Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Политология как наука.
Политическая власть.
Политическая система общества. Политические режимы.
Государство в политической системе общества.
Политические партии и группы интересов.
Институт выборов в политической системе общества.
Политическое сознание.
Политическая культура.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект лекций по политологии.docx

— 177.41 Кб (Скачать файл)

     Эмпирические  методы в политической науке

  • Наблюдение.
  • Анализ документов.
  • Метод опроса.
  • Метод экспертной оценки.
  • Контент-анализ.

     Функции политологии:

     1. Методологическая заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов.

     2. Теоретическая – это концентрация, объяснение, пополнение и обращение имеющегося политологического знания, разработка законов и теорий данной науки. Результатом этой функции выступает политическая теория – целостное с высокой степенью достоверности, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих явлениям и процессам политической сферы общества.

     3. Описательная – изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития.

     4. Объяснительная – поиск ответов на возникающие вопросы политической жизни.

     5. Прогностическая – выработка прогнозов относительно развития процессов в политической жизни.

     6. Инструментальная – нахождение ответов на вопросы практической политики.

     7. Мировоззренческая – выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явления в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах.

     8. Идеологическая – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости ой или иной политической системы.

     9. Политическая социализация, формирование гражданственности, политической культуры населения.

     10. Познавательная – реализуется в исследовании мира реальной политики, его описании и выявлении особенностей, закономерностей, действующих в сфере политики и власти.

     11. Оценочная – проявляется в способности общественных субъектов, опираясь на науку, выносить суждения о значимости, приемлемости или неприемлемости тех или иных политических фактов. 

     ТЕМА 2.

     ПОЛИТИЧЕСКАЯВЛАСТЬ 

     1. Политическая власть, ее сущность, структура и отличительные признаки.

     2. Принцип разделения властей, его  смысл и значение.

     3. Политическое господство как  форма институализации власти. Теория легитимности господства М. Вебера.

     4. Понятие политической элиты. Типология  элит и системы рекрутирования.

     5. Типы политических лидеров и  их функции. Современные тенденции  развития политического лидера.

     6. Политическое лидерство и политический  маркетинг. 

1. Политическая власть, ее сущность, структура  и основные особенности 

     Политическая  властьэто способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

     Среди многочисленных разновидностей власти политическая власть имеет верховенствующий характер. Это проявляется:

     1. Политическая власть устанавливает  и определяет основные политические  нормы и законы конкретного  общества, которые регулируют и  упорядочивают экономические и  социальные отношения.

     2. Политическая власть в отличие  от других видов власти обладает  узаконенным правом на применение  власти (М. Вебер).

     Отличительные признаки политической власти:

     1. Легальность использования силы  в пределах государства; 

     2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникновения в любые общественные процессы.

     3. Публичность, т.е. всеобщность, и безличность.

     4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений.

     5. Многообразие ресурсов.

     6. Суверенитет.

     7. Легитимность – признание, оправдание, согласие общества с государственной властью.


     Структура политической власти

  1. Субъекты: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, общество (но не всегда).
  2. Объекты: индивид, социальная группа, класс.
  3. Ресурсы власти: экономические, силовые, социальные, информационные, политико-правовые, демографические.
 

     2. Принцип разделения  властей, его смысл и значение 

     Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви  власти.

     Единство  и целостность государства не позволяют ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого  должна обладать большими властными  полномочиями. Ни одна из них не может  существовать без двух других.

     Принцип "разделения властей" не противостоит единству государственной власти. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл  принципа "разделения властей" состоит:

     1. Не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры.

     2. Определить функции каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная.

     3. Обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти.

     4. Наиболее широко представить  во власти интересы различных  слоев и групп населения. 

     В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно  уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию. 

     3. Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимности господства М. Вебера 

     Проявления  власти в обществе изменчивы, многообразны и относительно. Для того чтобы  ее упорядочить, сделать функционально  способной ее необходимо институционализировать, закрепить в форме политического господства. Политическое господство – это структурирование в обществе отношений командования и подчинения.

