Ведь международно-правовая
защита человека имеет и собственно свои
принципы. В их числе ученые называют принципы:
самоопределения народов и наций, равноправия
всех людей и запрещения дискриминации,
равенства прав мужчин и женщин, уважения
прав человека и основных свобод, ответственности
за нарушения прав человека.
Представляется, такой набор
принципов международно-правовой защиты
является далеко не исчерпывающим. Анализ
универсальных международных документов
позволяет выделить еще несколько общепризнанных
принципов. Среди них принципы не отчуждаемости
основных прав и свобод человека, не нарушаемости
прав, презумпции невиновности, эффективного
восстановления в правах и доступности
средств правовой защиты1. Все вышеназванные
принципы, за исключением принципа уважения
прав человека и основных свобод должны
быть признаны принципами именно международной
защиты основных прав человека. А принцип
уважения прав человека и его свобод является
всеобщим принципом международного права
и поглощает все приведенные выше.
На основе принципов международно-правовой
защиты прав человека российским законодательством
разрабатываются все конкретные нормы
в области обеспечения прав человека.
В то же время принципы являются и критерием
конституционности всех норм, регулирующих
эти права. В них заложены также правила
поведения, от которых государство не
вправе отступить и которые служат эталоном
правомерного поведения участников международных
соглашений относительно прав человека.
Именно в этом заключается непреходящее
значение принципов международной защиты
основных прав человека.
1.2 Формы защиты
прав человека в Европейском
сообществе
Форма защиты права человека
– это регламентированный правом комплекс
особых процедур и мер, осуществляемых
правоприменительными органами, созданными
в соответствии с Конституцией Украины,
и самим человеком в рамках правозащитного
процесса и направленных на восстановление
(подтверждение) нарушенного (оспоренного)
права. Выбор формы защиты права определяется:
1) характером материально-правовых требований,
подлежащих защите; 2) особенностями и
характером компетенции органа, которым
может быть рассмотрено данное требование;
3) особенностями порядка рассмотрения
заявления, жалобы, а также 4) конкретными
юридическими и фактическими условиями,
в которых оказался человек, чье право
было нарушено, и его реальными возможностями
самостоятельно защитить это право1.
От того, какой субъект права
применяет меры принудительного характера
к нарушителю прав человека, формы защиты
права делят на юрисдикционную и не юрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты
прав человека – деятельность органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, правоохранительных органов
и органов управления по восстановлению
нарушенного права, осуществляемая в рамках
установленных законом процедур, результатом
которой является решение дела по существу.
Поскольку защита основных прав человека
является в основном юрисдикционной деятельностью,
она должна осуществляться в процессуально-процедурной
форме, как правило, с вынесением акта
применения1.
Под процессуально-процедурной
формой защиты права правоведы понимают
особую юридическую конструкцию, представляющую
собой совокупность наиболее целесообразных
процедур осуществления определенных
полномочий2. Такое определение в одинаковой
мере подходит для характеристики не только
процессуальной деятельности органов
правосудия, как это традиционно считалось,
но и деятельности всех органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
правоохранительных органов и общественных
объединений.
Юрисдикционные формы защиты
основного права человека подразделяют
на судебные и несудебные (административную
и общественную). Некоторые правоведы
в качестве самостоятельной выделяют
нотариальную форму защиты.
Конституция Украины гарантирует
каждому человеку судебную защиту его
основных прав (ст. 55)3. Она занимает центральное
место в достаточно большом арсенале средств,
призванных обеспечить защитy прав человека.
Под ней необходимо понимать форму правоприменительной
деятельности судов по осуществлению
правосудия по делам о восстановлении
(подтверждении) нарушенного (оспоренного)
права человека.
Защита нарушенных прав человека
судом наиболее эффективна и цивилизованна,
поскольку в суд могут быть обжалованы
любые решения и действия (или бездействие)
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц. Объектом
обжалования могут быть, законы, действия
и указы Президента Украины, постановления
Кабинета Министров Украины и т.д. Суд,
таким образом, осуществляет надзор за
законностью в стране, обеспечивает приоритет
прав и свобод граждан перед любыми акциями
государства.
