Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:22, реферат
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие.
Совершенно очевидно,
что существенные разногласия в
картинах мира разных политических сил
имели своей первопричиной
Но несмотря
на такие противоречия, образы действительности
разных политических сил продолжают
оказывать существенное влияние
на сознание граждан. Это приводит к
тому, что легитимность становится «фрагментированной»,
привязанной к конкретной политической
силе, но не к системе в целом. В условиях,
когда образы реальности противоречат
друг другу не на поверхностном, а на глубинном
уровне, существование общего поля значений
и ценностей является невозможным. Образы
реальности разных политических сил пытаются
исключить своих оппонентов из такого
общего поля, отказать им в доступе к политической
системе общества. Иначе говоря, они убеждают
нас в том, что власть в государстве является
легитимной лишь тогда, когда она принадлежит
определенной политической силе, иначе
она является нелегитимной. Это, в частности,
проявляется и в том, что, придя к власти,
украинские политические силы пытаются
в корне изменить государственную политику
практически во всех сферах. Привязывая
таким образом общегосударственную легитимность
к легитимности партийной, украинские
партии в определенной степени разрушают
ее. В свою очередь граждане, являющиеся
сторонниками той или иной политической
силы, склонны в таком случае не доверять
государству и политической системе в
целом.
Страны Западной
Европы, по крайней мере до недавних
пор, выступали примером возможности
существования в обществе легитимности
как признака всей политической системы.
Обязательным условием этого должен быть
определенный уровень консенсуса в обществе
по поводу базовых политических ценностей,
которые должны непосредственно воплощаться
в политическую систему этого общества.
Независимо от того, какая политическая
сила находится у власти, есть ряд писаных
или неписаных правил игры, которые соблюдают
все участники властных отношений. В таких
условиях граждане могут доверять властным
структурам независимо от того, какие
политические силы их возглавляют. Свидетельством
того, что в государстве существует достаточный
уровень общей легитимности, могут быть
многочисленные примеры стабильного функционирования
коалиций, обладающих незначительным
преимуществом над оппозицией, и даже
правительств меньшинства, в странах Западной
Европы. А в условиях украинских реалий
функционирование коалиции с несущественным
преимуществом в количестве депутатов
сразу вызывает безумное сопротивление
оппозиционных сил, которое свидетельствует
об отсутствии консенсусного поля сотрудничества
в украинском парламенте. Консенсусное
поле отсутствует также и в образах реальности
политических сил, что и приводит к уже
названным последствиям.
Формирование такого поля не предполагает образование широкой коалиции или каких-либо попыток псевдоконсолидации украинских политических сил, которая приведет лишь к снижению уровня легитимности отдельных политических сил. Оно, скорее, должно заключаться в модификации образов реальности украинских партий так, чтобы они перестали быть взаимоисключающими, создали предпосылки для формирования общих правил игры и общих ценностей. Эти правила могут касаться прин-
ципов диалога
и взаимодействия большинства и
оппозиции, правительства и президента
и т.д. В любом случае такая
модификация должна способствовать
налаживанию между государством
и гражданином связи, которая была нарушена
чрезмерной партикуляризацией легитимности.
Однако, как уже
отмечалось, «фрагментизация» легитимности
является только тенденцией, которая
лишь частично может объяснить современные
проблемы легитимности. Для более
полного понимания мы должны выделить
другую тенденцию, которая больше связана
с населением, чем с властью. Однако она
так же определяет состояние легитимности
и со временем может стать влиятельнее.
Эта тенденция
коренится в возрастании роли
частной сферы и даже в ее доминировании
над сферой публичной. Такой вывод не будет
неожиданным для тех, кто следит за социальными
тенденциями последних десятилетий в
странах Западной Европы и Америки. Обеспокоенность
ими выражали такие довольно разные по
своим взглядам философы современности,
как Жан Бодрийяр и Чарльз Тейлор. Есть
достаточно оснований говорить, что эти
тенденции распространились и на украинское
общество. Это можно объяснить также и
угнетением роли частной жизни, имевшим
место в Советском Союзе. На волне отрицания
всего советского произошла и постепенная
реабилитация частной сферы, а постепенное
отчуждение государства и сферы политического
в целом, происходившее в годы независимости,
существенно усилило этот процесс. Поэтому
«приватизация» общественной жизни в
Украине является практически свершившимся
фактом, а ее степень, очевидно, со временем
будет только расти.
Чем возрастания
роли частной сферы опасно для
легитимности? Можно говорить о нескольких
аспектах того, как этот процесс
разрушает легитимность украинской
власти. Прежде всего возростание роли
частной жизни для многих из нас означает
снижение заинтересованности в сфере
публичной. Это влечет за собой снижение
интереса к политике в целом, которая еще
со времен Аристотеля понимается как относящаяся
именно к публичной сфере. Не надо объяснять,
что таким образом формируется отчуждение
от политики, и потому легитимность как
связь между населением и властью постепенно
разрушается. Политика превращается в
обычный повод для обсуждения, а события
политической жизни воспринимаются больше
как телевизионное представление или
театр абсурда, где никакие действия политических
актеров не имеют логического завершения.
Легитимность власти становится, таким
образом, ненужной, ведь у власти и населения
мало взаимного интереса.
Многое из изложенного
мы можем наблюдать уже сейчас.
Заинтересованность политикой и
сферой публичного со времени оранжевой
революции снижается. Разочарование
в способности оказывать
Если снижение
уровня интереса к политической жизни
лежит на поверхности, то значительно
важнее будет указать на другой аспект
влияния доминирования частной
сферы на легитимность власти. Он заключается
в том, что уровень доверия
к политикам и политическим силам
все больше определяется степенью удовлетворения
собственных частных интересов. Иными
словами, легитимность ставится в прямую
зависимость от способности той или иной
политической силы «купить» своего «клиента».
