Авторитаризм
(от лат. auctortas – власть, влияние) применяется
в политической науке для обозначения
режима, характеризующегося монополией
на власть какой-то одной партии, группировки,
лица или института.
Существенными
чертами авторитаризма
являются:
- монополия
на власть одной группы, партии или коалиции,
которая ни перед кем не подотчетна;
- полный или
частичный запрет на деятельность оппозиции;
- сильно централизованная
монистическая структура власти;
- сохранение
ограниченного плюрализма;
- отсутствие
политической конкуренции;
- отсутствие
возможности ненасильственной смены власти;
- опора на
силовые структуры для удержания власти.
Отличительные
черты авторитаризма:
- Автократизм
(самовластие) или небольшое число носителей
власти. Ими могут быть один человек (монарх,
тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая
группа и др.).
- Неограниченность
власти, ее неподконтрольность гражданам.
При этом власть может править с помощью
законов, но их она принимает по усмотрению.
- опора (реальная
или потенциальная) на силу.
- монополизация
власти и политики, недопущение реальной
политической оппозиции и конкуренции.
- отказ от
тотального контроля над обществом, невмешательство
или ограниченное вмешательство во внеполитические
сферы и прежде всего в экономику.
- Рекрутирование
политической элиты путем кооптации, назначения
сверху, а не конкурентной электоральной
борьбы.
Демократия
– это политический режим, для которого
характерно:
-
соблюдение прав и свобод человека;
-
признание политических прав и свобод
граждан в таком объеме, который позволяет
легально действовать не только партиям
и организациям, поддерживающим политику
правительства, но и партиям и организациям
оппозиционным;
-
наличие представительных органов
власти, формируемых на основе
всеобщих, свободных и справедливых
выборов;
-
построение государственной власти по
принципу «разделения властей», причем
единственным законодательным органом
считается парламент;
-
политический плюрализм;
-
публичность власти.
ТЕМА
4.
ГОСУДАРСТВО
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВА
1.
Государство, его сущность, признаки
и функции.
2.
Устройство современного государства:
формы правления и формы территориального
устройства.
3.
Понятие и основные принципы
правового государства.
1.
Государство, его
сущность, признаки
и функции
В
политической науке можно выделить
две трактовки понятия «государство»:
широкую и узкую.
В
широком смысле государство –
это политическое образование, соответствующее
трем основным признакам:
- Наличие единой
территории с определенными границами
- Население,
проживающее на данной территории
- Суверенная
власть.
Такое
толкование понятия государство
носит преимущественно юридический
характер.
В
узком смысле государство трактуется
как совокупность политических институтов,
осуществляющих верховную власть на
определенной территории.
Признаки
государства
- Отделение
публичной власти от общества, ее несовпадение
с организацией всего населения, появление
слоя профессионалов-управленцев. Этот
признак отличает государство от родо-племенной
организации, основанной на принципах
самоуправления.
- Территория,
очерчивающая границы государства. Законы
и полномочия государства распространяются
на людей, проживающих на определенной
территории. Само оно строится не по кровнородственному
признаку, а на основе территориальной
и, обычно, этнической общности людей.
- Суверенитет,
т.е. верховная власть на определенной
территории.
- Монополия
на легальное применение силы, физического
принуждения.
- право на
взимание налогов и сборов с населения.
- обязательность
членства в государстве. В отличие, например,
от партии, пребывание в которой добровольно
и не обязательно для населения, государственное
гражданство человек получает с момента
рождения.
- Претензия
на представительство общества как целого
и защиту общих интересов и общего блага.
Функции:
- обеспечение
безопасности и правопорядка
- регулирование
социальных отношений и разрешение социальных
конфликтов
- распределение
ценностей в обществе
- защита национальных
интересов и обеспечение национальной
безопасности.
2.
Устройство современного
государства: формы
правления и формы
территориального
устройства
Строение
государства традиционно характеризуется
через формы правления и формы
территориального (государственного)
устройства. В них воплощается
организация верховной власти, структура
и порядок взаимоотношений высших
государственных органов, должностных
лиц и граждан.
Административно-территориальные
формы организации государства (или
формы государственного устройства)
могут основываться на двух принципах:
унитаризма и федерализма, в соответствии
с которыми государства разделяются
на унитарные и федеративные.
Унитарное
государство представляет собой
слитное государство, состоящее не из
государственных образований, а из административно-территориальных
единиц.
Отличительными
признаками унитарного государства
выступают:
- единая конституция,
нормы которой применяются на всей территории
страны
- единое гражданство
и единая система права
- централизованная
судебная система
- единая система
высших государственных органов государственной
власти
- подразделение
на административно-территориальные единицы
(департаменты, области, районы и т.д.),
которые не обладают политической самостоятельностью.
Форма
правления - это способ формирования
и организации высших государственных
институтов власти, а также распределения
полномочий между ними.
