
издевательства над теми, против кого оно направлено. Тем лицам, которые
не желают борьбы, не способны к борьбе и не принадлежат к борющемуся
объединению (арестованные, пленники, ране6ные и т.д.), должно быть
гарантировано право на жизнь и достойное обращение.
- Субъектами насилия следует максимально придерживаться фундаментальных
прав и свобод человека. Для
органов государства это
можно осуществлять только в соответствии с правовыми законами, т.е.
нормами, принятыми демократическим
путем и имеющими равную
для всех граждан. Эти нормы должны опираться на основные права человека.
Всякие беззаконные, бессудные расправы недопустимы. В связи с этим
совершенно неоправданными
выглядят практика террора
попытки подавить оппозицию, минуя закон, характерные для свободных
государств. Ориентиром для политических субъектов должны быть нормы
международного гуманитарного права, в частности Гаагские и Женевские
конвенции, дополнительные протоколы к ним, которые регулируют и
внутренние вооруженные
пленных, раненных, ограничивают объекты нападений.
Гуманизация насилия - это трудная, но разрешимая задача. Альтернативой ей
может быть утрата демократического содержания политических действий, их
моральная деградация и непоправимый ущерб обществу.
VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ.
Политическая власть - одно из основных и наиболее емких понятий в
политологии, что подтверждается как отсутствием в современной политической
мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепции
власти.
Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания
власти. К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в
будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего
человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и
большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ф.Ницше
утверждал, что жизнь - это воля к власти.
В политической
литературе правильным
определение, данное М.Вебером, который полагал, что власть - это
«возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в
состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от
того, на чем такая возможность основана. В Энциклопедическом словаре по
политологии дается определение власти как «волевого особого отношения
субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию,
которое второй субъект должен совершить по желанию первого». Власть, таким
образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ
воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила. По
мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как
господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении,
авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем
самым власть истолковывается и как символическое средство социальной
коммуникации.
Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение
субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает
определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или
сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою
волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела,
«голая власть».
Из существующих концепций власти заслуживает краткого анализа
бихевиористская концепция, для которой характерен взгляд на власть «снизу».
Она господствовала в западной политологии в 50-60-е годы. Ее представители
(Ч. Мэрриам, Г.Лассуэлл) берут за основу стремление или волю к власти как
естественное свойство человека, которое проявляется в его поведении.
Индивид, движимый властным импульсом, встречается с себе подобными и в ходе
столкновений рождаются и воспроизводятся относительно устойчивые формы
политической власти. Ценным в концепции бихевиоризма является исследование
власти в «человеческом измерении», где власть рассматривается сквозь призму
мотиваций волеизъявления и поведения индивидов, повторяемость которых
подлежит изучению. Однако за порогом исследований остается анализ власти в
системе общественных отношений.
В западной политологии существуют и другие концепции власти, к
примеру, инструменталистская (власть как инструмент использования
определенных целей) или конфликтная (власть как возможность принятия
решений для урегулирования конфликтных ситуаций). Они сводят власть лишь к
той или иной ее функции.
Марксизм трактует власть в классовом обществе как господство одного
класса над другим. Для коммунистического общества, в котором отсутствуют
классы, выдвигается идея коммунистического самоуправления, где на место
управления людьми придет управление вещами.
В литературе выделяются разнообразные основания власти: насилие,
страх, богатство, авторитет, убеждение, интерес, знание. Так О.Тоффлер
считает: «Что в конце ХХ в. из трех, по его мнению, источников власти -
насилия, богатства, знания - именно знание становится определяющим
фактором».
Политическая власть
является одной из форм власти,
обществе наряду с экономической, социальной, духовной. Она, как и любая
власть, не существует без своего носителя, и в соответствии с ним
выделяются государственная, партийная, клановая, парламентская,
президентская, монархическая власти.
Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть,
является ее легитимность (термин «легитимизм» возник в начале XIX в. и