     Политическое  господство как институционализмрованная власть может по-разному оцениваться обществом. Положительная оценка, согласие общества ей подчиняться означает легитимность власть. Большой вклад в разработку теории легитимного господства внес немецкий социолог М.Вебер, выделивший три легитимного господства:

     1. Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки.

     2. Харизматический тип господства - основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности.

     3. Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.  
 
 

     4. Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования 

     Политическая  элита – составляющая меньшинство общества социальная группа, являющаяся субъектом подготовки и принятия (или влияния на принятие/неприятия) важнейших стратегических решений и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом (экономическим, социальным, культурным, силовым).

     Типологии элит

     1. По объему властных  полномочий:

  • Высшая – включает руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений (президент, руководители правительства, члены высших судебных органов власти, лидеры наиболее влиятельных партий, спикер парламента и главы крупнейших парламентских фракций).
  • Средняя – относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, представители региональных элит (губернаторы, мэры), лидеры политических партий и движений.
  • Административная – входят члены правительства, а также высший слой государственных служащих.

     2. По интенсивности  циркуляции и способам  рекрутирования:

  • Открытая элита – характеризуется динамичной циркуляцией, открытостью, выражающейся в формально равных возможностях доступа членов неэлитных групп в нее. Существует относительно небольшое количество формальных ограничений доступа в элиту. Отбор в элиту осуществляется на основе острой конкурентной борьбы, в которой большое значение имеют личные качества: энергичность, умение найти и организовать себе поддержку, способность мобилизовать имеющиеся ресурсы. Открытая элита пополняется новыми лидерами, которые являются носителями новых идей и ценностей. Поэтому она демонстрирует способности к социальным инновациям и реформам. Ее положительными чертами являются чуткость к социальным настроениям и потребностям, гибкость и широкие возможности быстрой адаптации к меняющимся социальным условиям и реакции на общественные перемены. Однако у нее есть недостатки: склонность к популистским и непродуманным решениям, средняя или низкая степень преемственности в выработке политики.
  • Закрытая элита – характерна замедленная циркуляция, выражающаяся в неравных возможностях доступа представителей неэлитных групп в нее. В первую очередь на отбор в элиту влияют формальные показатели: возраст, стаж работы, партийность, принадлежность к определенной корпорации. Важнейшим условием, влияющим на отбор в элиту, является личная преданность руководству и готовность беспрекословно исполнять приказы. В конечном счете элита стремится к самовоспроизводству, что, в свою очередь, обрекает ее на вырождение и деградацию. Ее положительными чертами является: высокая степень преемственности в выработке политике, уравновешенность решений, невысокая вероятность внутренних конфликтов. К недостаткам этого типа элиты следует отнести косность, слабую способность реагировать на происходящие социальные изменения, тенденция к кастовости.

     Существует  две системы рекрутирования (набора) элит: система гильдий и антрепренерская.

     Для системы гильдий  характерны:

     1) закрытость, отбор претендентов  на более высокие посты главным  образом из нижестоящих слоев  самой элиты, медленный, постепенный  путь наверх.

     2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров – формальных требований для занятия должностей.

     3) небольшой, относительно закрытый круг селектората.

     4) подбор и назначение кадров  узким кругом руководителей, отсутствие  открытой конкуренции;

     5) тенденция к воспроизводству  существующего типа элиты. 

     Антрепренерская (предпринимательская, термин ввел американский политолог Б. Рокиэн) система во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

     1) открытость, широкие возможности  для представителей любых общественных  групп претендовать на занятие  лидирующих позиций;

     2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

     3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

     4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества на занятие руководящих постов;

     5) изменчивость состава элиты, первостепенная  значимость для этого личностных  качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой  аудитории, увлечь ее привлекательными  идеями и программами.  

     5. Типы политических  лидеров и их  функции. Современные  тенденции развития  политического лидера 

     Политический  лидер – это личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество и государство.

     Типы  политических лидеров.

     I. На основе теории легитимного господства М.Вебера:

     1. Традиционное лидерство. 

     2. Харизматическое лидерство

     3. Рационально-правовое лидерство.

     II. По имиджу:

     1. Лидер-«знаменосец» – стремится к воплощению «великой мечты», изменению политической системы.

Информация о работе Лекции по "Политологии"