Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Содержание

Введение
I. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
II. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
III. Виды органов исполнительной власти
IV. Правительство Российской Федерации
V. Федеральные органы исполнительной власти
VI. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
VII. Территориальные органы исполнительной власти
VIII. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

10) по предложению Председателя  Правительства РФ назначает: на  должность и освобождает от  должности заместителей Председателя  Правительства РФ, федеральных министров 

 

11) представляет  Совету Федерации  Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

 

12) формирует и возглавляет Совет  Безопасности РФ;

 

13) формирует и осуществляет  руководство Администрацией Президента  РФ;                           

 

14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

 

15) назначает и освобождает от  должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;

 

16) назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

 

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное по­ложение:                                          

 

   Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.

 

Высшие должностные лица субъектов  РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

 

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчи­ненных Президенту РФ.       

 

Начиная административную реформу, Президент  РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов:

 

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволж­ский, Уральский, Сибирский  и Дальневосточный. Образование  округов даст возможность более эффективно осуществлять феде­ральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территори­альными органами федеральной исполнительной власти.

 

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение  о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным  органом, содей­ствующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения  согласованного функционирования не взаимо­действия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношении Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государ­ственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; Обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их долж­ностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране.

 

 

 

III. Виды органов исполнительной власти

 

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов испол­нительной  власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные  термины «система» и «структура»  федеральных органов исполнительной власти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.              

 

В Российской Федерации создано  множество органов испол­нительной  власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельнос­ти, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе класси­фикации, можно выделить следующие виды органов исполни­тельной власти.      

 

1. По уровню нахождения органа  в системе исполнительной уластив  Российской Федерации (в зависимости  от федеративного государственного устройства страны):

 

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные  министерства, федеральные службы, фе­деральные агентства);

 

б) органы исполнительной власти субъектов  РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом слу­чае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное уп­равление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управ­ления).

 

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов  исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность  нижестоящих органов выше­стоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспе­чивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.                   

 

2. По субъекту, в ведении которого  находится право формиро­вать (учреждать)  органы: 

 

а) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру  обра­зования этих органов к ведению  Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполни­тельной власти и их территориальные органы;

 

б) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции  РФ, конституций (уставов) и законов  субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

 

Органы исполнительной власти, формируемые  в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим  федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

 

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

 

а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

 

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или гла­вами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).        

 

4. По организационно-правовым формам.

 

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

 

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

 

в) государственные комитеты (республиканские);

 

г) федеральные службы и федеральные  агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управле­ния);

 

д) администрации;              

 

е) мэрии;  

 

ж) департаменты, управления, главные  управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

 

5. По характеру компетенции  (или содержанию деятельности):

 

а) органы исполнительной власти общей  компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления)  по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

 

 б) органы  отраслевой компетенции осуществляют  управление; подчиненными им отраслями  в различных сферах государственной  деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

 

в) органы межотраслевой  компетенции выполняют специальные  функции для всех или, для большинства  отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти ме­жотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

 

6. По порядку  принятия управленческих решений  (правовых ак­тов управления):

 

а) коллегиальные  органы;       

 

б) единоначальные органы.

 

IV. Правительство  Российской Федерации

 

Правовую  основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, в том числе Федеральный  конституционный закон «О Правительстве  Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ.

 

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ве­дения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.  

 

Правительство РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с  Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ — это высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации.

 

От других федеральных органов Правительство  РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

 

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, указов Пре­зидента РФ, международных  договоров РФ;

 

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;       

 

в) принимает  меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании  и во исполнение Конститу­ции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты,  не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.

 

Состав  Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.   Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Информация о работе Органы исполнительной власти