Во-первых, в следствие этого, легитимность
как таковая размывается еще больше. Если
политические силы собственным мировоззренческими
конструкциями «фрагментируют» общеполитическую
легитимность, то такое отношение граждан
(или скорее потребителей?) вообще разрушает
ее, превращая в своеобразный процесс
обмена. Понятно, что если принцип обмена
становится доминирующим во взаимоотношениях
людей, то и отношения населения и власти
начинают строиться в соответствии с этим.
Примеры такого
обмена мы имели возможность неоднократно
наблюдать в последние годы. В конце
концов, чем можно объяснить ситуацию
с повторным избранием Леонида Черновецкого
мэром Киева? «Покупка» избирателей, так
удивившая население не только столицы,
но и всей Украины, имевшая место в 2006 году,
повторилась в 2008-м, однако на этот раз
уровень удивления был уже намного меньше.
Налицо процесс привыкания.
Чтобы лучше
понять, чем грозит такое отношение
к власти, стоит отметить, что
сумма частных интересов не может
равняться интересу публичному. Человек
как существо эгоистичное, пытаясь
максимизировать собственную выгоду,
обязательно снижает выгоду другого человека.
Именно поэтому принципы свободного рынка,
заложенные либералами XVIII—XIX веков, потерпели
крах, а большинство стран мира поняли
необходимость государства как регулятора
рынка, который без этого грозил превратиться
в «войну всех против всех». Такова ситуация
во всех сферах публичной жизни. Делая
любой выбор в соответствии только с собственными
интересами, человек тем самым разрушает
общественную выгоду. Пример с выборами
мэра Киева — наглядное подтверждение.
Вспомним лишь, что разнообразные выплаты
действующего мэра киевлянам были возможны
не в последнюю очередь благодаря тому,
что в столицу Украины стекается большинство
финансовых потоков, а его большой бюджет
возможен за счет удручающего положения
многих других регионов. Поэтому, предпочтя
частные интересы, существенная часть
киевлян тем самым проголосовала за сохранение
сложившегося положения вещей.
Имея это в
виду, стоит обратить внимание на еще
один аспект. Доминирование частной сферы
приводит к «приватизации» общественной
жизни. Общественные связи понимаются
как средство для собственной самореализации.
Таким же средством становится политика.
Меняется даже ее понимание — все чаще
мы представляем политику как мощное средство
для зарабатывания денег, она становится
еще одной разновидностью бизнеса, а большинство
поступков политических деятелей мы склонны
объяснять с учетом их экономических интересов
— ведь для нас самих другого объяснения
просто не существует.
Реальные проявления
такого отношения к политике также не
редкость. Выборы последних лет зафиксировали
— наряду с падением уровня политической
активности — рост интереса к политике
как средству улучшения собственного
материального положения. Поэтому легко
объяснить, почему столько людей, особенно
молодое поколение, воспринимают приближение
избирательной кампании как средство
подзаработать. Они активно работают на
избирательные штабы разных партий, при
этом не имея никакой заинтересованности
в их политических программах и убеждениях.
Таким образом, несмотря на постепенное
снижение уровня доверия к партиям, во
время избирательных кампаний у этих партий
нет никаких проблем с привлечением «агитаторов».
Этот парадокс сегодня в Украине — обычное
явление.
В итоге главная опасность, которая напрямую связана с кризисом легитимности, — это угроза «опекунской власти», описанная канадским философом Чарльзом Тейлором как одна из «болезней современности». Для нее характерно отношение граждан к государству как к опекуну, который должен удовлетворять их потребности, прежде всего материальные. При этом участие населения в политической жизни сводится к минимуму, а сами граждане превращаются в «клиентов». Легитимность в таком случае определяется способностью государственной власти делать «подачки» населению и обеспечивать част-
ные интересы отдельных
его представителей. Очевидно, что
в таком случае решение общественных
проблем и политическое развитие
государства становятся полностью
отчужденными от граждан, которые, в
свою очередь, и не стремятся на них
влиять. Такое патерналистское отношение
к государству — едва ли не самая большая
угроза для современной Украины, и понятно,
что падение уровня вовлеченности граждан
в политическую жизнь страны является
тревожным симптомом.
Изложенные тенденции
не способны объяснить всю полноту проблемы
легитимности власти в Украине, однако
в известной степени позволяют выделить
ее важные аспекты. Как видим, легитимность
образца начала ХХІ века вряд ли можно
объяснить в классических веберовских
терминах. Мало того, как показывают реалии,
кризис легитимности уже не влечет за
собой крах политического режима. Режим,
который недостаточно легитимен в глазах
своего населения, продолжает существовать
и развиваться по собственным законам.
По мнению современного американского
политолога Адама Пшеворски, это объясняется
простым отсутствием альтернативы действующей
власти — иными словами, люди соглашаются
на власть, которая им не по нутру, только
потому, что не видят иного варианта. Столь
неутешительный вывод означает лишь то,
что взаимосвязь между государством и
гражданами, определявшаяся легитимностью,
постепенно разрушается. Мы пока еще не
можем утверждать, к чему может привести
такой процесс, но проблема отчуждения
власти от населения и замыкания их обоих
на себе является приметой нашего времени
Реферат: Легитимность властиНазвание: Легитимность власти
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат Добавлен 05:30:18 18 июня 2005 Похожие работы
Просмотров: 1129
Комментариев: 0 Оценило: 2 человек Средний
балл: 4 Оценка: неизвестно
Скачать