Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.

Содержание

Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая политика и международные отношения.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

В связи с этим для России актуальна  не только реформа армии для повышения  ее боеспособности, но прежде всего  принятие серьезных решений в  области геоэкономики. России предстоит  решать проблему перевода внешнеэкономических  связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики. У  многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней экономикой. Как и  куда впишется Россия, зависит от многих факторов, в том числе от воли и аналитических способностей российских политиков.     Таким образом, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны.

2.3. Внешняя политика России

Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в государстве демократизация поставили Россию в положение государства, которая обязана заново определить собственный пост в мировой политике, выявить те приоритеты внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и воздействие на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления государства, она в полной мере испытывает на себе воздействие политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей. Россия  входит в состав многих влиятельных международных организаций и институтов, таких как Совет Безопасности ООН, БРИК, Совет Европы, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и т.д.. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене и стать участницей «Большой восьмерки».

Российская Федерация  проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает  законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Отличительная черта российской внешней политики - ее сбалансированность и многовекторность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, ее статусом одного из ведущих государств мира.

Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение  соответствия многостороннего и  двустороннего сотрудничества с  государствами - участниками Содружества  Независимых Государств (СНГ) задачам  национальной безопасности страны. Огромное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы. Во взаимодействии с другими заинтересованными государствами Россия будет прилагать последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны.

Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений  и стратегического партнерства  со всеми государствами - участниками  СНГ. Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга. Российская Федерация будет прилагать усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия.                                                                      В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения с государствами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов.     Для России огромную значимость представляют отношения с государствами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское ассоциация. Российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний. Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России. Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-тихоокеанского региона - форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России «шанхайской пятерке», куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Об этом свидетельствует недавний визит премьер-министра В.В.Путина, основным пунктом которого стало подписание двустороннего меморандума «О сотрудничестве в области модернизации экономики». Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Объективной базой продвижения российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в определении постоянной и надежной системы международных отношений. Тут ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и других вооружений, соблюдение положений договора ПРО, договора об ограничении систем противоракетной обороны. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско-американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего, это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.                            Российская внешнеполитическая задумка заключает задачей сформировать вокруг себя нужный общегосударственный консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической идеи поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия стремится найти и занять собственное уникальное место в мире. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.

3. Актуальные  проблемы мирового политического  процесса.

3.1. Мировая политика в условиях глобализации

 

Одним из ключевых процессов развития мировой политики и международных отношений является прогрессирующая глобализация. Отношение  к глобализации, как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу, а другие видят средство дальнейшего прогресса. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем, основное внимание я уделю описанию опасностей, которые несут процессы глобализации.

Когда мы говорим  о глобализации, то в широком смысле речь идет о растущей взаимосвязи и взаимозависимости всех сегментов мировой экономики и политики.

Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических культурных связей на основе новейших средств информатики телекоммуникаций.

В системе международных  отношений процесс глобализации также

оказывает решающее влияние на ее изменение. Прежде всего, речь

идет о снижении роли национальных государств и возрастании роли

негосударственных акторов, о появлении новых международных институтов.

В целом можно  выделить следующие характеристики международных отношений глобального  мира:

• рост экономического потенциала негосударственных акторов- транснациональных компаний(ТНК) и потребность в его независимой реализации в международной

среде;

• вытеснение негосударственными акторами государств с позиций главных, системообразующих элементов системы международных отношений;

• размывание границ между внутренней и внешней политикой государств;

• экономизация политики и закрепление фактического неравенства   государств как акторов международных отношений;

• появление условий, при которых геоэкономическая и геофинансовая власть диктуют миру свои правила игры;

Это новый вид войны - война за глобальное руководство. Конкуренция в мире стала «универсальным кредо», идеологией.

Транснациональные компании (ТНК) рассматривают всю планету как один глобальный рынок. Глобализация создает опасность нарастания разрыва в благосостоянии между государствами - в этих условиях могут утвердиться только те из них, которые имеют в своем распоряжении новейшие технологии и дешевую, но в тоже время, квалифицированную и гибкую рабочую силу.

Таким образом, получив наибольшее развитие в экономической сфере, глобализация в конце ХХ в. вышла за ее рамки и стала перестраивать политическую структуру мира. Поэтому сегодня в центре внимания исследователей находятся противоречия глобализации: между общечеловеческими интересами во взаимозависимом мире, национальными и этническими особенностями; глобализацией и стремлением к идентичности, самоопределению народов, социальных общностей, личностей; гражданским порядком, сохраняющимся внутри государств и естественным состоянием, царящим в рамках международных отношений, и др.

