Невербальный имидж политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль фотографии в формировании имиджа современного политического лидера.
Данная цель обусловила постановку и реализацию следующих исследовательских задач.
1. Изучить структуру и основные элементы имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта.
2. Рассмотреть имидж как ключевое понятие политических связей с общественностью.
3. Выявить особенности невербальной составляющей имиджа политического лидера
4. Рассмотреть фотографию как инструмент формирования невербального имиджа политика.
5. Выявить роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА: МЕСТО И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ ...………………………………………………………………
1.1. Понятие, структура и основные элементы политического имиджа: анализ отечественного и зарубежного опыта ………………………….……
1.2. Невербальная составляющая имиджа политического лидера ………….
1.3. Роль фотографии в формировании невербального имиджа политика…
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А. МЕДВЕДЕВА ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ …….........
2.1. Теоретико-методологические предпосылки изучения специфики формирования имиджа Д.А. Медведева через фотографию ..………………
2.2. Роль фотографии в формировании невербального имиджа Президента РФ Д.А. Медведева……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Приложение А. Официальные постановочные фотографии ………………..
Приложение Б. Профессиональные постановочные фотографии ………….
Приложение В. Групповые постановочные фотографии ……………………
Приложение Г. Студийная постановочная фотография ……………………..
Приложение Д. Ситуативные фотографии официальных встреч (без жестикуляции) ………………………………………………………………….
Приложение Е. Ситуативные фотографии официальных встреч (с жестикуляцией) ………………………………………………………………...
Приложение Ж. Ситуативные фотографии официальные выступления …...
Приложение К. Ситуативная групповая фотография ………………………..
Приложение Л. Ситуативные фотографии неформальных встреч …………
Приложение М. Ситуативные фотографии рабочих встреч ………………...
Приложение Н. Бланк опроса для эксперта ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Хомченко.doc

— 5.30 Мб (Скачать файл)

В-пятых, по невербальному поведению. Автор называет этот имидж кинетическим (невербальный, поведенческий имидж). Невербальный имидж создается на основе изучения воздействия жестикуляции, мимики, положения тела в пространстве. При становлении положительного имиджа необходимо сдерживать то поведение или действия, которые выдают негативные стороны характера, и преподносить те, что располагают партнеров по общению. (47, С. 102 – 104)

Таким образом, А.Ю. Панасюк рассматривает  имидж, как совокупность частных  имиджей, каждый из которых может очень существенно повлиять на общее впечатление о человеке. Данная модель наиболее полно отражает структуру имиджа как психологического явления, не так явно отражена его социальная природа. Нас же в данной модели интересует, как представлен невербальный компонент имиджа. Ему автор уделяет значительное внимание. Он рассматривает этот компонент как два самостоятельных: габаритный имидж (внешность) и кинетический (поведенческий, невербальный).

Также довольно полная структура представлена в работе Е.В. Змановской. Она предлагает четырехкомпонентную структуру, выделяя ведущие компоненты личного имиджа. В приведенной трактовке, исследователь расположила их в направлении от внешних и изменчивых проявлений к внутренним стабильным качествам.

Структура личного имиджа:

  1. Внешний облик (портретные характеристики): физические данные (рост, фигура); костюм (одежда, обувь, аксессуары); прическа; манера поведения и речи; жесты; взгляд и мимика; особенности голоса; запах.
  2. Имиджевая символика: имя; личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка); личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида); социальные символы и символы социального престижа (деньги, положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка машины, предпочитаемый вид спорта).
  3. Социально-ролевые характеристики: репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах); амплуа (разыгрываемая социальная роль); легенда (история жизни человека, представленная в имидже); миссия (социально важные цели, полезность для общества).
  4. Индивидуально-личностные свойства: профессионально-важные качества; доминирующие индивидуальные характеристики; стиль взаимоотношений с людьми; пропагандируемые идеи; базовые ценности. (27, С. 87 – 89)

В данной структурной модели имиджа также явно представлен невербальный компонент. Как многие авторы, Елена Валерьевна говорит о внешнем виде, но она включает невербальную составляющую и в имиджевую символику. Также отмечает такую важную характеристику невербального компонента, как изменчивость, т.е. предполагается возможность достаточно легких вариаций имиджа с целью создания  его позитивного восприятия.

Психолог Центра профессиональной ориентации О.В. Левшина предлагает следующую структуру личного  имиджа, состоящую из четырех элементов. Первый компонент – зрительный, он включает в себя особенности поведения и общения человека, его внешность, а также невербалику. Второй компонент – слуховой: вербалика (речь) и паравербалика (голос). Третий – осязательный. Он подразумевает все физические контакты. Наконец, последний компонент личного имиджа – это обонятельный. В данном случае имеются в виду все естественные и искусственные запахи.

