Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:24, курсовая работа
Таким образом, обозначим цель исследования - охарактеризовать процесс трансформации политической оппозиции в России. Достижение цели предполагает раскрытие следующих задач:
1. Определить содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии.
2. Охарактеризовать эволюцию политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России.
Введение
Глава1: Феномен политической оппозиции
1.1 История феномена оппозиции.
1.2 Аспекты феномена оппозиции
Глава2: Парламентская оппозиция как институт политической сиситемы современной России
2.1 Общие черты парламентской оппозиции
2.2 Оппозиция в современной России
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава1: Феномен политической оппозиции
1.1 История феномена оппозиции.
1.2 Аспекты феномена оппозиции
Глава2: Парламентская оппозиция как институт политической сиситемы современной России
2.1 Общие черты парламентской оппозиции
2.2 Оппозиция в современной России
Заключение
Список литературы
Введение.
Оппозиция — социальный институт, без функционирования которого невозможно становление и развитие демократического общества. Социальное и политическое значение этого феномена связано с его объективной ролью в обществе, дифференцированном по структуре и статусу социальных групп, их материальному положению, участию в распределении ресурсов, включенности в структуры власти, политическим ориентациям, отношению к режиму, правящей элите и т.д. Социальная неоднородность и разноликость общества отражается соответствующим образом в характере оппозиции, ее структуре, возможностях влияния на различные процессы, политическое поведение населения и деятельность власти.
Актуальность заданной проблематики определяется еще и тем, что все больше исследователей стали ставить под сомнение существование в «постельцинской» России политической оппозиции вообще. По оценке В.Я.Гельмана, одним из наиболее заметных итогов первого президентского срока В.Путина и электорального цикла 2003 – 2004 гг. стало исчезновение, или, по меньшей мере, резкое снижение политического влияния всех политических сил, претендующих на роль оппозиции политическому режиму и/или политическому курсу президента и правительства России . Т.Ворожейкина высказала сходную оценку сложившейся ситуации: «В нынешней российской политической системе нет оппозиции – как системной, выступающей за смену политических сил, стоящих у власти, так и несистемной, отвергающей сложившиеся правила политической игры» .
Это связано со многими событиями, но, прежде всего, с превращением партии власти в правящую партию. Конечно, данная ситуация складывалась постепенно – в 2003 году СПС и «Яблоко» не преодолели 5 % барьер и не прошли в парламент. «Единая Россия» же, наоборот, получила конституционное большинство. В 2004 году укрепился режим В.Путина, далее последовал ряд, можно сказать, антиоппозиционных законов как отмена выборов губернаторов, закон об НКО, закон о политических партиях и др.
Вопросы дальнейшего взаимодействия власти и оппозиции пока открыты. На наш взгляд, интересным представляется разобраться в эволюции оппозиции. В чем причина такого ослабления – слабость или реальное усиление режима? Несомненно, методологической посылкой исследования оппозиции является дихотомия «демократия-авторитаризм», ведь наличие сильной активной оппозиции – первый атрибут демократии. И, наоборот, ее отсутствие или ослабление – признак авторитаризма.
Таким образом,
обозначим цель исследования - охарактеризовать
процесс трансформации политиче
1. Определить содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии.
2. Охарактеризовать эволюцию политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России.
Структура курсовой работы соответствует поставленным задачам. В первой главе рассматривается политическая оппозиция как феномен, изучаемый политической наукой, факторы анализа оппозиции, историко-политологический контекст, проблемы, характерные черты, типология политической оппозиции, место, отводимое политической оппозиции в разных моделях демократии. Во второй главе характеризуется эволюция политической оппозиции в России 1991 – 2008 гг., деятельность оппозиционных политических партий и их роль в политическом процессе.
Заявленный период характеризуется распадом старой политической системы в 1991 году, становлением новой системы за период президентства Б.Ельцина до 1999 года и укреплением новой политической системы за период пребывания на посту президента РФ В.Путина.
Глава 1. Феномен политической оппозиции
1.1 История феномена оппозиции.
Политика
в силу своей природы
Вся история
общества, политики связана с
фактами, примерами
Противостояние
власти и оппозиции всегда
заключается в борьбе за
В размытой
форме следы оппозиции
Поэтому
в качестве основных причин
формирования политической
Сложно сказать, когда появились первые исследования политической оппозиции, так как эта тема, так или иначе, поднималась мыслителями во все времена ввиду ее тесного переплетения с темой власти.