Престиж судебной защиты особо
отмечают международно-правовые документы.
Статья 8 Всеобщей декларации прав человека
гласит: "Каждый человек имеет право
на эффективное восстановление в правах
компетентными национальными судами в
случае нарушения основных прав, предоставляемых
ему конституцией или законом". Международный
пакт о гражданских и политических правах
также возлагает на каждое участвующее
в этом пакте государство обязанность
обеспечить, чтобы право на защиту любого
лица обеспечивалось судебными органами
(подп. в п. 3 ст. 2)1.
Судебная форма защиты основных
прав человека – основная. Она всегда
применяется тогда, когда человек не в
состоянии сам восстановить нарушенное
право, когда обязанное лицо отказывается
выполнять лежащую на нем обязанность
обеспечить реализацию права, а также
в случае спора о праве.
Особое место в обеспечении
права на судебную защиту занимают конституционные
гарантии, под которыми следует понимать
правовые условия, средства и способы,
предусмотренные основным законом Украины
и посредством которых достигается восстановление
нарушенных прав2.
Конституция Украины определяет,
что судебная защита осуществляется в
форме конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства
(ст. 124).
Являясь важнейшей ветвью судебной
власти Украины, Конституционный вместе
с другими судами непосредственно участвует
в защите прав человека. В соответствии
с Конституцией человеку предоставлено
право обратиться в Конституционный суд
с жалобой на нарушение его конституционных
прав и свобод, а Конституционному суду
предоставлено право проверять по этим
жалобам конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле.
Судебная защита нарушенных
или оспариваемых гражданских прав в силу
ст. 4 ГПК Украины осуществляется в соответствии
с установленной процессуальным законодательством
подведомственностью дел судам общей
юрисдикции. Задачами гражданского судопроизводства
являются правильное и своевременное
рассмотрение и разрешение гражданских
дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов граждан
и других субъектов гражданских, трудовых
или иных правоотношений (ст. 1 ГПК Украины)1.
Наряду с другими к несудебным
юрисдикционным формам защиты прав человека
относится административно-правовая.
В соответствии со ст. 34 Конституции Украины
в рамках этой формы граждане имеют право
обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и ораны местного
самоуправления2. Это право обусловлено
особенностями административно-правовых
и иных, построенных на началах неравенства
сторон, отношениях, в которых одна из
сторон обладает властными полномочиями
и имеет право решать возникающие жизненные
проблемы по существу. Поэтому в интересах
человека право стороны, имеющей власть,
должно быть уравновешено правом другой
стороны обжаловать акт, требовать его
пересмотра.
Конституционное право на обращение
(жалобу) принадлежит к числу основных
и неотчуждаемых прав каждого человека.
Ему корреспондирует обязанность органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, а также общественных
организаций принимать, регистрировать,
рассматривать жалобы, принимать по ним,
если они обоснованы, положительные решения
и давать ответы заявителям.
Административно-правовые
средства защиты основных прав человека
жалобами и обращениями не исчерпывается.
Государственными органами управления
и контроля по своей инициативе или указанию
из вышестоящих органов используются
такие, предусмотренные действующим законодательством
и подзаконными нормативными актами меры,
как: а) приостановление действия правовых
актов управления, нарушающих права и
свободы человека; б) отмена неправомерных
актов управления; в) опротестование актов
управления; г) приостановление работы
предприятий, учреждений, организаций
в случае, если их состояние угрожает здоровью
и жизни граждан (например, органами санитарного
надзора).
Перечисленные выше меры административно-правовой
защиты основных конституционных прав
и свобод человека являются средствами
активного противодействия их нарушению
или ущемлению.
Общественная защита прав
является одной из форм несудебной защиты
прав человека. Ее осуществляют общественные
объединения. Такое право предоставлено
им Законом Украины "Об объединении
граждан"1. Для осуществления уставных
целей общественные объединения имеют
право защищать права и законные интересы
своих членов и участников, а также других
граждан в органах государственной власти,
органах местного самоуправления и общественных
объединениях.
В случаях, установленных законом,
любое лицо имеет право обратиться за
защитой в общественное объединение, членом
которого оно состоит, или в другое, основной
деятельностью которого является защита
прав человека.
