Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики.

Содержание

Введение 3
1. Мировая политика и международные отношения. 4
1.1. Понятия и сведения о мировой политике 4
1.2. Понятия и сведения о международных отношениях 6
1.3. Субъекты мировой политики и международных отношений 8
2. Россия в системе международных отношений. 11
2.1. Геополитика 11
2.2. Геополитическое положение в современной России 13
2.3. Внешняя политика России 15
3. Актуальные проблемы мирового политического процесса. 18
3.1. Мировая политика в условиях глобализации 18
3.2. Проблема международной безопасности 21
3.3. ООН в современном мире 24
Заключение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая политика и международные отношения.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

самыми разными  способами, то на рубеже ХХ и XXI вв. эта грань размывается. Раньше государство, добившись внутренней стабильности, было вполне уверено, что сможет постоять за себя и вовне. В наше время международная сфера может, в принципе, сломать любое, внутренне сколь угодно стабильное государство. С другой стороны, международная сфера может стать мощным фактором внутренней безопасности государства, недостижимой по каким-либо причинам иными средствами. Сейчас Наличие  международной безопасности определятся не отсутствием войн и вооруженных конфликтов, не поддержанием военно-стратегического равновесия, а способностью мирового сообщества в целом предвидеть и своевременно осуществлять назревшие перемены.

В последние десятилетия  самую большую угрозу всеобщему миру и безопасности на глобальном уровне представляло оружие массового поражения, в первую очередь ядерное. Хотя с окончанием холодной войны вероятность крупномасштабного военного конфликта с применением ядерного оружия резко снизилась, опасность исходит из самого факта существования такого оружия. Одним из механизмов обеспечения ядерной безопасности является существующий режим нераспространения ядерного оружия. Данный международный режим зафиксирован в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г.  Все государства можно разделить на пять групп в зависимости от обладания ими ядерным оружием, наличия или отсутствия экономических и технологических предпосылок для его производства и участия или неучастия в ДНЯО. В первую группу входят пять официально признанных ядерными Государств: США, Российская Федерация, Китай, Великобритания и Франция. Проблема заключаются в наличии больших запасов ядерного оружия у США и РФ. Во вторую группу входят Израиль, Пакистан и Индия. Опасность, которую представляют государства второй группы, заключается в том, что они не участвуют в ДНЯО, имеют неопределенный статус по отношению к ядерному оружию, тем самым расшатывают режим нераспространения такого вида оружия. Специалисты считают, что наибольшая опасность в перспективе может исходить от третьей группы - так называемых пороговых государств, в которых существуют предпосылки для создания собственного ядерного оружия. Если это произойдет, то будет нарушен баланс сил на региональном, а возможно и глобальном, уровнях. В разное время в эту группу включали Алжир, Ливию, Иран, Ирак, Северную и Южную Корею и целых ряд других государств. И государства четвертой группы, и государства пятой группы, имеющие возможность обладать ядерным оружием, но обоснованно от нее отказывающиеся, сегодня участвуют в режиме нераспространения. Большинство же стран не входят ни в одну из вышеназванных групп, они не имеют ни возможности, ни намерений создавать ядерное оружие. Однако нет гарантии, что при изменении международной обстановки в отдельных регионах или в мире в целом положение в сфере ядерных вооружений не изменится.                                                                                                                  На рубеже ХХ и ХХI вв. проблемы терроризма и противодействия ему стали одними из важнейших как для отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Это объясняется масштабами и характером террористических акций последнего времени. Если на рубеже XIX и ХХ вв. террористы действовали методом индивидуального террора, убивая политических и государственных деятелей, то первичными объектами атак современных террористов все чаще становятся никак не защищенные мирные обыватели. Объектами «компьютерного терроризма» могут также  быть информационные коммуникации. Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей, терроризм может иметь и другие негативные последствия. Например, экономические потери, связанные со свертыванием деловой активности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обстоит в Израиле и на палестинских территориях. Терроризм дестабилизирует международные отношения, а также политическую ситуацию внутри отдельных государств. Если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается авторитет действующей власти, нарушается нормальное функционирование основных политических и общественных институтов.                                                                       Понятия террор и терроризм вошли в политический лексикон более двух столетий назад. Истоки современного терроризма кроются в событиях Великой французской революции, потому что первым типом терроризма стал именно революционный терроризм. Первые революционеры-террористы - бабувисты, бланкисты и анархисты в Западной Европе, революционные народники в России - своими действиями стремились вызвать замешательство властей, напугать правящую элиту и тем самым способствовать изменениям в пользу наиболее обездоленных и угнетенных слоев общества. Революционное насилие стало рассматриваться в XIX в. как средство решения не только социальных, но и национальных проблем, что породило первые проявления этнического терроризма в Италии, на Балканах, в Российской империи. В XIX в. появляется и правый терроризм, противоположный левому. Те же методы, которые использовали революционеры для достижения идеалов социального и национального равенства и общественного прогресса, стали применяться на почве расовой и национальной нетерпимости ради сохранения общественных институтов и отношений. Правую разновидность терроризма олицетворяли во второй половине XIX в. Куклукс-клан в США, черносотенцы в России начала ХХ в., фашистские, неофашистские и другие правоэкстремистские движения в последующем. Для борьбы с терроризмом создана юридическая база в виде многочисленных международных конвенций. В этих нормативных актах предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам и формам террористической деятельности. В 2000 г. была принята межгосударственная Программа сотрудничества по борьбе с терроризмом и другими проявлениями экстремизма, образован Антитеррористический центр СНГ. Однако, как свидетельствуют примеры из истории международных отношений, далеко не всегда имело место добросовестное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Интересы отдельных государств, их лидеров и правящих элит нередко оказались  не только различными, но даже противоположными.       Поскольку первичными объектами террористических действий часто оказываются государственные деятели или учреждения, а вторичные объекты - общественные отношения, которые целиком находятся в сфере деятельности государства, терроризм представляет потенциальную угрозу любой государственной власти независимо от юридической формы и политико-идеологического содержания. Не случайно уголовные законодательства отдельных стран и международное право относят терроризм к разряду наиболее опасных преступлений.

