Лекции по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:56, курс лекций

Краткое описание

Политология как наука.
Политическая власть.
Политическая система общества. Политические режимы.
Государство в политической системе общества.
Политические партии и группы интересов.
Институт выборов в политической системе общества.
Политическое сознание.
Политическая культура.

Вложенные файлы: 1 файл

конспект лекций по политологии.docx

— 177.41 Кб (Скачать файл)

     Авторитаризм (от лат. auctortas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

     Существенными чертами авторитаризма  являются:

  1. монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;
  2. полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
  3. сильно централизованная монистическая структура власти;
  4. сохранение ограниченного плюрализма;
  5. отсутствие политической конкуренции;
  6. отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
  7. опора на силовые структуры для удержания власти.

     Отличительные черты авторитаризма:

  1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и др.).
  2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по усмотрению.
  3. опора (реальная или потенциальная) на силу.
  4. монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции.
  5. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику.
  6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

     Демократия – это политический режим, для которого характерно:

     - соблюдение прав и свобод человека;

     - признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

     - наличие представительных органов  власти, формируемых на основе  всеобщих, свободных и справедливых  выборов; 

     - построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;

     - политический плюрализм;

     - публичность власти. 

ТЕМА 4.

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВА 

     1. Государство, его сущность, признаки  и функции.

     2. Устройство современного государства:  формы правления и формы территориального  устройства.

     3. Понятие и основные принципы  правового государства. 
 
 

     1. Государство, его  сущность, признаки  и функции 

     В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство»: широкую и узкую.

     В широком смысле государство –  это политическое образование, соответствующее  трем основным признакам:

  • Наличие единой территории с определенными границами
  • Население, проживающее на данной территории
  • Суверенная власть.

     Такое толкование понятия государство  носит преимущественно юридический  характер.

     В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории.

     Признаки  государства

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
  5. право на взимание налогов и сборов с населения.
  6. обязательность членства в государстве. В отличие, например, от партии, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

     Функции:

  1. обеспечение безопасности и правопорядка
  2. регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов
  3. распределение ценностей в обществе
  4. защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности.
 

     2. Устройство современного  государства: формы  правления и формы  территориального  устройства 

     Строение  государства традиционно характеризуется  через формы правления и формы  территориального (государственного) устройства. В них воплощается  организация верховной власти, структура  и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных  лиц и граждан.

     Административно-территориальные  формы организации государства (или  формы государственного устройства) могут основываться на двух принципах: унитаризма и федерализма, в соответствии с которыми государства разделяются  на унитарные и федеративные.

     Унитарное государство представляет собой слитное государство, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц.

     Отличительными  признаками унитарного государства выступают:

  • единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны
  • единое гражданство и единая система права
  • централизованная судебная система
  • единая система высших государственных органов государственной власти
  • подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

     Форма правления - это способ формирования и организации высших государственных институтов власти, а также распределения полномочий между ними.

     Различают две основные формы правления  – монархию и республику.

     Монархия  представляет собой правления, при  которой глава государства получает власть в порядке наследования престола.

     Признаки  монархии:

  • Существование единоличного главы государства
  • Обладание монархом всей полноты власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной
  • Наследственный характер передачи власти
  • Бессрочное правление монарха
  • Юридическая безответственность монарха

     Абсолютная  монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не пользуется («Монарх царствует, но не правит»). Монарх является скорее историческим и политическим символом, нежели политическим институтом. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

     Республика  – форма правления, характеризующаяся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами.

     Признаки  республики:

  • Коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов
  • Республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
  • В формировании власти участвует народ; в процессе выборов государственных органов могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные
  • Представители органов власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок
  • Высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом

     Республика: парламентская, президентская  и смешанная, или  полупрезидентская.

     В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

     В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент.

     Чертами президентской и парламентской  республики обладает смешанная форма - полупрезидентская республика, возникшая во Франции. Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента. 

     3. Понятие и основные  принципы правового  государства 

     Правовое  государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.

  1. Верховенство правового закона – предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны – соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона – Конституции.
  2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского обществу наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.
  3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
  4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

     Правовому государству присущи следующие  признаки, которые взаимосвязаны  и вытекают из его принципов.

  1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
  2. наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан – они имманентно присущи людям.
  3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.
  4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.
  5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
  6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.

Информация о работе Лекции по "Политологии"