В данной схеме подробно представлен  личностный аспект, в то время как  социальная природа имиджа не отражена. Ведь даже личный имидж не мыслится вне его общественного функционирования.

Социальный психолог О.В. Иванникова выделяет три основных структурных  фактора формирования политического  имиджа.

Первый фактор – реальные особенности  политического деятеля. Это внешние данные, привлекательность, возраст, здоровье, манера одеваться, жесты, мимика, тембр голоса, наличие или отсутствие харизмы, способности, мотивация участия в политическом процессе. Не менее важны политические позиции, программа и деятельность.

Второй фактор – способ и формы  получения информации о политике. Важно соотнесение информации и  ее непротиворечивость при поступлении  по каналам межличностного взаимодействия, получении от PR-служб, от независимых СМИ, а также при знакомстве со слухами, сплетнями и расхожими сужениями и др.

Наконец, третий фактор – социальная ситуация. Особенности электората на конкретной стадии развития общества. Здесь важны свойства менталитета, социальные ожидания, преобладающие  настроения в обществе. Важно также идеализированное представление в обществе о подходящем на определенную должность кандидате. (46, С. 341 – 342)

Таким образом, имидж – это сложное  структурное образование, включающее три и более компонента. Разные авторы предлагают разные варианты структур. Невербальный компонент так или иначе представлен во всех структурах. Наиболее полно структуру личного имиджа описали Е.В. Егорова-Гантман и А.Ю. Панасюк. В них политический имидж рассматривается как целостный социально-психологический феномен, в других структурах одна из характеристик (социальная или психологическая) остается не совсем раскрытой.

Рассмотрев подходы к пониманию  имиджа в целом, перейдем к анализу  невербальной составляющей имиджа, как  наиболее значимого компонента для  нашей работы.

 

    1. Невербальная составляющая имиджа политического лидера

 

Значимость невербального компонента в структуре имиджа в целом  отмечают множество зарубежных и  российских ученых. Внимание к невербальному компоненту объясняется, не только его важностью на стадии формирования имиджа, но и возможностью его эффективного использования для достижения поставленных политических целей.

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности. Все они передают некое сообщение о предмете, этот процесс получил название невербальной коммуникации. В широком смысле «невербальная коммуникация» практически отождествляется с понятием «невербальное поведение» и означает обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Аллан Пиз утверждает, что передача информации  происходит: за счет вербальных средств (слов) – на 7 %; за счет звуковых (голосовых) средств – на 38%; за счет невербальных средств – на 55%. (49, С. 45 – 46)

Речевое общение служит преимущественно  для передачи информации, в то время как общее впечатление о человеке формируется на основе его невербального поведения, частично или полностью не осознаваемого им. А в содержании предыдущих параграфов мы уяснили, что имидж политика – это прежде всего образ, сформированный в сознании людей. Должно пройти немалое количество времени, чтобы этот образ приобрел характер стереотипа и превратился в устойчивое знание. Поэтому роль невербального компонента особенно значима на начальных этапах формирования имиджа, а именно первого впечатления (оно является очень сильным) у аудитории о данном  политическом деятеле. Однако роль невербального компонента имиджа только этим не исчерпывается, он активно используется и в дальнейшем построении имиджа.

Рассматривая структуры имиджа политика, предложенные разными авторами, мы обратили внимание на то, что в  одних случаях этот компонент  назван визуальным, другие авторы называют его невербальным, есть случаи, когда  в структуре представлены оба  этих компонента. Мы считаем это возможным, поскольку и в том и в другом случае речь идет о том, что не связано с речью, о различных внешних проявлениях личности. Когда мы говорим о визуальном компоненте, то имеем в виду канал восприятия внешних проявлений имиджа, он принадлежит аудитории, то есть тем, кто видит. А невербальный компонент – это канал воздействия, причем неречевого, он относится непосредственно к носителю имиджа. Поэтому в данной работе мы также рассматриваем эти компоненты как равнозначные, но предпочтение отдается невербальному, так как именно он, на наш взгляд, является структурным элементом имиджа политического деятеля.