3.3. ООН в современном мире

 

ООН называют универсальной  организацией по обеспечению мира и  безопасности на Земле путем содействия установлению отношений всестороннего  сотрудничества между странами и  народами на основах равноправия, устранения силы и угрозы силой как средств  решения международных проблем.  ООН  также создает условия, при  которых могли бы в полной мере реализоваться все права и  свободы человека. Все годы своего существования ООН и ее органы уделяли много внимания прогрессивному развитию международного права. Было принято  множество международных нормативных  актов, создавших прочную базу для  регулирования межгосударственных отношений в самых различных  областях, особенно в сфере обеспечения  всеобщего мира и безопасности.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости  и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и  Атлантического океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1960 г. Декларация о  предоставлении независимости колониальным странам и народам. В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость  и стали членами ООН. Особенно значима роль ООН в выработке  международного кодекса прав человека.

Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства  всех государств - членов ООН путем  всестороннего развития экономического, социального, политического, научного, культурного сотрудничества - таковы вкратце главные цели ООН. И как  это ни парадоксально, в достижении своих главных целей она менее  всего преуспела. Большинство из многочисленных войн ХХ в., унесших  жизни более 125 млн. человек приходится на период  деятельности ООН. Очень  низка эффективность деятельности ООН по предотвращению конфликтов и  по их урегулированию. На период ее существования  приходятся почти три четверти из 700 международных, региональных и локальных  конфликтов ХХ в. Коэффициент эффективности ООН в урегулировании международных конфликтов самый низкий из показателей глобальных и континентальных институтов ХХ столетия. В 14 случаях вмешательство ООН привело к эскалации конфликта, в 76 случаях не дало никакого результата, в 18 случаях косвенно способствовало урегулированию конфликтов, в 2 1 случае сыграло важную роль и только в 4 случаях - определяющую роль.