Различают
две основные формы правления
– монархию и республику.
Монархия
представляет собой правления, при
которой глава государства получает
власть в порядке наследования престола.
Признаки
монархии:
- Существование
единоличного главы государства
- Обладание
монархом всей полноты власти, которая
является нераздельной, верховной и суверенной
- Наследственный
характер передачи власти
- Бессрочное
правление монарха
- Юридическая
безответственность монарха
Абсолютная
монархия (Саудовская Аравия, Катар,
Оман) – всевластие главы государства;
конституционная монархия – государство,
в котором полномочия монарха ограничены
конституцией. Конституционная монархия
делится на дуалистическую (Иордания,
Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен
преимущественно исполнительной властью
и лишь частично – законодательной, и
парламентскую, здесь монарх хотя и
считается главой государства, но фактически
обладает представительскими функциями
и лишь частично исполнительскими, а иногда
имеет также право вето на решения парламента,
которым практически не пользуется («Монарх
царствует, но не правит»). Монарх является
скорее историческим и политическим символом,
нежели политическим институтом. Подавляющее
большинство современных демократических
монархий – парламентские монархии. Правительство
формируется в них парламентским большинством
и подотчетно не монарху, а парламенту.
Республика
– форма правления, характеризующаяся
избранием высших органов власти или их
формированием представительными институтами.
Признаки
республики:
- Коллективное
правление, осуществляемое не одним лицом,
а системой государственных органов
- Республиканское
правление основано на принципе разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную
- В формировании
власти участвует народ; в процессе выборов
государственных органов могут применяться
различные избирательные системы, одни
менее, другие более демократичные
- Представители
органов власти и высшие должностные лица
избираются на определенный срок
- Высшие должностные
лица несут ответственность перед органом,
их избравшим, или народом
Республика:
парламентская, президентская
и смешанная, или
полупрезидентская.
В
президентской республике
должности главы государства и главы правительства
объединены. Глава государства избирается
всеобщим голосованием и формирует правительство,
которое несет перед ним политическую
ответственность.
В
парламентской республике
правительство формируется парламентом,
а глава государства (если эта должность
существует) избирается парламентом. Премьер-министром
(главой правительства), как правило, становится
лидер партии, набравшей большинство голосов
на выборах в парламент.
Чертами
президентской и парламентской
республики обладает смешанная форма
- полупрезидентская республика, возникшая
во Франции. Президент, избираемый всенародно
и являющийся главой государства, назначает
премьер-министром лидера самой большой
парламентской фракции. В отличие от президентской
республики глава государства обладает
правом роспуска нижней палаты парламента.
3.
Понятие и основные
принципы правового
государства
Правовое
государство предполагает такую
форму организации и функционирования
государственной власти, при которой обеспечено
верховенство норм права, закона, которым
неукоснительно следуют государство,
общество, индивид. Правовое государство
опирается на ряд основополагающих принципов.
- Верховенство
правового закона – предполагает, с одной
стороны, его господство во всех сферах
общества, с другой стороны – соответствие
всех правовых актов духу и букве основного
закона – Конституции.
- Реальная
гарантированность прав и свобод человека,
их охрана и возможность свободного развития.
Принцип обеспечивается невмешательством
государства в дела гражданского обществу
наряду с признанием неотчуждаемости
личных прав и свобод.
- Взаимная
ответственность государства и личности.
Государство и личность в равной степени
несут ответственность за свои действия
перед законом. Их действия охватываются
формулой: «Все, что не запрещено индивиду,
ему разрешено. Все, что не разрешено власти,
ей запрещено».
- Принцип разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную.
- Наличие эффективной
системы контроля и надзора за осуществлением
закона. Принцип проводится в жизнь посредством
независимых органов суда, прокуратуры,
арбитража, налоговых служб, счетной палаты,
правозащитных организаций, СМИ.
Правовому
государству присущи следующие
признаки, которые взаимосвязаны
и вытекают из его принципов.
- Идея народного
суверенитета, закрепленного конституционно.
Правовое государство концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей,
населяющих страну.
- наличие развитого
гражданского общества, защищающего неотчуждаемые
права человека. Недопустима патерналистская
установка: государство наделяет правами
и свободами граждан – они имманентно
присущи людям.
- Создание
институтов демократии, препятствующих
сосредоточению власти в руках одного
лица или органа.
- Независимость,
автономность и возвышение суда как одного
из гарантов правовой государственности
и прав человека. Любые органы власти,
любое должностное лицо и любой гражданин
в равной степени подконтрольны суду.
- Исключение
любых форм деспотизма и диктатуры, от
кого бы ни исходила, правовая защита человека
от произвола чиновников и государства.
- Участие граждан
в управлении государством посредством
механизмов демократии. Наличие возможности
реального воздействия общества на характер
деятельности ветвей власти.