Национальная безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Актуальность темы реферата определяется, прежде всего, исключительной важностью задач национальной безопасности, решение которых является ключевым моментом обеспечения жизнеспособности любого социума, наиболее существенной составляющей его государственной самоорганизации. Последовательная защита национальных интересов страны, адекватная реакция на внутренние и внешние угрозы выступают в качестве важнейших функций государства, наиболее точно характеризуют уровень эффективности работы основных его институтов.
Обеспечение национальной безопасности приобретает особое значение в периоды радикального обновления основ государственного строя, когда общество и государство находятся в неустойчивом состоянии и сталкиваются с целым комплексом новых угроз, обусловленных нарушением привычных политических и социальных связей и, вызванным трансформационными процессами, объективным ослаблением базовых государственных начал.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.92 Кб (Скачать файл)

Жизненно важные интересы и национальные ценности являются наиболее стабильными элементами системы национальной безопасности. В то же время необходимо иметь в виду, что в российском политическом процессе не было и нет какого-либо институционально закрепленного способа определения иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене руководства страны и в котором бы были провозглашены национальные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отражать комулятивный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реагировать на смену нюансов, личностей, предрасположенностей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне планирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта Федерации), но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведомственному) планированию. Посредством политического процесса региональные и ведомственные интересы согласуются.

Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внутренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах личности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.

Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности – необходимое условие для формулирования стратегий национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ресурсы обеспечивают защиту национальных интересов посредством достижения целей (в сферах безопасности, на различных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распределение невозможно без иерархии жизненно важных интересов. Я предлагаю в ранг национальных интересов, кроме высших жизненно важных интересов личности, общества и государства, ввести категории "первоочередных" и "второстепенных" интересов.

Изучение альтернативных вариантов  политики обеспечения национальной безопасности позволяет лицам директивного уровня определить возможные последствия каждого варианта, с точки зрения первоочередности реализации интересов. Концепция же национальной безопасности должна указать, что должно быть осуществлено, чтобы были соблюдены приоритеты в национальных интересах. Варианты политики обеспечения национальной безопасности ограничиваются внутренними и внешними факторами. Эти факторы создают среду, в которой известные силы либо действуют в одном направлении с национальными интересами, либо вразрез с ними. Поэтому при формировании политики национальной безопасности важно проанализировать совпадающие с национальными интересами интересы других государств, выделить конфронтационные с другими государствами интересы России, учесть тенденции во внутренней и внешней среде. Такой анализ позволит спрогнозировать тенденции развития внутренней и внешней ситуации, в которой будет осуществляться политика обеспечения национальной безопасности. Например, тенденции развития экономически могут повлиять на внутренние приоритеты в такой же степени, в какой влияют результаты переговоров по разоружению на уровни стратегических сил.

Имея набор предполагаемых тенденций, можно оценивать альтернативные варианты политики обеспечения национальной безопасности и соответствующие им стратегии. Понятие вариантов политики обеспечения национальной безопасности является концептуальным и предполагает последующие действия по достижению национальной цели. Указанная политика проводится в поддержку высокоприоритетных национальных интересов, определенных концепцией национальной безопасности (интересов выживания нации и "первоочередных" жизненно важных интересов личности).

Политика реализуется через  стратегию обеспечения национальной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Политика определяет основные направления, движение к достижению национальной цели, а стратегия, выраженная в конкретных государственных актах, представляет собой подробные варианты действий государственных органов с указанием ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики. Государственные органы в осуществляемых ими программах выражают политику в области обеспечения национальной безопасности. Каждое федеральное учреждение на основании политики обеспечения национальной безопасности, выраженной концептуально, разрабатывает ряд программ для непосредственной реализации каждого направления политики. Эти программы должны быть тщательно скоординированы между министерствами и иными ведомствами, чтобы обеспечить синергетический характер осуществления программы. Любые недостатки, дефекты или сбои в межведомственной координации осуществления программы ведут к разбазариванию бюджетных ресурсов России, а также к тому, что элементы различных программ начинают наносить вред друг другу.

Стратегию обеспечения национальной безопасности можно определить как науку сосредоточения и использования различных средств и ресурсов страны для достижения национальных целей в конкретных сферах жизнедеятельности. Она выражается, как это было отмечено выше, в различных государственных актах, которые определяются политикой обеспечения национальной безопасности и является содержанием действий для Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации. Они говорят им о том, что они должны делать и что они должны стремиться заполучить от государственных органов власти и управления субъектов Российской Федерации, а также от общества для обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концепцией, политикой и стратегией национальной безопасности.

Определение элементов национальных политик и стратегий других государств имеет прямое отношение к национальной безопасности России. Однако многие аспекты  внутренней и внешней политики связаны  с национальной безопасностью лишь опосредованно. В целом определение  элементов внутренней и внешней политики, которые имеют отношение к национальной безопасности, находятся под значительным влиянием природы возникающих проблем и характера осуществляемой стратегии. Как правило, напрямую вопросы национальной безопасности затрагивают деятельность силовых структур, министерства иностранных дел, министерства торговли и экономического развития, министерства энергетики, министерства налогов и сборов, а также некоторых агентств и служб РФ.

Стратегия обеспечения национальной безопасности напрямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономические и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.