После окончания холодной войны встал вопрос о судьбе ООН  в новых условиях. Россия заинтересована в сохранении и повышении роли Организации Объединенных Наций  в системе международных отношений. Это, несомненно, расширяет возможности  внешней политики РФ. Но в последнее время, особенно в периоды международных кризисов, в выступлениях отдельных политиков и политологов в средствах массовой информации часто можно встретить суждения о маргинализации ООН и даже и ее «смерти».  Такие суждения основываются на неэффективности действий организации по урегулированию многих конфликтов, ее неспособности принимать авторитетные и действенные решения по актуальным международным вопросам, а также стремлении отдельных государств (США в 2003 г. в Ираке) и региональных организаций (НАТО в 1999 г. в Югославии) действовать, игнорируя уставные нормы ООН. Одной из причин подобного положения является то обстоятельство, что Организация Объединенных Наций была создана более шести десятилетий назад и сегодня нуждается в реформировании. Сам факт реформы ООН позволил бы повысить авторитет и уровень легитимности этой организации и лишить аргументов тех, кто оправдывает нарушение Устава ООН, утверждая, что он устарел. Дискуссии о возможности реформирования Организации Объединенных Наций идут уже более десяти лет.

Предлагается реформировать  и деятельность Генеральной Ассамблеи  ООН. В частности, сократить общее  число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимых, исходить при этом из приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру  Генеральной Ассамблеи за счет активизации  уже существующих в ее рамках вспомогательных  органов и, возможно, создания новых  в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем. Многие участники дискуссии  сходятся во мнении

о необходимости  упразднения Совета по опеке как  органа, утратившего

в современных условиях смысл своего существования. В то же время говорится о необходимости  повышения статуса Генерального секретаря ООН и изменения  процедуры его избрания. Предлагаются меры по совершенствованию миротворческой деятельности ООН, в частности по реформированию Военно-штабного комитета. Пока единой точки зрения по вопросу  реформирования ООН не достигнуто, но в том, что такое реформирование назрело, не сомневаются большинство  государств - членов мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, краткая попытка обрисовать комплекс главных проблем, с которыми в процессе становления новой модели международных отношений сталкивается мировое сообщество, отнюдь не исчерпывает всего многообразия вопросов, которые возникли перед человечеством. Суммируя все вышеуказанное, приходится констатировать, что обозримое будущее далеко не безоблачно. Развитие цивилизации выносит на повестку дня все новые и все более сложные проблемы. В какой мере их удается решить, какова будет цена снятия противоречий, сейчас сказать трудно, но ясно, что становление новой модели международных отношений будет проходить весьма болезненно и с большими издержками. В то же время накопленный к настоящему моменту опыт решения самых разнообразных и не менее сложных, чем сегодня, проблем позволяет надеяться, что в конечном итоге стремление создать благоприятную внешнюю среду для развития государств, рост их взаимозависимости перевесит все негативные факторы и приведет к формированию более совершенной, по сравнению с предшествовавшими, модели международных отношений.

 

Список  использованной литературы

  1. Политология: учеб. пособие / Л. Н. Гончаренко [и др.]- СПб. : СПбГИЭУ, 2007. – 274с.
  2. Кравченко А. И. Политология: учеб. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448с.
  3. Мировая политика и международные отношения: учеб. пособие

/ Под ред. С.  А. Ланцова, В. А. Ачкасова. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

 

  1. Мировая политика.  Лебедева М.М. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 365 с.
  2. Глобализация: человеческое измерение / Отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2002.
  3. Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. М., 2003.
  4. Лысенко М. Вопросы нераспространения в современном мире / / Международная жизнь. 2002. №8.
  5. Кокошин А.А. Заметки о проблеме ядерного терроризма в современной мировой политике. – М.: УРСС, 2004.
  6. Глобализация: учебник / под ред. Михайлова В.А., Буянова В.С. - М.: РАГС, 2008. - 543с.
  7. Международный терроризм: внутренняя структура понятия и его роль в политическом дискурсе / Под ред. Л.Е. Бляхера. – Хабаровск. 2005.
  8. http://www.geopolitics.ru/
  9. http://www.russia.uz/
  10. http://trendpolicy.ru/
  11. http://www.ipolitics.ru/
  12. http://www.rau.su/

 

 


Информация о работе Мировая политика и международные отношения