Что касается не юрисдикционной
формы защиты права, то Конституция Украины
устанавливает не только обязанность
государства обеспечивать защиту прав
и свобод человека, но и гарантирует право
каждого человека и самому защищать свои
права всеми способами, незапрещенными
законом (ч. 4 ст. 55)2. Самозащита человеком
своего права является самостоятельной
формой защиты права. Она представляет
собой совокупность действий (мер) самого
человека по восстановлению (подтверждению)
нарушенного (оспариваемого) права без
обращения за помощью к компетентным государственным
органам и общественным объединениям1.
Об огромной роли самозащиты
права в жизни человека и общества много
и ярко писал Р. Иеринг. Он считал, что "сопротивление
наглому, затрагивающему самое личность
беззаконию, то есть нарушению права, носящему
по своему приему характер его попрания,
характер личного оскорбления есть обязанность.
Это – обязанность правомочного по отношению
к себе самому, потому что таково повеление
нравственного самосохранения; это –
обязанность по отношению к обществу,
потому что таково необходимое условие
для существования права".2
Активная роль человека в деле
самозащиты своих прав особо выделена
в Парижской хартии для новой Европы, подписанной
21 ноября 1990 г. главами государств и правительств
34-х стран-участниц СБСЕ. В ней говорится,
что "государства-участники будут стремиться
к тому, чтобы в механизме человеческого
измерения обеспечивалось участие отдельных
лиц в защите их прав"3.
Толкование названных норм
дает возможность заключить, что самозащита
прав – это предусмотренные законом действия
фактического порядка и юридические средства,
применяемые человеком для принудительного пресечения посягательств
на свои права или их восстановления в
случае нарушения последних без обращения
к компетентным органам. Она выделяется
в самостоятельную правозащитную форму
по нескольким формообразующим основаниям:
1) субъект самозащиты резко отличается
от субъектов осуществления судебной,
общественной и административной форм
защиты: он не наделен властными полномочиями;
2) лицо, осуществляющее самозащиту, действует
в экстремальной ситуации (ограничено
время для оценки обстановки и принятия
решения, необходимо полагаться только
на собственные силы, ограничен выбор
средств защиты, в том числе и правовых,
психическое и нервное возбуждение), что
не создает условий для адекватной деятельности;
3) закон не предусматривает для самозащиты
каких-то специальных действий фактического
характера и, наконец, 4) лицо, осуществляющее
самозащиту, использует только собственные
силы и средства или только юридические
средства без обращения в компетентные
органы1.
Таким образом, самозащита
– это всегда такое явление, которое представляет
собой применение самим человеком предусмотренных
законом мер для защиты своих основных
прав или законных интересов от посягательств.
Раздел ІІ. Компетенция
и структура Европейского Суда по правам
человека
2.1 Организация
Европейского Суда по правам
человека
Еще несколько лет назад мало
кто в нашей стране знал о существовании,
а тем более деятельности Европейского
Суда по правам человека, который по его
местопребыванию часто называют Страсбургский
суд. Даже в солидных энциклопедических
словарях трудно было найти упоминание
о нем. Однако со вступлением Украины в
Совет Европы и особенно после ратификации
в 1996 году Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, на основании
и в соответствии с которой действует,
этот Суд, ситуация принципиально изменилась.
Жители Украины, которые считают свои
права из числа предусмотренных названной
Конвенцией нарушенными действиями государственных
органов и не нашедшими должной защиты
на национальном уровне, получили возможность
обратиться в Страсбургский суд. В целях
защиты от нарушений прав, предусмотренных
Конвенцией, в каком-либо из государств
ее участников в Суд может обращаться
и Украина как таковая.
Все это привлекло внимание
широкой общественности к Страсбургскому
суду. Однако в юридической литературе
пока нет источников, которые могли бы
удовлетворить этот интерес в плане более
или менее полного освещения организации
и деятельности сложного юрисдикционного
механизма, каким является Европейский
Суд. Характерно, что на сегодня прецедентное
право этого Суда в значительно большей
мере учитывается в судебной и законодательной
практике, чем в юридической доктрине.