Разработка любой стратегии  обеспечения безопасности включает четыре основных этапа:

1. изучение обстановки;

2. определение конкретных задач;

3. "проигрывание" различных вариантов  стратегии;

4. определение необходимых сил,  средств и ресурсов.

1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков стратегии служит национальный интерес Защита национальных интересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы изменяются. Потребность государства, общества в реализации того или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве основы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть четко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побудительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не должны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение характера действия превратит "интерес" в "цель".

Например, национальный интерес может  быть изложен так:

1. суверенитет и территориальная  целостность;

2. независимость экономики;

3. политическая стабильность;

4. технологическая независимость;

5. согласованность действий федерального  центра и регионов.

Когда национальные интересы четко  зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии  национальной безопасности остается проанализировать факторы, тенденции и события, влияющие на национальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на которые они влияют. При этом следует делать упор на группу факторов анализируемой сферы безопасности.

После анализа факторов, определения  направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам.

В военной стратегии дополнительно  определяют ресурсные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником.

Анализ среды, факторов и угроз  национальным интересам позволяет  оценить ситуацию в каждой сфере  безопасности.

2. вторым шагом является определение  конкретных задач, которые, возможно, придется решать, чтобы защитить оказавшиеся под угрозой интересы и поддержать политику обеспечения национальной безопасности в данной сфере безопасности.

При определении задач надо учитывать, что каждая задача должна относиться к конкретному интересу, задачи должны ограничивать анализируемой сферой безопасности, региона, деятельности и  функции и, кроме того, надо выделить задачи, которые можно решить лишь на межведомственном уровне. Решение  задач будет зависеть от ответа на вопрос "что необходимо сделать на конкретном отрезке времени при наличии ограниченных ресурсов".

3. "Проигрывание" различных вариантов  стратегий представляет собой логический процесс перехода от одного варианта стратегии к другому, опираясь на ранее разработанные стратегии, подставляя в них изменения среды, факторов, угроз. При моделировании вариантов стратегий, нельзя руководствоваться отраслевыми (ведомственными) интересами. Оптимальным решение может быть лишь тогда, когда оно учитывает имеющиеся средства, ресурсы и временные ограничения. Стратегия должна быть четко изложена, чтобы служить руководством при планировании, а также ориентиром для сил и органов, обеспечивающих безопасность в конкретной сфере жизнедеятельности.

Разработанная стратегия может  считаться верной, если прослеживается четкая связь между национальными  целями, интересами, задачами и ресурсами.

4. На четвертом этапе рассчитываются  силы и средства для реализации  выбранной стратегии. Все три  документа – концепция, политика  и стратегия национальной безопасности – должны быть взаимосвязаны и работать на национальные цели, опираться на имеющиеся ресурсы (материальные и интеллектуальные). Национальные цели должны служить реализации национальных интересов. Каждой цели должны соответствовать сформулированные политика и стратегия обеспечения национальной безопасности. Некоторые цели могут служить для удовлетворения нескольких национальных интересов, а определенные ресурсы могут поддерживать несколько стратегий. Политика и стратегия обеспечения национальной безопасности должны быть легитимными, вызывать доверие у народа, а также доверие и понимание у наших партнеров и союзников, у мировой общественности.

Разработка научных методов  исследования национальной безопасности особенно актуальна для России в  условиях ее реформирования, выбора путей  развития, усиливающихся угроз самому существованию нации.

Ежегодная убыль населения России составляет 750 тыс. человек. Серьезную угрозу представляет экономическая слабость России, слабость государства и неразвитость гражданского общества.

О духовном кризисе российского  общества свидетельствуют социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 2000 г. Большинство опрошенных респондентов отмечают снижение у россиян таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие, уважение к женщине и старшим, готовность помочь друг другу. Одновременно социологи отмечают усиление у россиян проявлений агрессивности, цинизма.

В международном плане не оправдались  расчеты, связанные с формированием  новых равноправных, взаимовыгодных отношений России с окружающим миром; по целому ряду параметров нынешние военные и политические установки НАТО не совпадают с интересами национальной безопасности Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им. Разработка средств научного анализа национальной безопасности основывается на ряде концептуальных положений, определяющих общий подход к исследованиям социальных явлений. Средствами формального анализа, основанными на схематизации в рамках формальных систем с фиксированным смыслом понятий и строгими правилами оперирования внутри этих систем, изучается "простое" в реальных социальных явлениях и процессах. "Сложное" в социальных явлениях и процессах изучается гуманитарными методами, основанными на интуиции, на понятиях и терминах, имеющих расплывчатый смысл. Между "простым" и "сложным" нет неподвижной границы. Формальные методы анализа и прогноза реальных явлений постоянно совершенствуются, превращают сложное в простое, делают это сложное доступным для понимания не только специалистов, экспертов, но и любых достаточно грамотных людей, сумевших овладеть соответствующей технологией формального анализа. Этот процесс превращения сложного в простое, движения границы между сложным и простым в сторону сложного проявляется внешне как "отвоевывание" математикой у гуманитарных сфер исследования все новых областей, как проникновение математики во все новые сферы исследования.

В то же время в любом явлении, процессе, предмете имеются одновременно и простые, и сложные стороны. Какая сторона явления или процесса в данный момент существенна, зависит от того, что мы хотим, имея дело с этим явлением или процессом, какой стороной мы к этому явлению обращены.

Информация о работе Национальная безопасность России