Выделим еще некоторые  значимые функции невербального  компонента в процессе коммуникации:

  • презентация «Я» личности или маскировка;
  • диагностика актуальных психических состояний индивида;
  • идентификация партнеров по общению;
  • отражение характера и динамики взаимоотношений партнеров;
  • регуляция пространственных и временных параметров взаимодействия;
  • поддержание оптимального уровня психологической близости;
  • уточнение, понимание, изменение вербального сообщения;
  • контроль состояния, его нейтрализация или создание социально-значимого эффективного отношения, разрядка, регуляция общения. (27, С. 87)

Как пишет Е.В. Змановская, психологические  исследования убедительно показывают, что публичный образ конкретного человека складывается преимущественно из невербальных сигналов. Внешний вид человека, его движения, тембр голоса, мимика – все это наряду с другими неречевыми характеристиками формирует имидж.

Г.Г. Почепцов также  говорит о том, что визуальный канал является основным. Такие визуальные проявления нет необходимости пояснять, так как они влияют на человека вне его сознания. И приводит следующие  аргументы, 16% вербальных тем запоминается более половиной аудитории, в то время как среди визуальных тем этот процент достигает 34. При этом 69% вербальной информации пропадает, поскольку замечается менее, чем третью аудитории. (57, С. 345)

Особенность невербального  языка состоит в том, что его  появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Поль Сопер замечает: «Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, оставляет осадок предубеждения и недоверия». (69, С. 76)

Д.В. Ольшанский считает, что в практике имиджмейкинга  требования, предъявляемые к имиджу политика, во многом схожи с требованиями, предъявляемыми к имиджу телевизионного ведущего. Здесь же автор приводит  противоположную своей точку зрения О.А. Феофанова. Последний считает, что политическая философия является одним из самых необходимых элементов имиджа. Так как политическое образование, которое избиратели  приобретают в ходе предвыборных кампаний, приводит к тому, что они становятся все более взыскательными. Их уже не просто обмануть пустыми обещаниями, и лишь некоторых можно убедить придуманной внешностью. Д.В. Ольшанский, признавая справедливость этих слов, все-таки замечает, что внешние черты имиджа продолжают оставаться весьма существенными. Такова человеческая психология, что именно внешнее воспринимается в первую очередь – до политических программ и политической философии доходят далеко не все. А имидж политика должен быть массовым. (44, С. 215 – 219)

Невербальный  компонент проще для восприятия. Нет необходимости детально разбираться  в тонкостях политической жизни. В случае активного использования  невербального компонента политик  попадает в доступный для нас всех контекст. Подобная визуализация приближает политика, снимает с него ореол недоступности и заоблачности. Есть также и отдаляющие характеристики. Все зависит от того, с какой целью те или иные визуальные характеристики используются.

Говоря о визуальном компоненте имиджа, можно привести слова Николо Макиавелли, которого можно назвать первым политическим имиджмейкером: «Внешность часто оказывает  чрезмерное влияние на сущность».

Одним из важнейших  психологических моментов имиджмейкинга является проблема первого впечатления, которое производит на людей политический деятель, а также проблема составления людьми некоего собственного мнения о политике по его фотографиям в газетах или журналах, на плакатах, по телевизионному изображению. В социальной психологии установлено, что именно первые секунды внешнего восприятия другого человека формируют общее позитивное или негативное отношение к нему.

Гринберг Т.Э. говорит о внешнем компоненте, когда описывает коммуникативные  стратегии продвижения имиджа политика. Одной из таких коммуникативных стратегий автор называет перевод имиджевых  характеристик в визуальные образы. Визуальное воплощение имиджа будет выражаться в решении внешнего облика, создании портретных и иных фотографий для материалов политической рекламы, фотоматериалов для печатных СМИ, разработке телевизионного образа политика. Используемый визуальный образ может представить не только внешний, но и внутренний облик человека: может проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, оппонентами, наиболее выгодные факты биографии, результаты деятельности, выражение интересов избирателей и.т.д. (18)

Однако было бы неверно сводить восприятие имиджа только лишь к внешнему виду. Привлекательная  внешность далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества, но ее роль в оценке политика его аудиторией весьма значительна. Внешность, как обязательная составляющая имиджа, позволяет выразить индивидуальность, жизненные цели и ценности, представления о чести, мужественности, власти, демонстрировать или, наоборот, скрывать черты характера. Это своеобразные знаки, символы, отражающие определенные смыслы.

Для узнаваемости образа политического деятеля имиджевая  символика имеет первостепенное значение. Смысл символов зачастую не осознается, но моментально воспринимается на уровне интуиции. Чем устойчивее связь символа с имиджем политика, тем более эффективно и ненавящиво его можно использовать. Чем больше символов будет содержать в себе образ политического деятеля, тем устойчивее будет восприниматься аудиторией это образование, но тем сложнее будет изменить его.

Информация о работе Невербальный имидж политика