Изучение
феномена политической
Со второй половины
XIX века по середину XX века в политологии
доминировал дескриптивный
Наиболее ярким
примером оппозиции является Франция
XIX века. Именно эту страну так часто
сравнивают с Россией по накалу политических
страстей. В XIX веке во Франции прошли
две революции – события
В книге
«О средствах правления и оппоз
Целью оппозиции, по мнению Гизо, является борьба, но не только для того, чтобы уничтожить, если это ей удастся, систему управления, которую она считает неправильной, но также и для того, чтобы эту систему изменить, вынудить ее сдерживать себя и идти на соглашение даже тогда, когда она всесильна. Именно этим обоснована необходимость оппозиции находиться во власти: «Оппозиция должна преследовать власть по пятам, достаточно часто встречаться на ее пути, выглядеть перед нею хорошо вооруженной, дабы заставить ту ощутить потребность не впадать в заблуждение, дабы оказывать на нее воздействие, хотя власть ее отвергает и даже одерживает над ней победы»[6].
Оппозиция должна иметь право и быть в состоянии изменить правительство, не свергая его. Именно этим она должна удовлетворять потребность той части общества, которую она представляет, именно этим она выполняет подлинную миссию, по представлению Ф.Гизо, исправляя ошибки власти, оппозиция поддерживает саму власть, против которой борется и тем самым она выражает интересы не только части общества, но и общества в целом. Для того чтобы порядок и свобода нашли свое прочное основание, власть повсеместно должна иметь ограничения в лице дееспособной оппозиции – таков вывод французского автора.
Таким образом, анализ Ф.Гизо является очень ценным с точки зрения эволюции изучения политической оппозиции – учитывая французский опыт, Ф.Гизо приходит к выводу, что оппозицию нельзя подавлять, она имеет право на существование и критику власти, более того, эта критика просто необходима власти в качестве некой «обратной связи». С другой стороны, оппозиция, по мнению Гизо, не должна ставить своей целью слом системы и постоянную борьбу. Деятельность оппозиции должна быть конструктивной. Эти выводы и стали в дальнейшем основой для представлений о конструктивной оппозиции.
Но, отметим, что в целом работы, написанные, в XIX – нач. ХХ вв. были достаточно дескриптивны и идеологизированы, хотя это вполне объяснимо началом становления демократических институтов и началом зарождения современных политических режимов. Имеется в виду, что в начале ХХ века произошло расширение всеобщих гражданских прав и внедрение во многих странах института выборности должностных лиц. Это все сделало политику открытой для масс. Что оказалось шагом на пути к демократизации, однако такой процесс не был линейным – существовали и определенные откаты: «В свете исследования институциональных изменений в ХХ в. необходимо обратить также внимание на то, что сами эти изменения неизбежно оказывали существенное влияние на развитие политической науки, на появление и гибель различного рода теорий и концепций. Так, появление советского и германского вариантов тоталитаризма обусловило становление и развитие теории тоталитаризма, а волнообразные демократические преобразования в мире во второй половине века способствовали становлению теории демократического транзита»[11].
На историко-политическом плане это все ознаменовалось переходом к демократии в ее современном понимании. На фоне переосмысления причин возникновения тоталитарных режимов и сформировались важнейшие исследования демократии как таковой. Ученых и исследователей интересовало, почему одни и те же институты в разном историческом контексте «выливались» в разные политические системы, почему, например, возник феномен тоталитаризма. Демократия стала восприниматься не только как определенный набор политических институтов, норм и практик, но, прежде всего, как ценностно-окрашенное понятие, то есть в дихотомии тоталитаризм-демократия первое понятие носило негативную окраску, а второе, неизменно, позитивную. Важно помнить, что оппозиция в рамках данного подхода рассматривалась уже как обязательный атрибут демократического политического режима и, напротив, как начисто отсутствующий элемент тоталитарного режима. Право на политическую оппозицию – один из важнейших демократических принципов. Именно в этой связи рассматривался феномен оппозиции в исследованиях того периода.
Важнейшим исследователем в этом направлении стал известный ученый Р.Даль, предложивший концепт полиархии.
По мнению Р.Даля, власть иерархична и устроена соревновательным образом. Политическая власть принадлежит не правящему классу и не элите, а распределена среди множества различных социальных групп с различными интересами, таких, как политические партии, этнические и профессиональные объединения, предпринимательские ассоциации, профсоюзы и т.д. Они могут находиться в состоянии конфликта друг с другом, т.к. их генезис и происходил на основании тех или иных противоречий. Р.Даль отмечал: «Редко страна делится на два лагеря по какому-либо принципу вообще. Как правило, обнаруживается более двух групп конфликтующих интересов»[16]. Общество разделяется на большее количество групп, часть которых оказывается в правительстве, а другие – в оппозиции ему. Вот почему сторонники этого подхода предпочитали говорить об «оппозициях», а не об оппозиции. При этом важно отметить, что в полиархиях политика проводится в рамках консенсуса, устанавливаемого политически активными членами общества, из которых основная часть – избиратели. Оппозиции, находящиеся в рамках ценностного консенсуса, имеют реальные шансы на успех, а выходящие за эти рамки, напротив, маргинализуются.