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами, которые, согласно формуле Д. Белла, становится слишком маленькими для больших житейских проблем и слишком большими -

для маленьких. Гражданство в традиционном его понимании, как гражданство в рамках национального государства, дестабилизировано процессами глобализации, исследователи утверждают, что для современного общества характерно экономическое гражданство, которое

представляет собой  концентрацию экономических прав, давая их обладателям определенную власть и возможность требовать отчет о деятельности государства. При этом субъектами этого нового гражданства являются не граждане, а фирмы и рынки, в особенности

глобальные финансовые рынки, соответственно локализуется это гражданство не в индивидуумах, не в гражданах, а в глобальных экономических aктopax.

Возможности нации-государства  подрываются такими проявлениями

глобализма, как  формирование международных финансовых рынков, интернационализация бизнеса и капитала, появление глобальных открытых информационных сетей,

самоопределение новых  наций, резко увеличившаяся мобильность населения, неделимый характер многих угроз безопасности, глобальные проблемы современности и т. д. Транснационализация и виртуализация финансового рынка, во-первых, облегчают возможности сокрытия капитала от контроля государства и дают возможность получения  прибыли, обусловленной особенностями той или иной территории, к примеру, более низкими налогами на прибыль. Возросшая мобильность капитала, во-вторых, оказывает влияние на рост власти самого капитала. В-третьих, значительная часть национальной политики попадает в зависимость от международных, финансовых рынков. По мнению экспертов, экономическая мощь отдельных государств и политико-экономическая эффективность их правительств связаны со спекуляциями на международных валютных рынках, о чем, в частности, говорит опыт восточноазиатских стран. Возникает парадоксальная ситуация: глобализация одновременно повышает требования к политике национального государства и ,в тоже время, сужает его возможности. Стремясь обеспечить конкурентоспособность своих ТНК, сохранить в стране капитал и рабочие места, привлечь  новые инвестиции, правительства снимают с них социальную ответственность и тем самым способствуют снижению реального уровня заработной платы, сокращают социальные программы, разрушая в Европе социальное гocyдapство и проявляют, недопустимое в условиях глобализации, невнимание к вопросам защиты окружающей среды. Ключевой проблемой становится слабая управленческая способность государства, определяемая как способность государственных организаций формулировать всеобщие правила и внедрять их в политику, управление, экономику и общество с минимальными отклонениями от политических намерений. Опыт свидетельствует, что действует трицательная корреляция как между падающей управленческой способностью государства и экономической эффективностью, так и между падающей управленческой способностью государства и демократией. Значит, проблематичным в новых условиях становится и сохранение демократии.

Сегодня главный враг открытого общества - капиталистическая угроза». В результате глобализация, которую ее приверженцы обычно трактуют как торжество либеральных ценностей на всей планете, на деле ведет нас к необходимости снова решать проблему, как возродить свободу. Национальные границы начинают исчезать под натиском транснациональных компаний и международных финансовых институтов, осуществляющих диктат в отношении стран, не входящих в «золотой миллиард». Власть в разных регионах мира с разной «скоростью», но неуклонно передается на транснациональный уровень, лишая государства все большей части суверенитета. Местные культуры с все возрастающей интенсивностью

подвергаются воздействию унифицирующей моды и инновационных тенденций, источником которых преимущественно является Запад, и прежде всего США. Барьеры, прежде всего географические и временные, разрушаются. Интенсивность культурных и информационных обменов, многократно усиленная новейшими средствами коммуникации, делает малоэффективными попытки автаркии, самоизоляции и сохранения «единой национальной культуры» - одного из главных маркеров национального государства.

Таким образом, основным конфликтом рубежа тысячелетий стало  столкновение между дезинтеграцией и снижением эффективности и  демократичности национальных государств  и растущей экономической, культурной и политической глобализацией.

3.2. Проблема международной безопасности

Сегодня перед мировым  сообществом стоят новые задачи, без эффективного решения которых международная безопасность не будет ни стабильной, ни долговременной. Одна из них - предотвращение распространения оружия массового поражения. Чрезвычайно актуальна проблема борьбы с международным терроризмом, так как последствия террористических актов на атомных электростанциях, химических предприятиях и подобных им объектах могут привести к серьезным катастрофам. В современном мире все большее значение приобретают экономические и информационные аспекты обеспечения безопасности. Экономические кризисы в условиях глобализации мировой экономики могут в считанные часы дестабилизировать народное хозяйство стран, расположенных друг от друга за тысячи километров. Трудно представить себе и возможные последствия сбоев в функционировании информационных сетей, поскольку информация - важный экономический, политический и социальный ресурс. Нерешенные глобальные проблемы современности - экологическая, энергетическая, продовольственная - также наполняют новым содержанием понятия международной безопасности. Изменились и общественно-политические условия, в которых должны решаться принципиально новые задачи в системе международных отношений в целом и в сфере международной безопасности. Если раньше у государства были две четко разграниченные области ,деятельности - внутренняя и внешняя и безопасность в них обеспечивалась

Информация о работе Мировая политика и международные отношения